![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
|
||
![]() |
/ Обзоры / Кино < Вы здесь |
Шепоты и крики "Таинственная река". Режиссер - Клинт Иствуд ![]() Дата публикации: 16 Февраля 2004 ![]() ![]() ![]() Этот фильм оставляет комок в горле. Редкое состояние для пожирателя пленки. В "Таинственной реке" почти нет профессиональных приемчиков для вышибания слезы из зрителя, в сооружении которых поднаторел Голливуд. Но каждым своим кадром последний фильм Клинта Иствуда взывает к сопереживанию - чувству, порядком нивелированному на экране. Нет ни правых, ни виноватых. Только люди и река. Собственно, главнейшие образы - река и лес. Вокруг реки город. Лес - это кошмар Дейва (взрослого его играет Тим Роббинс), место тотальной потерянности, выброшенности, где никто не защитит. Но из леса можно выбраться. Из реки - нет. Мяч тонет в ней - в странной промоине на мостовой, куда падают, рано или поздно, все мячи от всех детских игр. Машина с насильниками, которые забирают одного из мальчишек, заигравшихся на улице, - тоже часть течения. А среди трех имен, нацарапанных сверстниками на подсыхающем бетоне, последнее - Дейв - осталось недописанным, будто смытым волной. Тайной осталась и эта машина, и взрослые негодяи, искалечившие жизнь Дейва. Иствуд поначалу сгущает атмосферу, на всем лежит легкий морок. Кульминация сумеречного пролога - тот самый лес, полный недобрых звуков, кружащийся и бросающийся в ноги маленькому Дейву, который еще не раз явится ему в кошмарах. Переход в день сегодняшний приводит в действие жестко выстроенный жанровый сюжет. Уже никакой потусторонности, река остается до поры на краю кадра. Мальчишки повзрослели, каждый идет своим путем. Джимми (Шон Пенн) - судя по всему, криминализованный неудачник, более всех преуспел Шон (Кевин Бекон), став полицейским, а Дейв... каждый день провожает своего сына в школу и обратно. У Джимми убивают дочь - от его бывшей жены. В ту же ночь Дейв приходит домой с окровавленными руками. С этого момента Иствуд предпринимает великолепный отвлекающий маневр - включает сугубо детективную фабулу, что позволяет ему раскидать множество ложных следов, психологических обманок. Чем сильнее овладевают Джимми-Пенном гнев и жажда мщения, тем менее уверенным, неадекватным становится Дейв-Роббинс, фокусируя на себе все подозрения. Воистину, назначение на роли этих исполнителей - наибольшая удача фильма. Пенну доступны все оттенки душевной черноты, его дарование неврастеника, помноженное на взрывной темперамент, близко к совершенству. Но главная тяжесть, как представляется, лежит на Роббинсе. Прочему-то в связи с образом Дейва у меня из головы не идут слова, сказанные Пазолини в одном из биографических фильмов - о том, что в природе некоторые животные изначально настроены на то, чтобы быть съеденными, точнее даже - хотят быть съеденными, и что он - такое животное.
Трагический Фатум. Не античный, но постхристианский - герой уже ничего не преодолевает, не бросает вызов богам или невозможным обстоятельствам, он изначально - жертвенный агнец. Именно такого героя очень точно, во всех оттенках - от вспышки бессильной ярости до полной покорности перед лицом несправедливой расправы, - и играет Роббинс. Вся его работа - выдающийся портрет обреченного, раздирающее повествование обо всех жертвах сразу - в одном лице. Конечно, за пределами ближайшего пространства картины, которое окружает Роббинса и Пенна, слабых мест хватает. Середина картины явно затянута, в отдельные моменты все-таки есть ощутимый привкус мелодрамы, Шон-Бекон прорисован бегло, схематично, на него будто недостало краски. Однако - и это главное, как представляется, - Иствуд сумел сделать слышным шепот жертв. Это еле слышные голоса тех, кто приговорен, кого первого затянет стремнина, - среди рева своеволия, среди криков ослепших праведников. Река смывает имена, а также тех, кому они принадлежат. Она течет сама по себе. Ей нет дела ни до жизни, ни до смерти, и когда чей черед - спрашивать бессмысленно. Но можно попытаться хотя бы услышать того, кто пишет свое имя рядом с твоим, - и тогда он задержится на берегу, с тобой... может быть.
![]() ![]()
|
![]() |
![]()
d-dmytro@i.com.ua ![]() ![]() |
![]() |
||
![]() |
||
![]() |
||