|
||
/ |
Наблюдение за наблюдающими. ТЭФИ-2002 Дата публикации: 4 Февраля 2003 В последний день января наконец состоялась отложенная ранее (из-за "Торжественная церемония" - не дежурное сочетание слов, мероприятие было чрезвычайно помпезное, если не сказать пафосное. На первых церемониях вручения ТЭФИ атмосфера была куда более демократичная - это был профессиональный праздник, куда гости могли придти даже с детьми. Помнится, лет семь назад маленькая Саша Розовская, та самая, которая была среди заложников "Норд-Оста", просидела вместе с мамой и папой всю церемонию, а потом еще и отлично повеселилась на банкете. Сегодняшний праздник уже не профессиональный, а скорее корпоративный - в атмосфере стоит плотный дух избранничества, кастовости. Красная дорожка у входа, мужчины в смокингах, дамы в вечерних туалетах "с именами", бриллианты свои и напрокат. В фойе радостная толчея красивых оживленных людей. "Террариум единомышленников", как раньше театр и кино, - сегодня именно телевидение стало Меккой для творческих (и нетворческих) амбициозных людей. И ТЭФИ - ежегодный смотр их успехов. Телевидение - микрокосмос, исчезающий при простом нажатии кнопки телевизора, - стало прослойкой, буфером, промежуточным звеном (чем хотите еще) между властью и населением (понятие "народ" ныне выведено из обращения). Из телевизора власть узнает о людях, а люди - о власти и жизни вообще. И нынешнее вручение ТЭФИ, судя по телевизионной трансляции и награждаемым лауреатам, происходило в стране, где нет никакой войны, нет кризиса в экономике (да, если судить по телерепортажам, его нет и в помине). "На Шипке все спокойно"... Судите сами: лучшая информационная программа "Время", лучший интервьюер - Владимир Познер с программой "Времена", лучший информационный ведущий - Сергей Брилев ("Вести"), ток-шоу - "Культурная революция", публицистическая программа - "Жди меня". Все - либо со строго официальной, либо отдаленной от злободневной тематикой. Сама церемония была выдержана в духе "новых" сборных концертов. Награждения перемежались художественными номерами, кажется, призванными продемонстрировать жанровое многообразие сегодняшнего ТВ. Тут тебе и "босоножки", ритмично двигающиеся под громкую музыку, и "маленькие лебеди" в балетных пачках, и мускулистые юноши топлесс, и "сладенький" сентиментальный кусочек - песня "Мы дети ТВ" (как эхо "дом-актеровских" капустников) - в исполнении телеродителей и их детей; единственная отдушина - выступление джаз-бенда под руководством Игоря Бутмана. Не было постоянных ведущих. Сменявшие друг друга "тройки", состоявшие из двух "мальчиков" и одной "девочки", более или менее непринужденно объявляли следующих лауреатов. Забавно, что некоторые телевизионные корифеи, например Дмитрий Дибров и Евгений Киселев, не в состоянии внятно прочитать со сцены по бумажке незнакомый текст. Вообще же выбор членов академии российского телевидения указывал на то, что при определении лауреатов они прежде всего руководствовались стремлением соблюсти некий, видимо, оговоренный баланс сил с обязательным при этом признанием заслуг своих питерских коллег (в реальной жизни, как известно, давно отлученных от федерального эфира). "Всем сестрам по серьгам" с экивоками и реверансами. Умение правильно наградить - тоже искусство. Программа "Жди меня" второй год подряд получает приз как лучшая публицистическая программа. Программа всенародно любимая, существующая специально для зачистки душевной окалины, она и публицистическая, и злободневная, но - опосредованно. "Людям - о людях", и ничего о властях. Лучшее ток-шоу " Команда, которая делает ток-шоу, в состоянии поднять любую тему, но берется в основном за проходные, отыгранные в других местах. Провокационность постановки вопроса порой оказывается оскорбительной. То патриоты в обиде, то - женщины (как в случае с программой "Может ли женщина создать шедевр", в которой на полном серьезе и при участии представителей власти обсуждался вопрос о полноценности женщин в художественном плане; в стране с оформленным гражданским сознанием за такую передачу женские правозащитные организации подали бы в суд). Но вот где министр культуры действительно лучший - это в персональном забеге. В отечественном телеэфире он сегодня самый образованный, эрудированный, легкий, неагрессивный собеседник, в то же время крепко удерживающий структуру разговора, мгновенно, правильно и остроумно реагирующий на меняющуюся ситуацию. Его не приходится стесняться и извинять разъяснениями, что он, мол, имел в виду "другое". В номинации "Лучший ведущий развлекательной программы" достойных людей почему-то не нашли, Швыдкого проигнорировали, а наградили "мультиков" Все награждаемые - люди достойные, талантливые, трудолюбивые (основное качество для успеха на ТВ), "по-хорошему" наглые. Только выбирали их как будто с оглядкой. В номинации "журналистское расследование" - лучшая авторская программа Елены Масюк "Акватория восходящего солнца". Ожегшись на большой политике, она "тешится" теперь в поисках адреналина на дальних окраинах империи. Отдельной строкой хочется выделить телевизионные художественные фильмы. Лучший сценарист - Борис Акунин за фильм " Лучшим художественным игровым сериалом был признан фильм "По имени Барон", лучший режиссер - Дмитрий Светозаров. При получении награды кто-то из съемочной группы сказал, что питерские и здесь прорвались. Невозможно объяснить, как лучшим сериалом стал фильм, проповедующий уголовную мораль, в очередной раз внедряющий в сознание воровские "понятия", весь состоящий из сцен насилия, убийств, "просто" унижения человеческого достоинства. Ссылки на закономерность использования постмодернистских принципов в телепроизводстве, на кэмп как феномен современного художественного сознания тут, мне кажется, неуместны. Телевидение - продукт массового потребления, и подобные фильмы (давно доказано) будоражат сознание нездоровых и неблагополучных людей, подсказывая пути все более изощренных преступлений. Совершеннейшая путаница была с так называемыми "Программами на целевую аудиторию". Чем отличается детская передача от научной, а просветительская от образовательной, понять было невозможно. "Дог-шоу", оказывается, передача детская, а "Путешествие натуралиста" - научная и соревновалась в этой категории с передачей Александра Гордона. Но ведь это мало чем отличается от старой и доброй программы "Ребятам о зверятах" - артистичный Павел Любимцев простыми словами рассказывает детям о животных. Или - "
|
|
|
||