Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Лучше меньше, да лучше?
Дата публикации:  30 Декабря 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати
Петр Поспелов     Илья Овчинников

Итоги музыкального года обсуждают Петр Поспелов и Илья Овчинников

П.П.: Илья, давайте вспомним основные музыкальные события года.

И.О.: Полагаю, что мой выбор может быть случаен и нерепрезентативен. Так вышло, например, что я не ходил на Аббадо, хотя концерт был заведомо примечательный. Зато очень порадовали "Симфония псалмов" Стравинского, первый фортепианный концерт Шостаковича в исполнении Лидского. Не очень, по-моему, удачно выступил эстонский ансамбль старинной музыки "Hortus musicus", блестящий концерт которого два года назад в РЗК сопровождался заслуженным аншлагом, зато было два достаточно сильных концерта Рахманиновского трио, которое плохо слушается в записи, но гораздо лучше звучит на сцене. К сожалению, таких сильных впечатлений, как гастроли Мариинской оперы и мартовский концерт Курта Мазура в прошлом году, 1999-й мне не принес.

Нельзя среди итогов года не упомянуть двукратное исполнение (первое в Москве!) оратории Мендельсона "Илия". Кстати, это было не первое выступение Рождественского в столице в уходящем году - в феврале он дирижировал в БЗК музыкой Прокофьева из "Ивана Грозного". Из концертов шенберговского фестиваля, к сожалению, я смог посетить лишь один (и он был отменно хорош, украшением его был Алексей Любимов), зато удивительно интересны были лекции - "Шенберг и Малер, особенности их подхода к оркестровке чужих сочинений" (примерно так звучала тема) (И.Барсова), "Шенберг и Стравинский" (В.Варунц), "Шенберг и Томас Манн" (Елена Доленко).

П.П.: Мне кажется, что успех фестиваля музыки Шенберга, а также фестиваля "Московский форум", в котором было много французской музыки (Мессиан и современные французы), позволяют надеяться на то, что интерес публики к современной музыке несколько вырос. Сложность музыкального языка аудиторию как будто больше не пугает. На мой взгляд, одна из причин в том, что сама современная музыка перестала предъявлять слушателю непомерные требования. Авангард настаивал на том, что он - истина в последней инстанции и ничто больше не имеет права на существование. Постмодернизм размыл все и вся, и более всего достоинства авангарда.

И.О.: Настолько размыл, что перестал существовать или, напротив, стал почти ВСЕМ, и, таким образом, перестал существовать.

П.П.: И сейчас, когда мы более не пленники ни авангарда, ни постмодернизма, мы гораздо спокойнее воспринимаем любые тексты, зная, что ни один из них не является исчерпывающим и вполне демократично предполагает соседство совсем других посланий, несхожих с ним по форме и идеологии. Если называть крупнейших русских композиторов, то в прошедшем году нам были предъявлены премьеры Шнитке, Канчели, Леонида Десятникова, Владимира Мартынова. Композиторы сильно разные, и раньше, по идейным или эстетическим соображениям, приходилось бы кого-нибудь выбирать, а на остальных плеваться. Избирательность и партийность сохраняются и сейчас, но скорее по инерции: проблема вряд ли сохраняет актуальность.

И.О.: Насчет публики не вполне согласен: в уходящем году исполнялись Пятая и Шестая симфонии Малера, и в обоих случаях между частями публика постепенно уходила. Фестиваль Шенберга, несомненно, был успешен, но это все же было мероприятие, грубо говоря, для избранных, притом "во второй степени". Приезжавший в прошлом году "Кронос-квартет" тоже - для избранных, тоже играет сложную музыку, но большой процент публики тогда просто пришел "отметиться", потусоваться (в гипертрофированном виде это же было на концертах Майкла Наймана). На Шенберга же пришли лишь действительно заинтересованные.

П.П.: Значит, сезон все-таки содержал взаимоисключающие явления?

И.О.: А что значит "взаимоисключающие"? Это ведь тоже дело вкуса - разводить по разные стороны баррикад, к примеру, Брамса и Шнитке или считать их разными выразителями одного и того же искусства (по этому поводу полтора года назад была интересная дискуссия на листе рассылки ММВ, и Борис Лифановский как раз выступал за "баррикадный", грубо говоря, подход). В любом случае каждый выбирает для себя что-то свое.

П.П.: Мне кажется, баррикадный подход нужен и уместен лишь там, где нужно выбросить откровенный мусор: например, Башмет играет с эстрадными певцами. И там, где качество резко не соответствует громкости имен и названий - например, когда ведущие оркестры играют плохо или когда под вывеской "Демократического выбора России" исполняется слащавый Реквием Артемова.

