Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Никакой ахимсы
Дата публикации:  8 Декабря 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Любимым киногероем ХХ века был назван Штирлиц (мы решили не отделять его от Джеймса Бонда) - 50 голосов. За героя Чаплина проголосовали 34 человека. То есть тому, кто сносит удары судьбы, большинство читателей предпочло тех, кто их наносит.

Прокомментировать итоги опроса можно письмом отзывчивого на наши голосовалки Макса Григоренко: Остин Пауэрс. Не правда ли, достойное продолжение дела Штирлица и Бонда? Чаплин, "маленький человек", принадлежит "эпохе джаза", и каким бы красивым ни казалось нам сегодняшним (пожалуй, это относится весьма не ко многим) время Хемингуэя, Джойса, Фицджеральда, Ишервуда etc, оно закончилось благодаря социальным (и культурным, ибо социальное и культурное всегда есть части одной системы) экспериментам Гитлера, Рузвельта и др. Мир второй половины века другой, и его герой уж никак не маленький человек - жертва эпохи (системы, общества и проч.). Его герой деятелен и предприимчив. Он всегда побеждает. С таким героем идентифицирует себя зритель XX века, второй его половины. Но Штирлиц слишком интеллектуален, а Бонд - уперто-прямолинеен, и оба они слишком уж серьезны, да и, пожалуй, слегка надоели. Однако воспитать себе смену смогли. Что выросло, то выросло, как говорится. С уважением, Макс. Григоренко

Еще были названы:

Китон

Ну, ясный перец, Глеб Жеглов и Володя Шарапов. В крайнем случае, Юрий Деточкин

Терминатор

Уильям Блейк из "Мертвеца" и индеец Никто - два варианта свободы

То есть читатель предпочел героя на службе (Ее Величества или Родины) и вруна. Не были названы ни альтруисты (кроме Деточкина мог бы быть Штирлиц или Ганди), ни интеллектуалы (какой-нибудь Гусев из "Девяти дней одного года", или Броснан в "Газонокосильщике", или персонаж из "Матрицы"), ни романтические авантюристы (мне до сих пор очень нравятся Вентура и Делон из французского фильма начала 70-х "Искатели приключений"), ни многочисленные герои-любовники (был такой фильм "9 с половиной недель") ни рефлектирующие неврастеники (был такой фильм "8 1/2"), ни вендерсовские ангелы, ни демонические злодеи, ни благородные отцы семейств (Дон Корлеоне).

Добро с кулаками прижилось на киноэкране и нашло отклик в сердцах зрителя. Но не потому, что зритель отождествляет себя с киногероем. А именно потому, что он с ним отождествлять себя как раз и не собирается. Любимый киногерой никакого отношения к самому зрителю не имеет. Он просто отличное изображение, пародия на человека. И чем менее этот герой человекоподобен - тем лучше.

"The Beatles" - лучшая группа ХХ века?
Да
Нет


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Николай Малинин, Архитектура как неиспользованное средство предвыборной борьбы /08.12/
Прошедший московский ноябрь был невиданно урожаен на архитектурные выставки. Однако никто из политиков, кроме Лужкова, не догадался использовать великое искусство на благо своей предвыборной кампании.
Петр Поспелов, Обзор бумажной прессы /03.12/
Курсив не мой. Выставка европейской деревянной скульптуры в ГМИИ им. Пушкина. "Европа началась с Перми", "Восток и Запад в деревянном исполнении", "Всякое дыхание да славит Господа", "Лесное барокко".
Московская афиша, 2 - 9 декабря /02.12/
Выставка "Се Человек" и фестиваль "Декабрьские вечера". Торжественная месса Бетховена с Владимиром Федосеевым. Гастроли Александринского театра. Фильмы Ларса фон Триера и Спайка Ли. Евразийский "Арт-Манеж".
Ширли МакМырли, Новые "Идиоты": смотреть можно, увидеть - нет. /02.12/
Из классиков self-promotion Ларса фон Триера можно сравнить разве что с Уорхолом. И тот и другой осознали главную заповедь современного творца - уметь вовремя смотаться.
Дмитрий Циликин, Качество свободы /01.12/
Мальчики и девочки смотрели другое кино и читали другие книжки, учили языки, ездили по миру и лазали по Сети... Все это меняет их сценическое существование. Это трудно доказать, но это явственно ощущается. Радость безмерная - есть надежда, что театр не вымрет, и даже появляется желание, чтобы этого не случилось.


предыдущая в начало следующая
Ольга Кабанова
Ольга
КАБАНОВА
Редактор рубрики "Новости культуры"
olga@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: