Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Афиша < Вы здесь
Восемь спектаклей недели: 3-9 сентября
Дата публикации:  4 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Кто-то из критиков уже отмечал, что после Олимпиады у многих московских любителей театра может начаться своеобразная ломка. Действительно, после олимпийского роскошества трудно возвращаться к "театральным будням". Кажется, что Олимпиада должна длиться вечно. Но - увы. Это "увы", возможно, произнесет каждый, кто пойдет 5 или 9 (18:00) сентября в театр Вахтангова. Там дают "Отелло". Сразу - невольно - вспоминается спектакль Някрошюса. И не потому, что спектакль вахтанговцев плох, а потому, что Някрошюса невозможно забыть.

В постановке Евгения Марчелли есть интересные режиссерские находки. Так, Отелло (Владимир Симонов) - вовсе не негр, а скорее ариец - белокожий золотой блондин. Дездемона (Анна Дубровская) - не бесцветная невинность, а весьма живая и соблазнительная особа. Сцена ее смерти решена без африканских страстей и, собственно, без удушения как такового. Дездемона сидит перед рамой, затянутой полупрозрачной сеткой - как перед зеркалом. Отелло медленно гладит ее по лицу, волосам - и вдруг по зеркалу начинает стекать густая бледно-розовая краска. Так что если кто-то не видел Някрошюса и не боится, что стоит только услышать знакомый текст, и в памяти сами собой начнут всплывать литовские мизансцены, - то вечер не пропадет зря.

6 сентября в том же театре Вахтангова можно будет посмотреть "Сирано де Бержерака" Э.Ростана. Постановщик - Владимир Мирзоев, в главной роли - Максим Суханов, основной выразитель мирзоевских идей, и этим почти все уже сказано. На счету Мирзоева немало интерпретаций (а скорее - перелицовок) классики - стебных, модных, местами откровенно, атакующе бессмысленных, но - всегда ярких, игровых и нарочито эксцентричных. Однако "Сирано" критика называет "самым умеренным и спокойным" мирзоевским спектаклем. В игре Суханова, помимо всегдашних, "фирменных", повадок, манеры разговора, необычной "развинченной", "текучей" пластики, отмечают неожиданную незащищенность, лиризм, чувство одиночества, душевную уязвимость. Особенно интересны его дуэты с Ириной Купченко - Роксаной. Она знает заранее, кто пишет ей письма и кто кому суфлирует под балконом. Но выбирает - Кристиана. Отчего? Здесь раскрывается поле для самых фантастических предположений. Может, "чтобы подпитать свою вечную молодость". Может - из-за того, что Сирано, как и она сама, слишком необычен - и они отталкиваются, как одинаково заряженные магниты... Спектакли Мирзоева тем и отличаются, что каждый может вложить в них свой собственный смысл, ведь пространства для этого режиссер оставляет более чем достаточно. Еще одна модернистская постановка - "Маскарад" Виктора Шамирова в театре Станиславского. Первое, что бросается в глаза - то, что весь спектакль сделан в одной гамме. Все костюмы, все декорации - приглушенного красно-коричневого цвета. К концу спектакля хочется хотя бы какого-то яркого пятна. Но это однообразие приедается тем сильнее, что ритмически постановка почти так же "бесцветна". Арбенин (Сергей Шакуров) предстает человеком слабым и унылым, без романтических страстей. Ирина Гринева интересно сыграла Нину. Но ей не повезло. (А жаль, актриса она замечательная.) Единственное, что на премьерных спектаклях запоминалось в Нине, - было слово. Одно. То самое, что рифмуется со словом "поцелуй". Это из романса Нины. Говорят, что неудачно подставив актрису под огонь критики, режиссер все же разрешил ей матерный романс больше не петь. Проверить свой слух можно 7 сентября.

В одно черное, черное воскресенье, в одной черной, черной табакерке, на черной, черной сцене будет идти песочный, песочный человек! Есть мороз по коже? Тогда непременно нужно идти на премьеру прошлого сезона (показанную, кстати, под Новый год) - "Песочный человек" в театре Табакова. Жанр определен как "триллер эпохи Просвещения". Закрученный сюжет, странные и страшные превращения, совпадения, романтические злодеи, кукла из морского песка, ожившая, чтобы мстить своему создателю. Режиссеру Александру Марину удалось поймать атмосферу и дух гофмановской прозы. Может быть, некоторым его ходам непросто найти рациональное объяснение, но, наверное, в таком спектакле это не так уж и важно. Испытать нервы можно 9 сентября.

