Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Не спи, не спи, художник
Илья Овчинников

Дата публикации:  15 Октября 2008

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В Москве состоялся авторский вечер Виктора Екимовского

Московская филармония продолжает эксперимент, успешно начатый в прошлом сезоне. В Камерном зале, открывшемся рядом с Концертным залом имени Чайковского, проходит абонемент "Автора!", в рамках которого московские композиторы разных поколений и направлений встречаются с публикой лицом к лицу. Авторы представляют свои сочинения в исполнении Московского Ансамбля Современной Музыки (МАСМ) и рассказывают о себе слушателям, а те имеют возможность задать любые вопросы. В этом сезоне первым к аудитории вышел Виктор Екимовский.

Среди композиторов, образовавших в 1990 году Ассоциацию современной музыки (АСМ) во главе с Эдисоном Денисовым, Екимовский был и остается одной из самых ярких и авторитетных фигур. Не случайно в 1996 году после смерти Денисова Екимовский возглавил АСМ и до сих пор активно занимается делами организации. Курс композиции Екимовский закончил у Арама Хачатуряна, хотя это, вероятно, последнее, о чем можно догадаться, слушая музыку Екимовского: композитор экспериментировал с додекафонией, алеаторикой, коллажами, инструментальным театром. Куда больше о нем говорит, например, его монография об Оливье Мессиане - первая на русском языке: от Мессиана Екимовский унаследовал любовь к парадоксальным составам и созвучиям.

Правда, если почерк Мессиана можно узнать практически безошибочно, то сочинения Екимовского объединяет их принципиальная несхожесть друг с другом. Его типичные в своей противоположности произведения - "Соната с похоронным маршем" (1981), где никакого похоронного марша нет, и "Бранденбургский концерт" (1979) - попытка реставрации сочинения, которое мог бы написать Бах. Есть у Екимовского и своеобразная визитная карточка - но речь отнюдь не о сочинении, где нашлась бы пара запоминающихся мотивчиков: 'Balletto' - партитура без нот, где выписаны лишь движения дирижера - может играться любым составом музыкантов, и тем менее похожи друг на друга ее исполнения.

В Камерном зале Екимовский представил сочинения разных лет. "Композиция 2" - образцовое додекафонное сочинение, подытожившее изучение "Упражнений в контрапункте" Эрнста Кшенека. В конце 1960-х, когда наши композиторы еще осваивали двенадцатитоновую технику, пьеса казалась достаточно смелой, хотя сегодня это вполне типичная музыка прошлого века, с которой шутя справляются опытные солисты МАСМ. Более интересна Трио-соната da camera (1971) - попытка воспроизвести основную музыкальную форму эпохи барокко с помощью современного языка. Пианист Михаил Дубов, виолончелист Сергей Асташонок и скрипач Михаил Болховитин сыграли абсолютно оригинальное - и весьма захватывающее - сочинение, где за современными средствами выразительности угадывались сарабанда, жига, куранта и другие необходимые части трио-сонаты. Вечер завершила пьеса "Принцесса уколола палец, и все королевство заснуло", где ансамбль убедительно изображал игру во сне; апофеозом этого инструментального театра стал выход на поклоны композитора, также словно спавшего на ходу.

Подобные встречи необходимы: современную российскую музыку плохо знает не только публика, но и многие профессиональные музыканты. Если не считать Родиона Щедрина и отчасти Леонида Десятникова, композиторов с "раскрученными" именами в России сегодня почти нет. Притом что в Москве живут и работают десятки авторов, чья музыка исполняется за границей и почти не звучит здесь, тем больше пользы от абонемента "Автора!". Жаль только, что Камерный зал филармонии с его сотней мест вмещает, кажется, всех желающих встретиться и поговорить с живым, активно пишущим композитором. Широкая публика проходит мимо, спеша в зал Чайковского - там ее подобные эксперименты пока не ждут.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Без беруш не слушать /13.10/
Илья Овчинников. В программе фестиваля "Территория" выделялись программа "Музыка без границ" плюс премьерные исполнения кантаты Андреаса Мустукиса "Богини из машины" и оперы Алексея Сюмака "Станция" на Винзаводе. В итоге музыкальная часть "Территории" по сравнению с двумя предыдущими фестивалями оказалась самой масштабной и амбициозной, но и самой обескураживающей.
Нормально сыграли /09.10/
Илья Овчинников. В программе III фестиваля современного искусства "Территория" - премьера новой версии Реквиема, где соавторами Моцарта стали наши современники. Она завершила день, прошедший под девизом "Музыка без границ". Возможно, будь музыкальная программа дня ограничена только Реквиемом, выиграли бы все.
Приговор - самосожжение /30.09/
Илья Овчинников. Личность Ойстраха-скрипача привлекала в первую очередь гармоничностью. Благородство и простота, вкус и чувство меры, виртуозность не как цель, но как средство выразительности - основные черты его игры. 30 сентября - сто лет со дня его рождения.
Фестивальный шторм /29.09/
Илья Овчинников. В Консерватории закончился XI фестиваль "Московский форум". Концерт-закрытие был отдан гостям - старейшему в мире ансамблю современной музыки 'die reihe' (Австрия). Вечер, который мог бы стать кульминацией форума, оказался в тени других его программ.
Марш исступленных /25.09/
Илья Овчинников. В Консерватории продолжается XI фестиваль современной музыки "Московский форум". Вопреки обычаю, все программы отданы коллективу "Студия новой музыки", отмечающему 15-летие. Судя по двум первым вечерам, замысел оправдал себя: солистам "Студии" есть что показать публике и по отдельности, и в ансамбле.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru