Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Курсив не мой < Вы здесь
Фениксы наши и заморские. Заплыв #4
Обзор бумажной прессы по культуре

Дата публикации:  19 Декабря 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Благодаря стараниям Валерия Кичина культурные проблемы не сходят с первой полосы Известий уже второй день подряд. Вчера кинообозреватель пугал читателей японским мультсериалом "Покемон", который собираются показывать на канале ОРТ. Сегодня Кичин в статье под названием "Недосмотр" (от "правдистского" стиля спасает разве что маленький нюанс - статья про кинопрокат) вещает: "Наш кинематограф постоянно гибнет и непрерывно возрождается... Проекты теоретиков из Минкульта вместо расцвета приведут к исчезновению крупнейшей студии Европы ("Мосфильма" - В.К.) с лица земли". Да это же опять камень в огород министра культуры Михаила Швыдкого, который у киношников (как и читателей газет) вызывает аллергию. Тут же на большой фотографии Михаил Ефимович собственной персоной: двигает чиновничьи стулья - ухватил шельма-фотограф.

Суть очередного "тяни-толкая" министра и студии "Мосфильм": "Министерство предлагает акционирование студий и частичное огосударствление проката. Его резоны: кино может успешно развиваться только за счет частных инвесторов. <...> На "Мосфильме" считают, что все должно быть как раз наоборот". Далее автор обильно цитирует директора "Мосфильма" Карена Шахназарова, который предлагает сделать как во Франции: ограничить кинопоказ по телевидению в уик-энд, не показывать их вообще в дни премьер, а еще лучше - ополовинить американские боевики, вестерны и блокбастеры в отечественном телеэфире. Точка зрения Швыдкого только анонсируется, а значит культуру еще ждут первые полосы в Известиях.

Еще одно детище Швыдкого и тоже на первой полосе. Независимая газета начинает интервью с Александром Ширвиндтом, вновь назначенным худруком Театра сатиры, аккурат по правую руку от фотографий нового госсекретаря и советника по национальной безопасности США. Потому что - эксклюзив. Правда, Григорий Заславский задает в основном такие вопросы: "?!" (это такой вопрос - В.К.), "Почему?", "А дальше?". А что спрашивать, когда Ширвиндта наконец прорвало. Он обещает "посмотреть весь репертуар. Многие спектакли я, конечно, давно не видел. Разболтанность наверняка страшная, потому что их никто не смотрел, никто не следил за их состоянием. Уровень актерской импровизации, когда нет режиссерского глаза, известен".

Заславский пытается умерить пыл нового худрука: "Кирилл Лавров. <...> Михаил Ульянов. <...> Так и не смогли найти гениев". И тут выясняется, что у нового худрука и планов всего - создать спектакль к 60-летию Андрея Миронова. "Идет же спектакль "Высоцкий". Назначает их Швыдкой, назначает, а они даже концепцию придумать не могут...

Да что про нашу культуру писать, когда в сытой Италии уже 5 лет не могут приступить к реставрации сгоревшего венецианского театра "Ла Фениче" ("Феникс"). Итальянский корреспондент Независимой подробно описывает руины, заборы, мостки, пластиковые саваны, желтую каску, которую ему нацепили на голову. Три колонки не пожалели для описания итальянской безалаберности. Раньше театр тоже горел, но его за год восстанавливали. А теперь назаказывали дорогой машинерии в Германии, а монтировать - негде. Почитаешь, и сердце радуется: не только у нас плохо. И театр у них сгорел, когда вода кругом, и маскарады теперь без балов остались, и без опер.

Кстати, про "Маскарад". Драме Лермонтова, инсценированной Виктором Шамировым в Театре имени Станиславского, вчера досталось только во Времени новостей. Сегодня водопад сокрушительных рецензий должен окончательно подкосить режиссера. "Сначала хотел придумать что-то интересное, а потом плюнул: пусть уж катится этот Лермонтов в тартарары", - уверяет Роман Должанский ("Маскарад на три буквы", Коммерсант). "Это не тянет даже на американский кинобоевик категории "Б", - после нескольких комплиментов прошлому Шамирова утверждает Алексей Филиппов ("Операция на Лермонтове", Известия). "Красивая, манерная, но не вполне убедительная насмешка над искренним творением юного Лермонтова", - как и положено молодой девушке, обижается за поэта-романтика Майя Одина ("Как один тип с женой разобрался", Сегодня).

В общем, разобрало театральных обозревателей так, что даже радиожурналист Марина Тимашева (в сетевой версии газеты она почему-то сокращена до Марины Тим) взялась за перо: "Раз Пушкин ругался матом (за бутылкой вина), то и нам можно (со сцены). Добавлю по секрету, что Пушкин и Лермонтов не только ругались, но еще и испражнялись время от времени. Но если кто от имени Лермонтова нагадит на обеденный стол, то назовут его не поэтом. И не режиссером" ("Все презирать: закон людей, закон природы...", Независимая газета). Самое ценное сообщение Независимой - романс Нины (стихи Пушкина, рифма "поцелуй-х..") из спектакля изъяли после первого представления. Победили критики!

До юбилейных концертов Большого симфонического оркестра имени Чайковского и исполнения после длительного перерыва Патетической оратории Георгия Свиридова дошли сегодня руки у Известий и Коммерсанта. В первой газете - статья "Саду цвесть" Петра Поспелова, который отдает БСО пальму первенства: "Сегодня федосеевцы стали самым качественным, стабильным и благополучным <...> оркестром. К тому же Владимиру Федосееву и его подопечным удается быть одновременно и цивилизованными европейцами, и заправскими русскими патриотами". Елена Черемных ("Большой патриотический оркестр имени Чайковского", Коммерсант) выражается по этому поводу не столь ясно, но кое-что разобрать можно: "Тем, кто привык отторгать непопулярную категорию патриотизма, предстояло задуматься над трезвой актуальностью этого понятия. Тем, кто считает себя истинными патриотами, дали окунуться в далекое от ханжества истолкование патриотизма".

Киноведы начали справлять Рождество и Новый год. Время-МН пытается размышлять о месте "сказок на голубом экране" среди "мандаринов, салата оливье, всяких песен о главном", а по дороге размышляет о двух премьерах - "Рождественских мистериях" с Чулпан Хаматовой и "Гринче, похитителе Рождества" с Джимом Кэрри.

Юрий Гладильщиков в свежих Итогах в непривычном для него объеме (и страницы не наберется), но все равно подробно описывает всю подноготную этого мохнатого "Гринча" - откуда пошел и куда идет. "Фильм же осуждает не злюку, а ксенофобию, в том числе детскую. Гринч в нем - типичный представитель нацменьшинств. Еще: фильм про лузера, то есть неудачника, и про то, что лузеру надо помогать - тогда он перестанет быть лузером и проявит свои истинные, полезные для общества качества". Далее: "В девяносто девяти случаях из ста Голливуд изготавливает фильмы универсальные - предназначенные всему миру. "Гринч" рассчитан на своих". Финал рецензии как раз возвращает читателя к "нашим баранам": "Глядишь, через сколько-то лет наша юная публика будет знать Гринча не хуже, а то и лучше, чем Незнайку с бременскими музыкантами. Разве что наш кинематограф быстро разбогатеет, и у нас снимут фильм про Незнайку с ДеЦлом в главной роли и бюджетом 100 млн. баксов и "Бременских" с Алибасовым-Трубадуром и "На-на" в пяти остальных главных ролях, включая женскую".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вахит Каркыраев, Уголовная романтика и доморощенный Бах. Заплыв #3 /18.12/
Обзор бумажной прессы. Виктор Шамиров матерится, у Дмитрия Хворостовского - ком в горле, а Франсуа Озона - тошнит.
Вахит Каркыраев, Бессон и татуированный поросенок. Заплыв #2 /09.12/
Обзор бумажной прессы. Живые полуфабрикаты и одетый Кулик. След серийного убийцы тянется в США. Чип и Дейл спешат на помощь. Маленький Хворостовский и большой Шамиров.
Вахит Каркыраев, Дельфин и рейнская русалка. Заплыв #1 /07.12/
Обзор бумажной прессы. Краденый гимн. Помолодевший "Триумф". Новая победа министра культуры. Мужчина с женским голосом.
Петр Поспелов, От наследства не отказываемся /26.09/
Курсив не мой. Геннадий Рождественский дирижировал "Борисом Годуновым" 1948 года. Партнер от Рихтера не подошел Вадиму Репину. "Киношок" наградил Эльдара Рязанова. Айвазовский и Чюрленис отошли в салон. И только Лев Бруни остался в религиозном авангарде. Обзор бумажной прессы.
Петр Поспелов, Успокоительного не принимаем /19.09/
Курсив не мой. Журнал "Волга" закрыт, но на книжной ярмарке скупают книги. Спивакову удался Шостакович, но Плетнев все равно лучше. Шоу "Брат-2" будит в русских патриотический милитаризм, но, помилуйте, как невинны австралийцы со своей Олимпиадой! Обзор бумажной прессы.
предыдущая в начало следующая
Вахит Каркыраев
Вахит
КАРКЫРАЕВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Курсив не мой' на Subscribe.ru