Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
FM-art
Дата публикации:  19 Января 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

С 85-го года существует обычай объявлять какой-нибудь город культурной столицей всея Европы. Решающая этот вопрос инстанция - Европейский совет министров культуры - на 2000-й год удостоил такой чести не один, а сразу девять городов: Авиньон, Болонью, Берген, Брюссель, Краков, Прагу, Рейкьявик, Сантьяго де Компостела и Хельсинки.

Хельсинки, как известно, располагается в трех часах езды от Петербурга, этим обстоятельством за последние десять-пятнадцать лет жители Pietari не только многократно воспользовались, но и окончательно овладели: например, в год шведское консульство выдает 40 тысяч виз, немецкое - 60, а финское - 200 тысяч. Разумеется, такую близость страны со свободно конвертируемой валютой употребили себе во благо и деятели культуры (как написал однажды литературный критик Виктор Топоров, "Финляндию из числа питерских сочинителей не пропахал носом от моря и до моря разве что ленивый"). А уж в ситуации нынешней европейской кульстоличности Гельсингфорса культурной столице России просто глупо не активизироваться. Так и вышло - из бюджета проекта "Хельсинки-2000" в 300 млн. FM некоторая часть уделена Петербургу.

Но прежде чем говорить о планировке Города культуры, следует сказать об общей стратегии Суоми в этой области. Финская культура - еще более молодая, чем российская, однако у финнов и тени нет имперского комплекса - желания объявить себя родиной слонов, гжели, матрешек и всех прочих заимствований, включая живопись и архитектуру XVIII-XIX вв. (доходит до курьезов: ленинградских детей сызмалу приучали гордиться "самобытным" Казанским собором, слабой воронихинской копией Св. Петра в Риме). В этом смысле Финляндия представляет большое испытание для русского национального самосознания: там - никакой спеси, никакой агрессии. Напротив, абсолютная открытость, немедленное желание признать чье угодно превосходство, любой приоритет. Если попытаться сформулировать эту самую глобальную стратегию финского культурного развития, она такова: "У нас нет великой культуры прошлого, зато мы будем первыми в культуре будущего". Финны буквально помешались на всем сверхсовременном и футурологическом: если где чего нового придумали - это немедленно должно быть в Финляндии. Уже сейчас они первые в мире в области сотовых телефонов, кое-каких компьютерных и медиатехнологий и др. В центре Хельсинки вместо Храма хоккея (что было бы логично) за 200 млн. FM построили совершенно потрясающий музей современного искусства Kiasma - крупнейший в Европе. Финляндия (вместе с Англией) лидирует по числу перспективных молодых (до 30 лет) драматургов - потому, что их пьесы немедленно ставят, а ведь лучше стимула не бывает. То же и с новой музыкой: ее много пишут, много и хорошо играют (в том числе на каналах общенациональной государственной телерадиокомпании YLE). И т.д.

Программа Города культуры естественным образом следует этой стратегии. Она, надо сказать, столь велика и разнообразна, что правильнее было бы обозначить все это не словом "культура", а фразой - "достижения цивилизации к настоящему моменту ее развития": интерактивная выставка, посвященная влиянию беспроводной связи и иноформатики на общество будущего; выставка в Kiasma, исследующая влияние компьютера на современную культуру, и все такое прочее.

Что же касается традиционных муз, тут Хельсинки выглядит нисколько не хуже, скажем, Авиньона или Брюсселя. Любители живописи насытятся на выставках крупнейшего финского художника эпохи модерна Магнуса Энкеля и сюрреалиста Поля Дельво. Филармоническую публику ждут два концерта Филадельфийского оркестра с Завалишем; фестиваль, устраиваемый пианистом Олли Мустоненом, - в нем участвуют виолончелисты Стивен Иссерлис и Генрих Шифф, пианисты Григорий Соколов и Михаил Плетнев и др.; наконец, в августе - Доминго (увы, на стадионе). В Национальной финской опере (роскошном, умопомрачительно оборудованном новом здании) два раза подряд в мае и июне дают "Кольцо нибелунга" - в Финляндии тетралогия целиком поставлена впервые. Наконец, в сентябре - премьера навороченного исландско-финского проекта, "балетной оперы" "Бальдур" в постановке знаменитого хореографа Йормы Уотинена.

Петербург в программе присутствует не только "гастрольно", но и "тематически": ему будут посвящены несколько акций с участием русских музыкантов. Три отменно концептуальных концерта даст Городской оркестр Хельсинки. "Вторая мировая война" - Седьмая симфония и Еврейские песни Шостаковича (дирижер Василий Синайский, солистка Любовь Казарновская); "Первомайские утренники" (филармоническая первомайская музыка с 1883 года) и "Революция" - симфонии Шостаковича "1905 год" и "1917 год" и отрывки из поэм Маяковского по-фински (дирижер Лейф Сегерстам, он же, кстати, проведет "Кольцо"). Оркестр "Тапиола симфониетта" вместе с Алексеем Любимовым будет играть музыку петербургских композиторов последних десятилетий (Уствольская и др.). Наконец, знаменитейший камерный оркестр "Avanti!" (концерт одного из его отцов-основателей Эсы Пекки Салонена украсил прошлогодний фестиваль "Звезды белых ночей" Валерия Гергиева) увенчает петербургский цикл вечером музыки Прокофьева, Мосолова и Шостаковича.

Как же в этом контексте выглядит непосредственно петербургский десант? Противоречиво.

Ввиду того, что финны сильны именно настоящим и будущим, логичнее всего было бы пригласить из Pietari то, чем мы их богаче, - качественную "культуру прошлого". Многое в петербургской части программы "Хельсинки-2000" именно таково. Две выставки подготовил Музей истории города: "Царский Петербург" (совместно с Городским музеем Хельсинки) - Романовы с 1703 по 1917 гг. в живописи, графике, прикладном искусстве и предметах быта; и экспозиция Малевича из фондов музея.

В апреле факультет славистики и балтистики Хельсинкского университета и Александровский институт устраивают литературно-музыкальный вечер "Живые и воскресшие: 100 лет Петербурга в воспоминаниях и исследованиях". СПб представляет литературовед Константин Азадовский (можно спорить о решениях возглавляемого им жюри "Букера-99", однако его квалификация филолога-германиста и историка литературы не вызывает сомнений), Финляндию - его недавний букеровский коллега профессор Пекка Песонен.

Также в апреле в Иоанновской церкви концерт Дмитрия Хворостовского и Петербургского камерного хора Николая Корнева. В программе, естественным образом, русская духовная музыка.

В мае финским киногурманам можно будет позавидовать - их ждут ретроспектива и семинар "Формалисты Санкт-Петербурга". Ретроспектива включает четыре фильма по сценариям Шкловского и Тынянова, на семинаре ведущие знатоки вопроса обсудят влияние ОПОЯЗа на советскую литературу и кино 20-х годов.

Вторая часть петербургской программы составлена по ставшему традиционным в последнее десятилетие принципу "Кто успел - тот и съел". В большой семье клювом не щелкают. Кто первый встал - того и тапочки. Многие деятели местной арт-сцены с успехом доказали (во всяком случае - финнам), что если долго говорить "халва", во рту таки станет сладко. Год назад я опубликовал разговор с философом Александром Секацким, посвященный феномену Тимура Новикова, его Новой академии изящных искусств и "новому русскому классицизму". Секацкий тогда предложил точный термин: "Произведение художника в наше время складывается из работы с критиками, наступательной тактики, умения дисциплинировать учеников и последователей и т.д. - всего, что называется "длинной волей". <...> Изменяется пространство существования художника, то, где и в чем он художник. Все вещи, которые мы считаем формальными признаками мастерства, оказываются теперь "минус приемами" (воспользуемся термином Лотмана) <...> Поэтому художник работает не кистью, а, скорее, мыслью".

Воля оказалась и в самом деле длинной... Цитирую финский пресс-релиз: "Новоакадемизм - это более чем важнейшее направление в искусстве 90-х годов, это целая жизненная позиция технопоколения". Что вы говорите! Интересно, составители пресс-релиза сами об этом догадались или им заботливо подсказали? Решительно ничего не имею против милого искусства Тимура Новикова, Ольги Тобрелутс, Дениса Егельского и прочих, пусть цветет сто цветов, однако именно в Хельсинки с его Киасмой, с выставками Брюса Наумана и Анн Лейбовиц, рассказы про "более чем важнейшее направление в искусстве" выглядят довольно забавно.

Пушкинская, 10 будет представлена также web-страницей, посвященной современному искусству СПб (ее готовит "Галерея 21") и CD-ROM'ом с все теми же новыми академиками, а также киберфеминистками ("современное искусство напряжено между двумя крайностями" - пресс-релиз) и прочими героями self-promotion'а. Впрочем, если тинейджеры-придурки устраивают чемпионаты по компьютерным играм и победитель чувствует себя вознесенным над современниками на том лишь основании, что он быстрее их успевает щелкнуть мышью, - приходится ли удивляться, что "художником" становится тот, что раньше других овладеет графической программой и успеет первым присобачить собственное изображение к какому-нибудь неподходящему фону? В конце концов, ведь и Дюшан вошел в историю искусства не тем, что писсуары его были как-то особенно хороши, а тем, что он догадался выставить их первым - как и петербургский юноша В.Мамышев первым догадался переодеваться в Мэрилин Монро не "просто так" (все дети во что-нибудь переодеваются), а объявив это художественной акцией.

Вернемся в Хельсинки-2000. Не ведаю, как составлялась ленфильмовская программа, однако сдается, что по тому же принципу: "найди финна и убеди его, что круче тебя только яйца". Приличный фильм Сергея Снежкина "Цветы календулы" - это еще ладно, но почему "петербургскую школу киномастерства" (пресс-релиз) должна представлять убогая "Американка" Дмитрия Месхиева? А то больше на "Ленфильме" и сыскать нечего?

Кроме того, в Хельсинки едет множество молодежи: Наталья Першина-Якиманская и Ольга Егорова (они собираются строить Завод найденной одежды), группа "Речники" (вознамерившаяся пленять жителей Суоми спектаклем, "объединяющим движущихся роботов, огонь, звуки и человеческие движения"), группа Ache... и прочие носители длинной или хотя бы удлиненной воли. Молодые петербургские и финские поэты, разумеется, зачтут стихи, а ди-джеи станут диджействовать, куда ж без этого.

Цель всего проекта года культуры манифестируется так: "Достижение значимого улучшения качества жизни горожан". Как мы видим, программа "Хельсинки-2000" способствует улучшению качества жизни не только собственных жителей, но и приезжих. И этот гуманизм вполне научно обоснован - во всяком случае, с марта по май пройдет серия организуемых финскими специалистами по России дискуссий "По петербургской дороге". Темы их: "Почему народное хозяйство России и Швеции одинакового размера", "Как из героя труда планового хозяйства получается специалист по arts management", "Почему у русского поэта и профессора нет зубов, и можно ли вообще понять Россию умом".

Но и это, господа, не все. "У фонда города культуры Хельсинки зарезервировано ограниченное количество стипендий в размере 2000 марок для быстрой и легкой реализации идей горожан, молодежи, иммигрантов и жителей столичного региона. Подавать заявки на получение денег можно с 3.01.2000, и выдача грантов будет проходить до тех пор, пока хватит денег, но до 31.12.2000 г.". Учитывая размеры Петербурга, заявление о 31-м декабря нужно признать излишне оптимистичным.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Глафира Кефирова, Обделенные зрелищем /19.01/
Приход 2000 года обострил проблему общенациональных праздников. За людей наших обидно. Люди ждут праздника, им хочется поглазеть на забавное. Так почему бы их не уважить? Почему на это не потратиться? И не спаси положения Ельцин, чем бы запомнилось большинству россиян двухтысячное новогодие?
Николай Малинин, На краю оврага /14.01/
О том, что в Нижнем Новгороде есть новая архитектура, все вроде бы знают. Но сомневаются. "А что, там действительно есть что посмотреть?" Скепсис москвичей объясняется одной причиной - завистью.
Варвара Гамбург, Архитектура есть. Архитектуру - съесть?
(Нижний Новгород)
/14.01/
Третья столица России провела архитектурный рейтинг. Согласно традиции, лучшее здание было воплощено в торте и съедено. Тем временем метафора грозит превратиться в реальность.
Ширли МакМырли, Апокалипсис не состоялся /12.01/
Фильм Дэвида Финчера "Бойцовский клуб" поставил американское общество перед серьезной проблемой. На студии "Фокс 2000" царило смятение. Конечно, лавры создателей самого скандального фильма десятилетия манили продюсеров. Но настоящие рецепты нитроглицерина?!
Влад Бурьян, Они сделали это '2000! /30.12/
В этот торжественный день как не подвести итоги, как не переосмыслить достижения цивилизации, повзрослевшей на целое тысячелетие! Мы не проводили интерактивных опросов, не устраивали сетевых конкурсов, не списывали хитпарад у других сайтов. 10 долгоиграющих альбомов, удививших человечество: Бьорк, Erasure, Pink Floyd и мн. др.!


предыдущая в начало следующая
Дмитрий Циликин
Дмитрий
ЦИЛИКИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки: