Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Американский призрак в суперзвучании
Дата публикации:  27 Октября 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Кинотеатр "Горизонт" открылся 20 октября. Свежая краска уже не пачкала, но еще липла. Неделю назад на стенах не было штукатурки, а в зале - удобных раскачивающихся кресел. Изюминка кинотеатра - система dolby digital surround ex, позволяющая демонстрировать фильмы с совершенным звуком.

Открылся cinema-palace премьерой от киностудии Спилберга - ужастиком "Призрак дома на холме" режиссера Яна де Бонта. Автор легендарной "Скорости" сделал римейк одноименного фильма, снятого в 1963 Робертом Уайзом по готическому роману Ширли Джексон.

"Призрак дома на холме" - первый после "Эпизода-1" фильм с уникальной семиканальной звуковой системой, называемой Лукас Скайуокер. На открытие привезли копию со всеми семью отдельными каналами. По мнению звукооператора Гэри Ридстрома, "странный бестелесный звук, который невозможно привязать ни к одному объекту - самый устрашающий эффект". Вообще-то странный звук с устрашающим эффектом можно услышать в любом старом кинотеатре, и чем дальше от Москвы, тем страннее.

И все-таки... Случалось ли вам ночью вставать в дальней комнате и идти через темный коридор на кухню? Бояться зеленого лица за дверью? Или черной руки из раковины? В фильме ничего этого нет. В самых страшных местах зрители смеялись. Дом пугал только съемочную группу и актеров. Лили Тейлор во время съемок испытывала удушье, впечатлительный Лайам Нисан ("Список Шиндлера") пережил шок в одном из эпизодов. Вероятно, их подводило воображение. Дом с привидениями стал классикой хоррора, наводнил кинематограф своими призраками и не собирается сдавать позиции.

Америка, конечно, не Европа с ее средневековыми замками, но тоже не без истории. Построенный в прошлом веке дом на холме - эклектичная архитектурная головоломка, сплетенная из мотивов марокканского, индийского, готического, неоклассического, барочного и романского стилей. Особняк становится местом разборок между призраком хозяина, душами загубленных им детей и простой американской девушкой в белом, вставшей на защиту невинных и угнетенных. Мистический пафос, впрочем, не философского, а социального свойства, но спишем это на специфику архитектуры и американские ценности.

Фильм политкорректен: слабая женщина побеждает белого мужчину. Фильм туп - финал ясен с самого начала. Фильм безупречен - тупость выдерживается до самого конца. Фильм красив: струится бордовый бархат, изысканные кружева портьер колышутся под музыку Джерри Голдсмита, каменные химеры выразительно вертят головами, а монстр весь в клубах спецэффектов и компьютерной пыли, - должно, то есть, впечатлять. И звук - устанешь каналы считать.

Собственно сюжет. Университетский доктор изучает формирование массовых психозов - набирает себе внушаемых пациентов с бессонницей и под предлогом борьбы за приятные сновидения поселяется с ними в доме. Все в восторге, за участие в исследовании, между прочим, платят 900 американских у.е. Бардак возникает в первую же ночь, доктор фиксирует нюансы психоза на диктофон. Психоз крепчает, начинаются травмы, доктор прекращает эксперимент, раскалывается, американская общественность в лице пациента разоблачает яйцеголового - тихое торжество антиинтеллектуального архетипа, торжество зала на экране, другими словами. Но психоз все равно крепчает, и из дома не выбраться.

На сцену выходит монстр - хозяин дома без лица, встречающий гостей с огромной картины над лестницей (привет, Уайльд). Его человеческое лицо - вылитый Чикатило - мы видим на старых фотографиях. Он тогда держал свою потогонную лавочку и наживал неправедные миллионы, - исключительно затем, чтобы построить на холме дом и наполнить его детскими воплями. У богатых, конечно, свои причуды, но с тех самых пор этот негодяй не отпустил души невинно убиенных куда положено. Утомленная судьбой и бессонницей героиня встает на защиту ребятишек. Детей мучил, извращенец? В ад, я сказала! Чудовище, конечно, может и ее съесть, но, порычав и похулиганив, отправляется в указанном направлении. Happy end.

Ленту, скорее всего, ожидает кассовый успех: задумавшиеся о потустороннем домохозяйки за полтора часа удовлетворят свою метафизическую тоску чистым, как белые одежды героини, и безболезненным способом.

Зато кинотеатр хороший.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Циликин, Истина тела Льва Додина /27.10/
Поцелуй в рыбьи губы не воображение будит, не заставляет верить в вымышленный мир с вымышленными отношениями, а причиняет физиологическое ощущение. Равно как и вид удушения полиэтиленом...
Петр Поспелов, Обзор бумажной прессы /22.10/
Курсив не мой. Первый Международный фестиваль современного танца. Берлинский филармонический оркестр и Клаудио Аббадо. Объявлен шорт-лист премии "Букер". "Матрица" на московских экранах.
Итоги века /21.10/
Крупнейший кинорежиссер - Федерико Феллини. По пятам его яростно преследует Сергей Эйзенштейн. Такую картину истории кино нарисовали читатели РЖ.
Борис Филановский, Св. рыло - себе дороже /20.10/
15-й класс чистоты в металлообработке - это пение Эммы Керкби, завершившей Второй фестиваль старинной музыки в Петербурге. Одновременно ударила "Амфипарнасом" Филармония.
Московская афиша, 21 - 28 октября /20.10/
Франко-российский фестиваль современной музыки "Московский форум". "Воскрешение, или Чудо святого Антония" Метерлинка в постановке Петра Фоменко. "Призрак дома на холме" с системой Dolby Digital Surround Ex в "Горизонте". Башмет играет Шнитке. Петр Перевезенцев показывает археологические материалы выдуманной Копысы.


предыдущая в начало следующая
Ольга Божко
Ольга
БОЖКО
olga-bozhko@usa.net

Поиск
 
 искать:

архив колонки: