Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
Журнальное чтиво: выпуск 69
"Новый мир" #12-2001, #1-2002

Дата публикации:  4 Февраля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В первом в 2002-м и последнем в 2001-м номерах "НМ" продолжение-окончание "Острова Ионы" - "метаромана" Анатолия Кима и новиковской биографии Высоцкого, о которых писалось прежде. "Высоцкий" Владимира Новикова спровоцировал некоторые речи, кидания кумиров с корабля современности, бурные форумы, возвращения кумиров etc. Кажется, все же, дело не в Высоцком, а в его биографе: "Высоцкий" Владимира Новикова - тот самый человек, который заполнял "анкету Толи Меньшикова" по принципу: "Фрукт - яблоко, поэт - Пушкин. Скульптор, скульптура - "Мыслитель" Родена. Художник, картина - Куинджи, "Лунный свет"... А тут еще "замечательная историческая личность". Следуя той же модели, написал "Ленин", потом для приличия еще добавил: "Гарибальди".

И про Христа этот человек узнает из "Мастера и Маргариты" (так у Новикова!), короче говоря, в самом деле, герой Бавильского... Но хочется думать, все-таки не так мал и не так мерзок...

Что же до "затяжного" метаромана про библейского пророка, то тут смешались в кучу кони, люди, тунгусский метеорит, княжна Милославская, венгерский принц и американский квакер и разные ипостаси писателя А.Кима, обряженные в джинсовый костюм "Lee". Одна из них (ипостасей) присоединилась к "экспедиции", другая время от времени разговаривает с Богом и Его пророком:

... не знаешь ли ты, Иона, зачем я-то направлен был сюда и вместе со мной целая астральная команда? И что явилось причиной создания такого большого и совершенно бесполезного для людей романа под названием острова, на котором ты обитаешь уже три тысячи лет?..

В прошлый раз "метароман" про пророка Иону предваряли стихи Олега Чухонцева ("Вот Иона-пророк, заключенный во чреве кита, / там увериться мог, что не все темнота-теснота..."). На это раз за окончанием романа следуют стихи Марины Тарасовой ("Свеча в сугробе"):

Три старца молятся в скиту,
всю ночь свеча горит в сугробе,
зима, подобная киту,
качает их в своей утробе...

И тот же Иона - в библейском цикле Инны Лиснянской ("В пригороде Содома") -

Жизнь удлинилась, строку разогнав,
Дыхание сократив.
Более факта, ты полностью прав,
Меня привлекает миф.

Вышел Иона из чрева кита,
Где за трое суток продрог.
Я отворю ему ворота,
Пускай отдохнет пророк.

В #1 "НМ" стихи - очевидно - побеждают прозу. Кроме Инны Лиснянской, здесь Александр Кушнер странствует меж Пушкиным и Тютчевым, далее везде ("Путешествие"):

...По прихоти своей скитаться здесь и там,
Но так, чтобы тебя не забывали дома
И чтобы по твоим дымящимся следам
Тянулась чья-то мысль, как в старину солома,
И чтобы чей-то взгляд искал тебя вдали
И сердце чье-нибудь, как облако, летело,
Чтобы сказать тебе среди чужой земли
Все, что сказать оно боялось и хотело.

Поскольку здесь и так уже много цитат, я процитирую еще одно стихотворение Кушнера. Просто из удовольствия:

Кто с чем

Омри Ронену.

Мандельштам приедет с шубой,
А Кузмин с той самой шапкой,
Фет тяжелый, толстогубый
К нам придет с цветов охапкой.

Старый Вяземский - с халатом,
Кое-кто придет с плакатом.

Пастернак придет со стулом,
И Ахматова с перчаткой,
Блок, отравленный загулом,
Принесет нам плащ украдкой.

Кто с бокалом, кто с кинжалом
Или веткой Палестины.
Сами знаете, пожалуй,
Кто - часы, кто - в кубках вины.

Лишь в безумствах и в угаре
Кое-кто из символистов
Ничего нам не подарит.
Не люблю их, эгоистов.

Завершает поэтическую подборку первого в этом году "НМ" бурный Дмитрий Воденников с "Ягодным дождем":

А кто-нибудь - проснется поутру,
как яблоня - в неистовом цветенье,
с одним сплошным, цветным стихотвореньем,
с огромным стихтворением - во рту...

Кроме длинной - с продолженьями - прозы и хороших стихов, в последнем и первом номерах "НМ" обнаруживаем так называемую "малую прозу": это неизменно тяжелый Роман Сенчин ("В обратную сторону"), - интересно, какие-нибудь позапрошловечные "реалисты-безнадежники", все эти успенские-решетниковы были своим читателям так же скучны? Или те были сами по себе, а это, как учит Немзер, "по лекалам сделано".

Притча Андрея Волоса называется "Mymoon", там про девушку по имени Ева, которая соблазнила Адама по имени Мурик съесть нечто за "полторы штуки зеленых", и это нечто оказалось обезьяной. По съедении вкусившие греха превращаются в обезьян и будут съедены.

Тут же Валерий Попов ("Очаровательное захолустье"), который пишет, как всегда, про Валерия Попова, писателя, познающего жизнь.

В документально-мемуарном отделе, который в "НМ" называется "Далекое близкое", - дневники. В #12 окончание публикации дневниковых записей Игоря Дедкова (1985-1986) - "Новый цикл российских иллюзий", в первом номере нового года совсем из другого времени дневник - Константин Ливанов "Без Бога" (Записки доктора. 1926-1929). Если их что и роднит, то ощущение честной и трудолюбивой русской провинции. "Записки доктора" - отдельный жанр со своей инерцией, но есть здесь свои забавные исключения-выписки:

"Мы возьмем трубку Карла Маркса, набитую ленинским табаком, и, закурив эту трубку, дымом и искрой ее зажжем Октябрь в Европе" (из речи одного учителя на Всероссийском учительском съезде 1925 года).

В отделе non-fiction 12-го номера любопытная статья Владимира Юзбашева "О языке нелинейной архитектуры", иначе скажем, - "постмодерной архитектуры", где "множественность точек зрения" отменяет линейную перспективу Альберти, между тем "положение самого зрителя становится все более статичным <...>. Нелинейная архитектура не воспринимает человека как меру, она интересуется не его местом в мире, а его ощущениями. Из стаффажного персонажа городской среды превращает его в пользователя оболочки". Из сетевой версии "НМ" эта статья почему-то выпала!

В #1 отметим совершенно другого плана текст - Виктор Белкин "Задались ли реформы Гайдара?". - Если в двух словах, то автор отвечает: задались!

Наконец, отдел критики последнего номера "НМ" в значительной мере посвящен Евгению Гришковцу, при этом рецензенты (Сергей Боровиков и Дмитрий Быков) пытаются выстроить для этого театрального человека некий литературный ряд - от Трифонова до Вампилова. (До сих пор разнообразные рефлексии на тексты Гришковца были по преимуществу театрального порядка). Здесь же монографическая рецензия Ильи Кукулина на "Ностальгию обелисков" Григория Кружкова ("Видения, что бродят на скрещеньях троп, протоптанных башмаками разных эпох").

В соответствующем отделе предыдущего номера две концептуальные статьи: Алексей Машевский. "Последний советский поэт" - речь о Борисе Рыжем, и новомирский юноша Сергей Шаргунов с "Отрицанием траура". "Траур" отрицается, стало быть, по реализму: мы имеем "агонию постмодернизма" и "новый русский ренессанс". "Искусство действительно принадлежит народу", - сообщает этот автор в первых строках, и дальше там образчики "ренессансного" стиля, вроде: "Народ не утрачивает ярких стихийных талантов и сил. Внутренних красот не теряет. И малолетки, которые у меня под окном, комкая белейший январский снежок, образно вопят о снеге: "Герыч!" (героин) - пронизаны живым природным лиризмом прапрабабок-сказочниц...".

В "Книжной полке" 12-го "НМ" профессиональный обзор новых книг по истории от Александра Носова, в #1 Носова сменяет Кирилл Кобрин:

Сколько ни читаю Селина, не могу отделаться от дурацкого ощущения - в моей голове его тексты будто озвучиваются голосом Жириновского.

WWW-обозрения "НМ" в большинстве случаев несколько раньше успевают явиться на сайте РЖ, в #12 встречаем все то же "Тартуское культурное подполье 1980-х годов" со все теми же фактическими ляпами (интересно, кого именно из "тартусцев" автор имел в виду под "интернетовскими идеологами новейшей ленинско-дугинской концепции евразийства"?). Насколько мне известно, ошибки фактические были предварительно исправлены создателями сайта, однако автор все-таки предпочел их сохранить. Надо думать, из концептуальных соображений.

Последнее веб-обозрение "НМ" принципиально другое, его автор - Владимир Губайловский, оно - о "связанном поиске, сетевом поиске" и некоторых особенностях работы поисковых систем. Наверное, небесполезно для читателей бумажного "НМ", но для начинающих читателей-юзеров сетевой версии, кажется, вредно. Так полагают профессионалы.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Татьяна Малкина, "Отечественные записки" - инструмент для разрешения семейных проблем /29.01/
На сегодняшний день ни у одного журнала бюджет не определяется количеством подписчиков или покупателей. Свобода прессы в России отсутствует не в силу какого-то политического давления, а просто из-за того, что нет экономического базиса для ее существования.
Ревекка Фрумкина, Новый журнал: Отечественные записки. М., #1 2001 /29.01/
К этому изданию не подходят оценки, уместные по отношению к журналу. Все тексты основной части монофоничны и беспристрастны. Оформление ОЗ не только нетрадиционно для русского "толстого" журнала, но одновременно элегантно и загадочно.
Сергей Костырко, Обозрение С.К. #90 /29.01/
Декабрьская "Иностранка": Грэм Грин против своих биографов; Ромен Гари - экзистенциальное отчаяние как форма литературной респектабельности.
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск 68 /28.01/
Риторика после 11 сентября, Солженицын и евреи, император Франц-Иосиф, Бивис и Батт-Хед, лекарство от одиночества из девяти букв.
Сергей Костырко, Обозрение С.К. #89 /23.01/
Последнее десятилетие с какой-то непонятной радостью и воодушевлением многие мои коллеги объявляют смерть толстых журналов. Не могу разделить этой радости. Другого места для литературы и литературной жизни у нас уже почти нет.
предыдущая в начало следующая
Инна Булкина
Инна
БУЛКИНА
inna@inna.kiev.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru