|
||
/ |
Лучше меньше, да лучше? Дата публикации: 30 Декабря 1999 Итоги музыкального года обсуждают Петр Поспелов и Илья Овчинников П.П.: Илья, давайте вспомним основные музыкальные события года. И.О.: Полагаю, что мой выбор может быть случаен и нерепрезентативен. Так вышло, например, что я не ходил на Аббадо, хотя Нельзя среди итогов года не упомянуть двукратное исполнение (первое в Москве!) оратории Мендельсона П.П.: Мне кажется, что успех фестиваля И.О.: Настолько размыл, что перестал существовать или, напротив, стал почти ВСЕМ, и, таким образом, перестал существовать. П.П.: И сейчас, когда мы более не пленники ни авангарда, ни постмодернизма, мы гораздо спокойнее воспринимаем любые тексты, зная, что ни один из них не является исчерпывающим и вполне демократично предполагает соседство совсем других посланий, несхожих с ним по форме и идеологии. Если называть крупнейших русских композиторов, то в прошедшем году нам были предъявлены премьеры Шнитке, Канчели, Леонида Десятникова, Владимира Мартынова. Композиторы сильно разные, и раньше, по идейным или эстетическим соображениям, приходилось бы кого-нибудь выбирать, а на остальных плеваться. Избирательность и партийность сохраняются и сейчас, но скорее по инерции: проблема вряд ли сохраняет актуальность. И.О.: Насчет публики не вполне согласен: в уходящем году исполнялись Пятая и Шестая симфонии П.П.: Значит, сезон все-таки содержал взаимоисключающие явления? И.О.: А что значит "взаимоисключающие"? Это ведь тоже дело вкуса - разводить по разные стороны баррикад, к примеру, Брамса и Шнитке или считать их разными выразителями одного и того же искусства (по этому поводу полтора года назад была интересная дискуссия на П.П.: Мне кажется, баррикадный подход нужен и уместен лишь там, где нужно выбросить откровенный мусор: например, Башмет играет с эстрадными певцами. И там, где качество резко не соответствует громкости имен и названий - например, когда ведущие оркестры играют плохо или когда под вывеской "Демократического выбора России" исполняется слащавый Реквием Артемова. И.О.: Да, безусловно. Вообще, П.П.: На его популярности в среде слушателей классической музыки это не слишком сказалось, поэтому, конечно, у меня нет особых иллюзий насчет массовой публики. Кто-то из знающих организаторов сказал, что публики, интересующейся современной музыкой, в Москве ровно на Малый зал консерватории. Или на Рахманиновский. Но приятно то, что эти залы действительно часто забиты. И.О.: Да, равно как удивительны и пустые места в партере БЗК на хороших концертах или аншлаги по неадекватным поводам. П.П.: Согласен. Продолжая ваш список приятных событий, я бы назвал фестиваль И.О.: Ну что ж тут можно сказать, широк человек. А упомянутый вами The King's Consort, кстати, хвалили очень многие. П.П.: Что меня особенно огорчает - это падение оркестров: И.О.: Мысль-то хорошая, а кто может начать эту кампанию? П.П.: Собственно, похожее предложение уже высказал в этом году звукорежиссер Георгий Каретников: он предложил провести фестиваль-аттестацию всех московских симфонических оркестров. В общих чертах мне его замысел кажется правильным: лучше два хороших оркестра, чем полтора десятка средних и плохих. Тем более что в приказном порядке оставшиеся оркестры никто закрывать не будет. Самое главное - назвать, определить лучших. Их имена, определенные в справедливом конкурсе, привлекут спонсоров и т. п. В министерстве отвечают: а судьи кто? - имея в виду, что весь музыкальный мир повязан взаимными интересами и объективного суда быть не может. Это не совсем так, а кроме того, остаются иностранцы, никак в нашей ситуации не участвующие - звукорежиссеры, музыканты, критики и пр. На сегодня думаю, что одним из двух элитных оркестров мог бы стать федосеевский. В этом году он заметно прибавил в качестве, и сам Федосеев показал себя в неожиданных интерпретациях. Помню, что как раз на концертах Федосеева мы с вами, Илья, постоянно встречались. Надеюсь, что в следующем году эта традиция продолжится, а читатели РЖ к нам присоединятся.
|
|
|
||