Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
Новая драма вне "Новой драмы"
Дата публикации:  1 Октября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Фестиваль закончился. Непонятно только, кто победил. Тут полагается порефлексировать над списком лауреатов, среди которых - классик русской и советской литературы Людмила Петрушевская: жюри под руководством актрисы Ингеборги Дапкунайте отметило премией "Новое слово" пьесу Петрушевской "Бифем". Пьеса, конечно, крутая, но только вот написана она давно, и награда фестиваля с громким названием "Новая драма" некоторым образом перечеркивает усилия ее младших современников. Но речь не об этом.

Любопытно, что в дни, когда на малой и новой сценах МХАТа имени Чехова, в подвале "Театра.doc" игрались новые драмы, случались в Москве и другие премьеры, так или иначе связанные с именами ныне живущих авторов.

О них и речь.

На большой сцене Театра имени Моссовета сыграли, например, мюзикл по мотивам сатирической и одновременно ямбической комедии Леонида Зорина "Опечатка". Тут так и просится игра слов: дело в том, что мотивы Зорина в спектакле, который поставили "в четыре руки" худрук театра Павел Хомский и актер и режиссер Сергей Виноградов, совершенно перекрыты другими, музыкальными. Перекрыты и местами заглушены до полной неразличимости и неузнавания. Хотели, как утверждал один из постановщиков Сергей Виноградов, убить двух зайцев и, в частности, вбить гвоздь в гроб набивших оскомину мюзиклов. Ну а вышло, что убили еще и пьесу.

Можно вообразить, что пьеса театру понравилась не особо. Но уважение к классику не позволило вежливо поблагодарить Леонида Генриховича и вежливо же отказаться. И театр решил вступить в борьбу (подобно тому, как некоторые, вступая в брак, надеются перевоспитать супруга или супругу). Это - всего лишь предположение, разумеется. В конце концов, сложилась традиция, именно в Театре имени Моссовета когда-то с большим успехом была поставлена "Царская охота" Зорина, потом появилась стихотворная "Цитата", первая часть поэтической и сатирической трилогии, которую теперь завершает "Опечатка". Короче говоря, то, что сложилось, привело в итоге не к сложению, а к вычитанию. И располагает к размышлениям о судьбе стихотворной комедии на современных подмостках: ведь и с "Горем от ума" получается далеко не всегда. Не умеют читать стихи, не умеют подать броскую реплику. Актеров, вероятно, этому особо и не учат, однако же кое-где, на Таганке, к примеру, читать стихи до сих пор не разучились. Но там по-прежнему в чести лирический и даже трагический стих, а не сатирическая комедия в старинном духе, но на новый лад (как можно было бы при желании отозваться об "Опечатке" Зорина).

Параллельно "Новой драме" в Театре сатиры сыграли "Яблочного вора" Ксении Драгунской в постановке Ольги Субботиной. Все необходимые слагаемые налицо: современная пьеса, модный режиссер и даже актеры - те самые, застрельщики "новодрамных" идей. Премьеры сыграли под занавес прошлого сезона. Жаль, что в фестивальную афишу спектакль не вошел, по каким причинам - непонятно. Спектакль идет, и можно сходить, посмотреть и решить, что общего и каковы различия у этой пьесы с другими, более или менее радикальными сюжетами современных драматических сочинений. Идет, правда, редко, раз в месяц (максимум - два) и "Dostoevsky-trip" по пьесе Владимира Сорокина в Театре на Юго-западе (режиссер - Валерий Белякович). Вышла премьера в Театре имени Гоголя по пьесе современного отечественного кинодраматурга Анатолия Сергеева...

Со времени первой "Новой драмы" ситуация, выходит, сильно изменилась. Два года назад в афишу "засовывали" все, что так или иначе можно было отнести к современной драматургии, без разбору сочетая коммерческую антрепризную пьесу с экспериментальными поисками. Тогда отборщиков укоряли в неразборчивости. Сейчас же возникают вопросы иного рода: почему выбрали то, а не это. С одной стороны, надо бы радоваться тому, что отборщики получили возможность заниматься тем, чем положено им по определению, - а именно: отбирать. С другой, тут же рождаются новые вопросы и претензии, связанные с критериями отбора. Очевидными их назвать никак нельзя.

И снова чувствуешь себя осликом Иа-Иа, у которого, как известно, даже день рождения не был поводом для положительных эмоций.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Лиза Биргер, Раздвигая границы театра /30.09/
Новый театр, новую оперу, новое кино практически вживают в официальную культуру, приобщают к ней. Зритель не сам выбирает себе культурных героев, а получает их уже готовыми из рук театральных критиков, продюсеров и администраторов.
Григорий Заславский, По матушке /25.09/
"Новая драма" у нас традиционно ассоциируется с радикальными сюжетами и ситуациями, где мат - естественная языковая среда. Но не хотелось бы, чтобы новая драма в таком своем виде покрыла все пространство - как драматургии, так и театра.
Татьяна Доронина, "Я не могу использовать театр, которым руковожу" /19.09/
Интервью. Я привыкла работать с серьезной публикой и хочу ее сохранить. Хорошая комедия - это всегда очень большая мудрость, это всегда нравственность без назидания.
Григорий Заславский, "Гвоздь сезона" и новая труппа Олега Табакова /05.09/
В Большом сезон открыли "Хованщиной", премьерой позапрошлого сезона, актуальной, впрочем, в России всегда, но в свете нынешней политологической дискуссии, начатой Глебом Павловским, - актуальной особенно.
Екатерина Ефремова, Простая история: смерть от апатии /02.09/
"Балтийский дом" показал спектакль "Жизнь Ильи Ильича". "Весь мир - больница, а люди в ней - пациенты", - такова режиссерская концепция. Пять лет назад Лев Додин уже ставил подобный спектакль, и ничего странного в использовании учеником идеи учителя - нет. Только спектакль был у Додина о безумии мира, а у Игоря Коняева - об апатии Обломова.
предыдущая в начало следующая
Григорий Заславский
Григорий
ЗАСЛАВСКИЙ
zaslavski@mail.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru