Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Колики Любви, или Немного о Заголовках
Дата публикации:  27 Января 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Наиболее интересные публикации в бумажной прессе за последнюю неделю (21-27 января 2000 года)

Любая статья, как известно, начинается с заголовка. Этот сам по себе заурядный факт читатель может попытаться использовать себе во благо, если он, конечно, обладает определенным опытом и зачатками дедуктивного мышления. Анализ заголовка отдельно взятой публикации в большинстве случаев подскажет имя автора, название издания и даже укажет с неплохой точностью, когда статья была опубликована. Правда, могут быть и недоразумения. Например, если вы открыли газету на первой попавшейся странице и прочитали там "Женщины на грани нервного срыва", то вы держите в руках либо "Русский телеграф" двухлетней давности, либо что-то вроде "МК" или "Московской правды", но уже года нынешнего. Объясняется это очень просто: журналисты, работающие в самой популярной ежедневной газете, вряд ли были знакомы с первоисточником два года назад и вряд ли знакомы с ним сейчас, но чтение альтернативной периодической прессы, видимо, постепенно расширяет их словарный запас. Так что не удивляйтесь, когда найдете в "Комсомольской правде" заголовки из сегодняшних "Известий" или "Итогов" года этак через три. Дело-то - житейское...

Прошедший на прошлой неделе пятый кинофестиваль "Лики любви", содержавший на этот раз конкурсную программу и ретроспективу эротического кино "История греха", вряд ли ставил перед собой цель обогатить заголовочную науку, но, как это часто бывает, преуспел не в том, в чем собирался. По московским экранам перед полупустыми залами стройными рядами шагали нарисованные фаллосы, а в недрах журналистских ноутбуков мучительно зрели заголовки:

"Улики любви" (Михаил Брашинский, "Итоги"),

"Блики любви в царстве порно" (Елена Слатина, "Эксперт"),

"Холостой ход любви" (Виктор Матизен, "Новые Известия"),

"История любви" ("Комсомольская правда"),

"Истории любви временно закончились" (Алена Солнцева, "Время МН"),

"Лики Катрин Денев" (Виктор Карпенко, "Московская правда").

Два заголовка хочется выделить отдельно, поскольку они того заслуживают. Та же самая "Московская правда", продемонстрировав похвальную приверженность к минималистскому стилю, остановилась в другой публикации на варианте "Лики любви", что, согласитесь, просто и в то же время глубоко информативно. И, наконец, Елена Скворцова-Ардабацкая из "МК" явила пример подхода радикального, озаглавив свою статью о фестивале "Они такие придурки!" Вот и понимайте, как хотите.

Классификация представленных выше материалов по заголовкам полностью совпадает с классификацией соответствующих печатных органов, что только подтверждает выдвинутую мной гипотезу. Так, "Итоги" и "Эксперт" - пожалуй, самые близкие по всем параметрам издания - синхронно увлеклись каламбурами-параномазиями, родив в итоге двух близнецов-мутантов. Ряд, кстати, можно продолжить: лики-блики-улики-крики-клики-колики-калики-глюки и так до бесконечности. Один из вариантов я использовал в этой статье, а какие-то из оставшихся наверняка всплывут через год-другой в популярных российских газетах определенного художественного уровня. Хоть патентуй... Далее, в непосредственной близости от двух почтенных еженедельников, располагается Виктор Матизен со своим "Холостым ходом...". Принцип построения заголовка - такой же, только первое слово в названии фестиваля заменено названием фильма-победителя. Соответственно много общих черт имеют и все три публикации: вполне профессиональные, в меру отстраненные обзоры основных событий фестиваля с одинаковыми выводами в конце. Умница Брашинский еще умудрился вставить в свою статью теорию о мужской наготе и женском взгляде - ну, так на то он и Брашинский... А в остальном - обзоры-близнецы, выберите любой из них и читайте, если хотите сэкономить время.

Вторую группу составляют представители бульварной прессы разного уровня вместе с временно примкнувшей к ним Аленой Солнцевой из "Времени-МН". Общая тенденция - присутствие в заголовках каких-либо персоналий ("Историю любви" тоже можно условно отнести к персоналиям, поскольку название этого фильма давно стало банальной языковой конструкцией, к тому же все статьи, содержащие эту фразу в заголовке, посвящены композитору Франсису Лею, который музыку к этой истории написал, и совершенно игнорируют фестиваль). Об этом - несколько слов отдельно. Ничто так не символизирует полную импотенцию обозревателя, как упоминание в заголовке обзорной статьи или рецензии (естественно, к интервью это не относится) каких-либо разрекламированных имен. Видимо, сказывается многолетняя привычка бегать за знаменитостями разного ранга и писать о том, что они едят на завтрак и чем в настоящий момент болеют их любимые домашние животные. Рука так сама и выписывает заголовок: "Дмитрию Харатьяну - 40! Гардемарину - два раза по 20!" (на такие конструкции я все время натыкался, пытаясь найти в газетах типа "Московской правды" что-нибудь о фестивале). Содержимое статей, сами понимаете, тоже разнообразием не отличается. Кто приехал, где был банкет, что съели, что недоели... В общем, под стать заголовкам. Симптоматично то, что самая идиотская статья о фестивале помещена в "Московской правде" по соседству с самым "персонализированным" заголовком ("Лики Катрин Денев"). Для иллюстрации привожу последний абзац этого творения: "Словом, программы кинофестиваля были содержательными, разнообразными и интересными. До новых встреч, Лики любви!" Первый класс, вторая четверть...

Новые встречи, кстати, под вопросом. Главный российский фаллофоб и борец за нравственность Станислав Говорухин, посетив, видимо, несколько фестивальных показов, преисполнился гнева и справедливого возмущения и решил все это безобразие как можно скорее прекратить. А чтобы получить необходимые для этого полномочия, режиссер решил срочно выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента России. Он, правда, мотивирует свои действия отказом от участия в выборах Примакова, но вряд ли это может кого-то обмануть. Уж слишком фантастическим выглядит совпадение: Говорухин объявил о своем выдвижении буквально на следующий день после первых за всю историю нашего государства массовых показов фильмов эротического и порнографического содержания. Так что шестой фестиваль Москва может встретить с плакатами "Фаллосы не пройдут!" и с ворошиловскими стрелками около каждого кинотеатра. А они, как известно, не промахиваются. Впрочем, будем надеяться на лучшее. До следующей недели.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Музыкальная афиша 24 √ 30 января /21.01/
Солистка Мариинского театра Ольга Бородина (меццо-сопрано) получает премию им.Шостаковича; опера "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича в "Геликон-опере"; новая симфония Юрия Буцко и Тройной концерт Бетховена.
Алексей Мунипов, Петр Поспелов, Современные музыканты и чего мы от них ждем /21.01/
Голосование. От кого вы ждете новых достижений и от кого уже не ждете? Классическая музыка: Башмет, Гергиев, Гутман, Кремер, Плетнев, Рождественский, Ростропович, Спиваков, Третьяков и др. Рок-музыка: Аквариум, Алиса, Ария, АукцЫон, Воскресенье, Гражданская Оборона, ДДТ, Звуки Му, Калинов Мост, Крематорий, Чай-Ф и др.
Дмитрий Циликин, FM-art /19.01/
Европейский совет министров культуры на 2000 год объявил культурными столицами Европы 9 городов: Авиньон, Болонью, Берген, Брюссель, Краков, Прагу, Рейкьявик, Сантьяго де Компостела и Хельсинки. Так как Хельсинки - в трех часах езды от Петербурга, из бюджета проекта "Хельсинки-2000" в 300 млн. FM значительная часть уделена городу на Неве.
Глафира Кефирова, Обделенные зрелищем /19.01/
Приход 2000 года обострил проблему общенациональных праздников. За людей наших обидно. Люди ждут праздника, им хочется поглазеть на забавное. Так почему бы их не уважить? Почему на это не потратиться? И не спаси положения Ельцин, чем бы запомнилось большинству россиян двухтысячное новогодие?
Николай Малинин, На краю оврага /14.01/
О том, что в Нижнем Новгороде есть новая архитектура, все вроде бы знают. Но сомневаются. "А что, там действительно есть что посмотреть?" Скепсис москвичей объясняется одной причиной - завистью.


предыдущая в начало следующая
Евгений Сно
Евгений
СНО
snow@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: