Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Александр Великий в Москве
В Москве прошла мировая премьера симфонии греческого композитора Араписа

Дата публикации:  9 Января 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В минувшем декабре в Зале имени Чайковского прошел концерт Симфонического оркестра Государственного академического Большого театра России. Дирижировал Алексей Степанов. Программа была и интересной, и несколько необычной; рядом с шедевром русской музыки - Второй симфонией С.Рахманинова - исполнялась симфония молодого греческого композитора Димитриса Араписа - "Александр Великий" (мировая премьера). Сочетание, прямо скажем, чреватое опасностью невольного сравнения. Однако профессионально скроенная партитура Араписа, изобилующая, правда, некоторыми длиннотами, привлекла и мелодической свежестью, и обилием неожиданных звуковых находок, к примеру, в сочетании tutti оркестра и изящных, порой по-восточному витиеватых соло высоких духовых. Идею своего нового сочинения (2001 г.) автор излагает так:

"История оценивает Александра Великого так высоко не только потому, что он постиг идею всечеловеческого единения, противоположную узкой идее национализма, но еще и потому, что служил ей долго и успешно воплотил в жизнь. Его достижения вдохновили и вдохновляют многих деятелей, вплоть до наших дней"...

В сущности, характер симфонии Араписа воспринимается как размышления автора на эту глобальную и волнующую его тему. Видимо, именно этим объясняется преобладание в музыке медленных темпов, хотя порой возникают и мысли о некой конкретной программности произведения, когда в разных частях партитуры как бы возникают отголоски военных битв. Музыка "Александра Великого" по стилю абсолютно традиционна, и мне в высшей степени импонирует творческая позиция композитора, не стремящегося "насиловать" свою музыку чуждыми, видимо, ему авангардными изысками и остающегося верным своему художественному кредо, то есть простоте и ясности в изложении тем, главенству мелодического начала. В трехчастной симфонии немало по-настоящему красивых музыкальных страниц. В ней есть и искренность, и убежденность автора в правильности своего художественного выбора. Убежденность убеждает. Это - истина. И то воодушевление, с которым была принята симфония слушателями, лишний раз эту истину подтверждает... Мировая премьера, состоявшаяся в Москве - отнюдь не случайность. Димитрис Аропис, связанный творческими узами со многими музыкантами в разных странах, в России будто нашел свой второй дом. Он много и плодотворно сотрудничал с известными российскими музыкантами и коллективами; с Николаем Петровым, Российским национальным оркестром, с балетом Кремлевского театра; вместе с хореографом Андреем Петровым создал балет "Зевс". Всего и всех не перечислить. Успеху симфонии Д.Араписа, безусловно, музыканта одаренного, способствовало прекрасное исполнение оркестра и четкость творческой позиции дирижера, его симпатия к этой музыке. Поздравляя молодого греческого композитора, желая ему новых успехов и новых встреч со здешней страной, я просто обязана последние слова статьи послать в адрес оркестра Большого театра и дирижера этого театра Алексея Степанова. Жаль, очень жаль, что столь высокопрофессиональный коллектив почти не выступает в концертных залах. Исполненная им во втором отделении Вторая симфония Рахманинова подарила слушателям большую радость. Степанов, обладающий жестом объемным и одновременно конкретным, проявил себя музыкантом чутким, тонким стилистом, владеющим формой в целом и способным акцентировать в партитуре все наиболее художественное ценное. В его манере нет ни намека на внутреннюю аффектацию и ни малейших внешних эффектов. Но впечатляют строгость, сосредоточенность и естественность.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Жирмунский, Записи опер Римского-Корсакова /25.12/
Запись "Снегурочки" К.Кондрашина остается непревзойденной. "Снегурочку" В.Федосеева можно назвать альтернативной всем записям Большого театра. В записях В.Небольсина отсутствует яркое индивидуальное начало, но "Китеж" - исключение. Опера "Золотой петушок" не записывалась дирижерами Большого театра вплоть до 80-х.
Татьяна Рыбакина, Юбилей московской филармонии /24.12/
Двадцатого декабря в столице начался фестиваль, посвященный 80-летию московской филармонии. Он продлится до конца января, ведь 29 января 1922 года в Большом зале консерватории состоялся концерт, ознаменовавший ее торжественное открытие.
Михаил Фихтенгольц, Тайны звукописи /24.12/
На фестивале собрались настоящие знатоки французской музыки, владеющие тайнами звукописи и умеющие раскрыть их слушателям. Пальму первенства, вероятно, стоит отдать пианистам - их в этом году как никогда много.
Процесс гальванизации /14.12/
Все живое вытеснено в андерграунд, его днем с огнем не найдешь. И в этом нет чьей-то злой воли, такова логика развития самого искусства.
Ник Рок-н-ролл, Ник Рок-н-ролл: я был агентом ЦРУ /13.12/
Ник Рок-н-ролл - одна из самых ярких личностей в рок-андеграунде. В 80-е годы его появление на сейшенах означало скандал, драку, милицию и прочие неприятности.
предыдущая в начало следующая
Фарида Фахми
Фарида
ФАХМИ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru