Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Парадоксы романтического формализма
Дата публикации:  14 Января 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Концерты камерной музыки редко воспринимаются как "информационный повод"; исключениями являются, пожалуй, лишь программы немногих фестивалей, клавирабенды Михаила Плетнева и вокальные вечера в Бетховенском зале Большого театра. Между тем, январь открылся сразу тремя заметными камерными концертами. Два из них, объединенные условной принадлежностью к условному фестивалю "Русская зима", прошли в рамках абонемента "Музыкальное приношение Святославу Рихтеру"; музыку Брамса играли квартет Бородина, Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Василий Лобанов, Наталия Лихопой и Наталия Гутман. Гутман стала также героиней интереснейшего концерта, прошедшего 11 января в Рахманиновском зале консерватории без какой бы то ни было рекламы.

Наталия Гутман, посвятившая вечер памяти своей преподавательницы Г.С.Козолуповой, представила краткую историю европейской виолончельной сонаты XIX-ХХ веков. Драматургия программы была строго продуманной: взволнованного Камилла Сен-Санса сменил ироничный Франсис Пуленк, а вслед за консерватором Николаем Мясковским прозвучал новатор Бенджамен Бриттен. Таким образом, были сопоставлены три композитора совсем разных школ, а четвертый, сам себе школа, некоторым образом суммировал их достижения.

Следить за парадоксами, на которых строилась далеко не простая программа, было сплошным удовольствием: во-первых, француз Пуленк оказался куда менее похож на своего соотечественника Сен-Санса, чем советский композитор Мясковский. Во-вторых, сочинение последнего, написанное одновременно с сонатой Пуленка, - в конце сороковых годов - не имело с ней ничего общего. В-третьих, романтическая соната Мясковского едва ли позволяла догадаться о том, что ее автор, наряду с Шостаковичем и Прокофьевым, подвергался критике как формалист - причем именно во время работы над сонатой. В-четвертых, опус Бриттена как таковой оказался парадоксом, подобно большинству лучших его сочинений. Принадлежащая совершенно иной звуковой и мелодической стихии, нежели три предыдущие, бриттеновская соната в исполнении Гутман прозвучала не менее захватывающе, став убедительной кульминацией вечера.

История появления сонаты Бриттена навела на мысли о роли личности в истории: к началу 1960-х годов композитор уже более десяти лет не писал инструментальной музыки, сосредоточившись на опере. Ситуация изменилась благодаря знакомству Бриттена с Мстиславом Ростроповичем, для которого был написан ряд виолончельных произведений; соната оказалась первым из них. Игра Наталии Гутман показала, что музыка, которая с первых звуков не кажется мелодичной, может звучать изящно, страстно и ликующе - и даже в большей степени, нежели более традиционное сочинение. Так, соседствовавшая с Бриттеном соната Мясковского - также написанная для Ростроповича - ничем не напоминала о времени своего создания. Ассоциации возникали скорее с русским и - особенно - французским романтизмом второй половины XIX века: программа Гутман не случайно открывалась сонатой Сен-Санса.

Трагический настрой сонаты обычно связывается биографами композитора с событиями его жизни, хотя спекулятивность такого подхода очевидна: бытие далеко не всегда определяет сознание, особенно когда речь идет о художнике. Соната Сен-Санса - яркий пример именно французской музыки, с характерным сочетанием печали и игривости. Черты национальной школы были хорошо слышны и в сонате Пуленка, сочетавшей удивительную мощь с глубокой нежностью. Вполне естественно, что во время исполнения сонаты в зале раздался детский смех: несмотря на обилие парадоксальных гармоний, это была, несомненно, веселая музыка, напомнившая о Пуленке - соавторе балета "Новобрачные на Эйфелевой башне". Программой были довольны не только слушатели, но и сама Наталия Гутман, дважды вышедшая на бис. Страсть, с которой прозвучало скерцо из сонаты Шостаковича, заставила публику аплодировать стоя. Отрадно, что настоящим музыкальным событием все еще может оказаться скромный по сравнению с помпезными фестивалями и гастролями концерт.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Рок - это по-нашему /13.01/
В Екатеринбурге проходит юбилейный - пятый - фестиваль "Старый Новый Рок". Беседа с организаторами и участниками акции - о нынешнем состоянии российской рок-музыки, уральской и не только.
Михаил Визель, А весна-то будет? /12.01/
Совместное выступление "Аукцыона" и ансамбля Татьяны Гринденко совсем не так удивительно, как может показаться на первый взгляд. Получилась нормальная святочная мистерия. Только XXI века.
Алексей Яковлев, Несколько слов о существовании музыкальной критики /24.12/
Музыковеды захотят исследовать концертную жизнь наших дней. Из прессы они узнают, что дирижеров назначал и ниспровергал Сергей Марков. Что исполнительского процесса в нашей стране не было: были Плетнев, Спиваков и Башмет. Хотя происходит немало такого, что должно быть критикой замечено и проанализировано.
Кирилл Дальковский, Владимир Ашкенази на страже мира /19.12/
Замысел проекта "Музыка и диктатура" Владимира Ашкенази - в сопоставлении музыки, написанной по госзаказу, с той, что рождалась по велению сердца. Однако это противопоставление показало, что "официальные" сочинения Шостаковича и Прокофьева не в меньшей степени отражают их гений, нежели "неофициальные".
Илья Овчинников, Как важно быть идейным /18.12/
Масштаб фестиваля "Владимир Спиваков приглашает" производит сильное впечатление, однако при меньшем размахе результат мог бы оказаться более цельным и убедительным. Без общей идеи фестивалю суждено остаться набором качественных, но никак не связанных между собой концертов.
предыдущая в начало следующая
Кирилл Дальковский
Кирилл
ДАЛЬКОВСКИЙ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru