Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Дирижер из Сан-Франциско
Дата публикации:  22 Ноября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Майкл Тилсон Томас (Michael Tilson Thomas) - потомок украинских переселенцев, музыкант в третьем поколении, пианист по первому образованию. Ныне является художественным руководителем и главным дирижером San Francisco Symphony. Также известен как основатель оркестра New World Symphony для одаренных выпускников американских консерваторий. В 1994 году в Америке был назван дирижером года. В 1995 году стал эксклюзивным музыкантом фирмы BMG Classics. После записи им семи дисков с музыкой Стравинского и организации позапрошлогоднего Strawinsky-fest'а принято считать, что дирижер заметно скорректировал позиции русской музыки ХХ века на мировом рынке. Пятикратный номинант Grammy, Майкл Тилсон Томас был дважды удостоен этой премии за записи музыки Стравинского и Прокофьева. В Москве выступал впервые.

Для человека, который в десять лет слышал Стравинского "живьем", в восемнадцать - играл ему на фортепиано, а затем долго пользовался возможностью лично присутствовать на оркестровых репетициях Стравинского, Майкл Тилсон Томас очень неплохо сохранился. В сравнении с "молчаливой тенью" Стравинского - дирижером и летописцем Робертом Крафтом (Robert Craft), Майкл Тилсон Томас, наверное, слишком практик и авантюрист. Переквалифицировавшись из пианистов в дирижеры, он играл не только настоящую американскую (Чарльз Айвз, Джордж Гершвин) и европейскую (Бетховен, Малер) музыку, но и совсем не во вкусе Стравинского музыку Штокхаузена (язвительно сравниваемую мэтром с пусканием мыльных пузырей), Джона Кейджа (который "работает под девизом "сделай сам") и других, кого иронически отторгал главный модернист ХХ века Игорь Стравинский за участие в "заговоре беззвучности".

В богатой событиями и все-таки явно двусторонней биографии композитора-эмигранта сегодня ощутим, пожалуй, только один пробел: русскость Стравинского. Возможно, именно этой таинственной категорией и объясняется интерес Майкла Тилсона Томаса к предложению, полученному от руководства РНО. Три номера программы, кроме того что предъявляют экстраординарные требования к кондиции русского коллектива, интригуют еще и внеконкурсным контекстом. Ни одного из этих сочинений, кроме "Весны священной" в исполнении оркестра Мариинки с Валерием Гергиевым, на памяти Большого зала консерватории нет.

Увы, в первом отделении, на музыке балета "Аполлон Мусагет", струнная группа оркестра довольно вяло вывела "неоклассицистскую" линию, совершенно не почувствовав в музыке Стравинского духа заказчика-Баланчина - потребителя типажных контрастов и кудесника темповой пластики. "Симфония в трех движениях" (возможно, благодаря вливанию духовой и медной группы) прозвучала на порядок лучше. Тембры в ней уже притерлись друг к другу. Почти получился "надтактовый" ритм. Однако затяжки от старательно высчитываемых пауз сделали впечатление не таким благоприятным, каким оно могло бы быть.

Зато в "Весне священной" (после антракта) оркестр блестяще прошел Strawinsky-test. Хотелось бы отрецензировать это в духе самого Стравинского, который в свое время сравнивал три записи - Караяна, Булеза и Крафта (Karajan, Boulez, Craft). Например, написать: "Фагот играет хорошо хрипловато, но чересчур занят счетом ("Поцелуй земли")". Или: "Контрабасы на сильной доле звучат легче, чем у Гергиева, но это лишает музыку вопиюще-жирной краски ("Вешние хороводы")". И под финал главное: "("Великая священная пляска") Темп чуть посажен вначале, но не лишает музыку напряжения. Очень верная короткая пауза перед последним флейтовым пассажем. Конец превосходен". Конец был и впрямь превосходен, поэтому его сыграли на бис.

(c) Елена Черемных, 2000

(c) ИД "Коммерсантъ", 2000


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Роман Должанский, Сага без голосов /22.11/
На сцене московского театра Et cetera сыграли премьеру спектакля "Жанна д'Арк. Сага о чуде, любви и вере". Продюсером выступила компания "АртТеатр-2000". Зрители пришли посмотреть на работу молодого режиссера Гарольда Стрелкова, которого числят в разряде перспективных, и актрисы Инги Оболдиной. Судьба Орлеанской девы уже несколько лет не дает им покоя. "Коммерсантъ": избранное.
Татьяна Кузнецова, Па-де-де с отечеством /22.11/
В Большом театре отпраздновали юбилей Майи Плисецкой. Событие получилось одновременно и государственно-светским, и демократично-художественным. Большую часть вечера транслировало РТР. "Коммерсантъ": избранное.
Михаил Трофименков, Телекино с 17 по 23 ноября /17.11/
"Рукопись, найденная в Сарагосе" Войцеха Хаса, "Красавец Париж" Пьера Превера, "По направлению к Лазурному берегу" Аньес Варда, "Марафонец" Джона Шлезингера, "Экзистенция" Дэвида Кроненберга, "Американка" Дмитрия Месхиева, "Женщина в море" Вячеслава Криштофовича. "Коммерсантъ": избранное.
Григорий Ревзин, Куратор изменил биеннале /15.11/
"Коммерсантъ": избранное. Поспешное бегство Массимилиано Фуксаса из Венеции в Рим, а потом в Париж предстало типичной итальянской историей вроде бегства Данте из Флоренции в Равенну.
Лейла Гучмазова, Во славу большевиков /25.10/
Что произошло в Большом? А ничего. Тот самый фарс после трагедии, торжественный марш по граблям под музыку сусанинского "Сла-авься, славься!..", громко исполненный сводным оркестром СМИ.


предыдущая в начало следующая
Елена Черемных
Елена
ЧЕРЕМНЫХ
обозреватель "Коммерсанта-Daily"

Поиск
 
 искать:

архив колонки: