Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Курсив не мой < Вы здесь
Шура Балаганов и мастера капустника. Заплыв #5
Обзор бумажной прессы по культуре

Дата публикации:  20 Декабря 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

"Шура, мы хотим получить от тебя взаимности". Это не Бабель, и не Ильф с Петровым, а название статьи Романа Должанского в сегодняшнем Коммерсанте. О чем - несложно догадаться. То, о чем трубили газеты чуть ли не ежедневно, - свершилось: Александр Ширвиндт был представлен вчера труппе Театра сатиры в качестве "молодого" худрука. Статья Должанского полностью соответствует коммерсантовскому духу: подробное описание разговора с вахтершей, не пускавшей журналиста на сбор труппы, сменяет не менее подробное описание торжественных речей и задушевной семейной атмосферы (в стебном тоне). Признаюсь, я до сих пор не могу забыть аналогичного описания похорон Олега Ефремова. Просидел ведь маститый критик-театровед всю панихиду и записывал в блокнотик, кто и как себя вел, что говорили старушки-поклонницы и известные деятели театра да как Березовский приехал на кладбище. Чего не сделаешь, чтобы читатель Коммерсанта ощутил свою причастность значительным событиям: юбилеям, свадьбам, похоронам. Поэтому всех, кому еще интересна судьба Театра сатиры, отсылаю к маленькой, но острой публикации во Времени новостей.

Марина Давыдова оказалась, видимо, не так проворна и на сбор труппы не попала. Но задачи нового худрука ухватила и без этого: "Больше юмора, меньше сатиры". Но сатиры в Театре сатиры последнее время и так было немного. А низкокачественного юмора хоть отбавляй. По сути, он медленно, но верно превращался в филиал Театра эстрады". Читавшие вчера большое интервью с Ширвиндтом в Независимой газете уже поняли, что "в общем, все будет как при дедушке (Плучеке - В.К.)".

"Что, собственно, случилось? - вопрошает далее Давыдова. - Девяностолетний Плучек уступил место шестидесятилетнему Ширвиндту". По поводу тяжелых условий, в которых существуют столичные режиссеры много моложе шестидесяти, здесь же интервью модной режиссерши Елены Невежиной. Для контрасту к "Сатире".

А уже для контрасту к интервью - рецензия на спектакль Невежиной в "Табакерке". Опять Марина Давыдова, опять ругает. Получается, что некому наступать на пятки девяностолетним плучекам кроме шестидесятилетних ширвиндтов. Круг замкнулся.

Замкнулся он и в Ведомостях, где сегодня - видимо, уже последняя - рецензия Олега Зинцова на "Маскарад" Виктора Шамирова. А к ней интервью с молодыми актерами Ириной Гриневой и Сергеем Пинчуком - работа Елены Ковальской.

Давно известно: какой материал на культурной полосе главный - такой и полоса будет. Если после центральной статьи Романа Должанского в Коммерсанте уже не хочется читать ничего другого (открытие выставки Константина Латышева в "Айдан-галерее", питерские новости и "информашка" о новом балете с разговорами Владимира Васильева). Зато Время новостей вполне справедливо поместило "под шапку" статью "Старый друг лучше новых двух". Екатерина Бирюкова, побывавшая на двух концертах "Декабрьских вечеров", умело смешала фортепьянное трио с вокальным циклом "Прекрасная мельничиха", превратив простую рецензию в размышление о проблемах исполнения романтической музыки.

В серии публикаций о новом фильме Бертрана Блие "Актеры" с участием всех постаревших звезд французского кино рефреном звучит слово "капустник". "Такое у нас делают на любом актерском капустнике - но снять это на пленку и показать народу никому в голову не приходило. Вообразите Абдулова, Маковецкого, Ильина, Ульянова, Хазанова, Мордюкову и других любимейших наших актеров, которых просто поставили перед камерой, не дали в руки никакого текста и попросили нести, что в голову придет" (Валерий Кичин, Известия). Даже страшно представить Хазанова без заготовленного текста!

"В фильм <...>, внешне похожий на виртуозную безделицу, участники картины вкладывают живой человеческий нерв, успевая и в шутках выразить свои сегодняшние переживания. Уж очень долго участники "Актеров" хватали звезды с неба, были популярны, молоды, полны энергии. Слишком долго держалась иллюзия, что так будет вечно" (Екатерина Сальникова, Независимая газета). Только Алексей Медведев во Времени новостей настроен пессимистично: "Еще один сюжет авторского кино с его программной рефлексией исчерпан. Начинается новое кино, в котором уровень эмоционального воздействия на зрителя становится куда важнее семиотических парадоксов и философских высказываний о природе искусства".

"Нет, американцы так смешно и пронзительно не умеют. Мы могли бы, но кишка фантазии истончилась. Капустникам капут", - утверждает Валерий Кичин. Но нас голыми руками не возьмешь! Шамировский "Маскарад" - капустник, Театр Сатиры - один большой капустник. Жив курилка!


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вахит Каркыраев, Фениксы наши и заморские. Заплыв #4 /19.12/
Обзор бумажной прессы. Монстрики и министр. Тяни-толкай и непопулярная категория патриотизма. Мохнатый лузер и салат оливье.
Вахит Каркыраев, Уголовная романтика и доморощенный Бах. Заплыв #3 /18.12/
Обзор бумажной прессы. Виктор Шамиров матерится, у Дмитрия Хворостовского - ком в горле, а Франсуа Озона - тошнит.
Вахит Каркыраев, Бессон и татуированный поросенок. Заплыв #2 /09.12/
Обзор бумажной прессы. Живые полуфабрикаты и одетый Кулик. След серийного убийцы тянется в США. Чип и Дейл спешат на помощь. Маленький Хворостовский и большой Шамиров.
Вахит Каркыраев, Дельфин и рейнская русалка. Заплыв #1 /07.12/
Обзор бумажной прессы. Краденый гимн. Помолодевший "Триумф". Новая победа министра культуры. Мужчина с женским голосом.
Петр Поспелов, От наследства не отказываемся /26.09/
Курсив не мой. Геннадий Рождественский дирижировал "Борисом Годуновым" 1948 года. Партнер от Рихтера не подошел Вадиму Репину. "Киношок" наградил Эльдара Рязанова. Айвазовский и Чюрленис отошли в салон. И только Лев Бруни остался в религиозном авангарде. Обзор бумажной прессы.
предыдущая в начало следующая
Вахит Каркыраев
Вахит
КАРКЫРАЕВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Курсив не мой' на Subscribe.ru