5 числа в филиале театра Маяковского на Сретенке идет уже не новый спектакль "Розенкранц и Гильденстерн мертвы". Возможно, многие вспомнят одноименный фильм Тома Стоппарда по его же сценарию. Здесь наблюдается такой парадокс: тем, кто видел фильм - не нравится спектакль, а те, кто успел посмотреть "Розенкранца и Гильденстерна" в театре - не могут полюбить и принять киноверсию. Так что если вы не видели фильм - смело идите в театр. А если видели - то результат, как говорится, не гарантирован.

"Андрюша" в театре Сатиры - спектакль, поставленный к юбилею Андрея Миронова. Премьера состоялась 8 марта, в день, когда ему исполнилось бы 60. Получился немного грустный подарок к неслучившемуся дню рождения. Партнеры Миронова - звезды театра Сатиры - подыгрывают ему. Они - на сцене, он - на экране. Молодые актеры сдают своеобразный экзамен по Миронову. На экране возникают отрывки из фильмов, встреч со зрителями. Пускай здесь нет полного творческого портрета, нет и каких-то важных театральных ролей. Зато есть живая эмоция, искренность и нет утомительной "надгробности". "Андрюша" - первый спектакль, который Александр Ширвиндт выпустил в качестве нового главного режиссера. Обычно по первой премьере гадают, как по ромашке, "каким же он будет, новый театр с новым главным". Мне кажется, здесь это не очень уместно. Для этого лучше подождать следующей премьеры - тем более что до нее осталось немногим больше недели. А пока стоит посмотреть "Андрюшу" 8 сентября.

9 числа открывает сезон МХАТ - и сразу премьера - "Кабала святош". Это первая премьера нового Художественного театра - под руководством Табакова. Его планы впечатляют, так что интерес к ней обеспечен.

Кроме того, сезон набирает силу - и на этой неделе нас ждут еще две премьеры, заявленные столичными театрами: "Вишневый сад" в постановке М.Розовского - 7 и 8 сентября.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Екатерина Барабаш, Кино на ТВ 3 - 9 сентября /31.08/
Разгула классики, который наблюдался на неделе минувшей, не предвидится, хотя громкие имена нет-нет и появятся. Жерар Депардье, Сергей Бондарчук и Бетт Дэвис.
Антон Долин, Десять фильмов недели: 29 августа - 4 сентября /28.08/
"История рыцаря" - отчасти пародийный, отчасти серьезный фильм о спортивном духе. "Брат якудзы" - новый фильм Такеси Китано похож на "Брата-2": к якудзе в Америку едет брат. "Интим", "Мулен Руж", "Защита Лужина" и это еще не все!
Антон Долин, Десять фильмов недели: 22-28 августа /22.08/
"Парк Юрского периода 3" - динозавры стали умнее и страшнее. "Брат якудзы" - новый фильм Такеси Китано практически полностью повторяет "Брата-2": к брательнику-якудзе в Америку едет брат. "Эволюция", "Мулен Руж", "Кинопроба" и это еще не все!
Татьяна Рыбакина, Семь спектаклей недели /27.08/
"Сирано де Бержерак" Мирзоева в театре Вахтангова, "Нижинский, сумасшедший божий клоун" в театре на Малой Бронной, "Война и мир. Начало романа. Сцены" Петра Фоменко, "Чайка" Б.Акунина в "Школе современной пьесы" и многое другое!
Екатерина Барабаш, Кино на ТВ 27 августа - 2 сентября /27.08/
Неделю, на которой показывают по два фильма великих Феллини и Висконти, лучшие фильмы Георгия Данелия и картину Вайды, язык не поворачивается назвать пустой.
предыдущая в начало следующая
Екатерина Воронова
Екатерина
ВОРОНОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Афиша' на Subscribe.ru