И.О.: Да, безусловно. Вообще, за Башмета обидно. Начиная с его прошлогоднего появления в фильме про друзей Михалкова, продолжая передачей "Вокзал мечты" и закругляя участием в концертах в зале "Россия".

П.П.: На его популярности в среде слушателей классической музыки это не слишком сказалось, поэтому, конечно, у меня нет особых иллюзий насчет массовой публики. Кто-то из знающих организаторов сказал, что публики, интересующейся современной музыкой, в Москве ровно на Малый зал консерватории. Или на Рахманиновский. Но приятно то, что эти залы действительно часто забиты.

И.О.: Да, равно как удивительны и пустые места в партере БЗК на хороших концертах или аншлаги по неадекватным поводам.

П.П.: Согласен. Продолжая ваш список приятных событий, я бы назвал фестиваль "Декабрьские вечера", который в этом году отличался умно составленной программой, отличными английскими гостями (особенно мне понравился ансамбль The King's Consort) и отсутствием балласта. Вот случай отметить Башмета с лучшей стороны: он стал новым худруком и мог бы навалять дров, но проявил вкус и освятил своим именем качественную кураторскую программу.

И.О.: Ну что ж тут можно сказать, широк человек. А упомянутый вами The King's Consort, кстати, хвалили очень многие.

П.П.: Что меня особенно огорчает - это падение оркестров: плетневский оркестр отдан Спивакову (впрочем, Спиваков сделал как дирижер успехи: второй его концерт прошел на порядок лучше первого), светлановский поругался со Светлановым. В ближайшее время надо начать кампанию за выделение из тридцати московских оркестров двух элитных, которые могли бы хорошо оплачиваться и постоянно работать дома, а не зависеть только от гастролей.

И.О.: Мысль-то хорошая, а кто может начать эту кампанию?

П.П.: Собственно, похожее предложение уже высказал в этом году звукорежиссер Георгий Каретников: он предложил провести фестиваль-аттестацию всех московских симфонических оркестров. В общих чертах мне его замысел кажется правильным: лучше два хороших оркестра, чем полтора десятка средних и плохих. Тем более что в приказном порядке оставшиеся оркестры никто закрывать не будет. Самое главное - назвать, определить лучших. Их имена, определенные в справедливом конкурсе, привлекут спонсоров и т. п. В министерстве отвечают: а судьи кто? - имея в виду, что весь музыкальный мир повязан взаимными интересами и объективного суда быть не может. Это не совсем так, а кроме того, остаются иностранцы, никак в нашей ситуации не участвующие - звукорежиссеры, музыканты, критики и пр.

На сегодня думаю, что одним из двух элитных оркестров мог бы стать федосеевский. В этом году он заметно прибавил в качестве, и сам Федосеев показал себя в неожиданных интерпретациях. Помню, что как раз на концертах Федосеева мы с вами, Илья, постоянно встречались. Надеюсь, что в следующем году эта традиция продолжится, а читатели РЖ к нам присоединятся.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Алексей Мунипов, Добро победило Зло /29.12/
По-хорошему нервный и мелодичный схлест традиций русского рока и любимой советской песни - как раз то, чего ждали и богемные барышни, и разборчивые критики, и немудреные любители немудреной музыки.
Ширли МакМырли, Это не кино /28.12/
"Звездные войны" и "Ведьмы Блэра" доказали, что главные открытия в кино совершаются или на пределе технических возможностей, или при полном отсутствии таковых.
Ширли МакМырли, Явление Гришковца народу /28.12/
Мы пленились политкорректно ненавязчивым обаянием Гришковца. Он не давит на нас отточенным мастерством, не щеголяет выверенными интонациями. Он обожает прикидываться, что вообще не умеет играть.
Ольга Кабанова, Все будет очень хорошо /28.12/
Московская художественная жизнь дивно хороша, если сравнивать ее с предыдущим десятилетием. А если не сравнивать - она, конечно, выглядит убого. Из состояния уныния вывела выставка Глазунова в Манеже. Нынче Глазунов не страшен, а смешон. Все же не с ним, не с Церетели мы войдем в следующее столетие.
Екатерина Ливергант, На французских экранах с 20 по 31 декабря /27.12/
"Розовый квартал", "Идеальный муж", "Трон смерти", "Березина" или последние дни Швейцарии", "Секс: история Аннабель Шонг".


предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки: