Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Патриаршие свободны!
Пруд, парк и павильон взяли под охрану

Дата публикации:  20 Февраля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

История воздвижения на Патриарших прудах скульптурной группы работы Александра Рукавишникова получила неожиданное продолжение. Хочется сказать, что завершение, но знание реалий - не литературных, булгаковских, а самых что ни на есть обыденных, наших, - не позволяет так запросто поставить в этой истории точку.

Тем не менее: в минувшую пятницу экспертная комиссия при Главном управлении по охране памятников г.Москвы отнесла ансамбль Патриарших прудов к вновь выявленным объектам культурного наследия. Это решение означает одно: с этого дня Патриаршие пруды взяты под охрану. Это означает: все работы по установке "спорного" памятника должны быть прекращены.

На территории Москвы, как известно, есть памятники федерального значения и подчинения, а есть - муниципальные. Как известно, вопрос о том, какие из недвижимых памятников кому должны принадлежать, является спорным. Чтобы споров стало меньше, все новые памятники в столице регистрируют как муниципальные. За последнее время на охрану взяли все сталинские "высотки" (и МГУ, и жилой дом на Котельнической набережной), почти весь московский модерн. По Закону об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов РФ), принятому в прошлом году, эти самые объекты разделены на три группы: памятники, ансамбли и достопамятные места.

В минувшую пятницу Патриаршие пруды рассматривали именно как ансамбль. В повестке дня заседания экспертной комиссии был один-единственный вопрос и один объект: Патриаршие пруды с фрагментами городской застройки ХIХ-ХХ вв. Рассматривали обращение инициативной группы местных жителей, письмо деятелей культуры (среди них - Инна Чурикова, Анатолий Приставкин, Фазиль Искандер, Николай Караченцов, Елена Образцова), заявление аппарата уполномоченного по правам человека в РФ и Московского городского отделения ВООПиК.

Все они были взволнованы судьбой парка площадью 2,37 га, пруда (0,92 га) и павильона 1938 года, построенного архитектором Давидом Хазановым как помещение для приема пищи и отдыха водителей трамвая. И перестроенного в 1983-85 гг. сыном Давида Хазанова Михаилом, который переложил этот павильон в кирпиче.

Наш собеседник - сотрудник Главного управления по охране памятников города Москвы - рассказал, что особых разногласий обсуждаемый вопрос не вызвал. Даже те, кто раньше махал руками, едва заслышав о том, что Патриаршие "надо защищать", вдруг согласились с мнением озабоченных мастеров культуры. И экспертная комиссия по объектам недвижимого наследия взяла под охрану ансамбль, в который включили акваторию пруда, парк с памятником Ивану Андреевичу Крылову и павильон.

На одном из следующих заседаний решили поговорить о фасадах прилегающих домов, которые, по мысли некоторых членов комиссии, следует признать достопамятными местами и, возможно, в дальнейшем присовокупить к охраняемому ансамблю.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Шемякин, "Ни на один из моих проектов нет денег!" /19.02/
Я решил рассказать предысторию Щелкунчика и сделать полнокровный одноактный балет. Написал либретто, которое позволяет действию "Принцессы Пирлипат" логично перетечь в "Щелкунчика"; музыку сочинил Слонимский. На премьере покажем балет "Принцесса Пирлипат" в один вечер с "Щелкунчиком". Дирижировать будет Гергиев.
Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, "Большая жрачка" во время чумы /13.02/
Граждане знают, что в "Окнах" и т.п. гости - подставные, публика - дрессированная, ведущие - лохотронщики, а сами они, стало быть - лохи. Тем не менее, продолжают смотреть, отрываясь - и в прямом, и в переносном смысле - от действительности, где замерзают города, подданные вымирают, наука деградирует, а дети играют в "Бригаду".
Александр Дугин, Да, смерть Наташи Медведевой /05.02/
В рай ей будет пробраться непросто, хотя, может быть, милосердные сумерки выстроят для нее особый посмертный мир - из серого света, пронзительных, слегка вульгарных духов, острых перьев и разрозненных звуков - не рай, не ад, но специальный временный приблизительный мир Медведевой, которая родом из Питера, как и Путин.
Оксана Дубовенко, Наблюдение за наблюдающими. ТЭФИ-2002 /04.02/
Вручение ТЭФИ как будто происходило в стране, где нет войны, нет кризиса в экономике. Все награжденные - либо со строго официальной тематикой, либо с отдаленной от злободневной. Все награждаемые - люди достойные, талантливые, трудолюбивые. Только выбирали их словно с оглядкой.
Сэм Уткин, Мир музыкального видео. Клип 1: Желание /03.02/
Планета MTV - пространство, по большей части игнорируемое "официальной культурой", хотя и социальных, и философских "смыслов" в музыкальном видео предостаточно. Вариант для наблюдения - появление на российском MTV певца по имени Шамиль. Кто бы мог подумать в 2001 году, что такая маргинальность будет продаваться!


предыдущая в начало следующая
Григорий Заславский
Григорий
ЗАСЛАВСКИЙ
zaslavski@mail.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: