Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Наблюдение за наблюдающими. ТЭФИ-2002
Дата публикации:  4 Февраля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В последний день января наконец состоялась отложенная ранее (из-за захвата "Норд-Оста") 8-я торжественная церемония вручения национальной телевизионной премии.

"Торжественная церемония" - не дежурное сочетание слов, мероприятие было чрезвычайно помпезное, если не сказать пафосное. На первых церемониях вручения ТЭФИ атмосфера была куда более демократичная - это был профессиональный праздник, куда гости могли придти даже с детьми. Помнится, лет семь назад маленькая Саша Розовская, та самая, которая была среди заложников "Норд-Оста", просидела вместе с мамой и папой всю церемонию, а потом еще и отлично повеселилась на банкете. Сегодняшний праздник уже не профессиональный, а скорее корпоративный - в атмосфере стоит плотный дух избранничества, кастовости. Красная дорожка у входа, мужчины в смокингах, дамы в вечерних туалетах "с именами", бриллианты свои и напрокат. В фойе радостная толчея красивых оживленных людей. "Террариум единомышленников", как раньше театр и кино, - сегодня именно телевидение стало Меккой для творческих (и нетворческих) амбициозных людей. И ТЭФИ - ежегодный смотр их успехов. Телевидение - микрокосмос, исчезающий при простом нажатии кнопки телевизора, - стало прослойкой, буфером, промежуточным звеном (чем хотите еще) между властью и населением (понятие "народ" ныне выведено из обращения). Из телевизора власть узнает о людях, а люди - о власти и жизни вообще. И нынешнее вручение ТЭФИ, судя по телевизионной трансляции и награждаемым лауреатам, происходило в стране, где нет никакой войны, нет кризиса в экономике (да, если судить по телерепортажам, его нет и в помине). "На Шипке все спокойно"... Судите сами: лучшая информационная программа "Время", лучший интервьюер - Владимир Познер с программой "Времена", лучший информационный ведущий - Сергей Брилев ("Вести"), ток-шоу - "Культурная революция", публицистическая программа - "Жди меня". Все - либо со строго официальной, либо отдаленной от злободневной тематикой.

Сама церемония была выдержана в духе "новых" сборных концертов. Награждения перемежались художественными номерами, кажется, призванными продемонстрировать жанровое многообразие сегодняшнего ТВ. Тут тебе и "босоножки", ритмично двигающиеся под громкую музыку, и "маленькие лебеди" в балетных пачках, и мускулистые юноши топлесс, и "сладенький" сентиментальный кусочек - песня "Мы дети ТВ" (как эхо "дом-актеровских" капустников) - в исполнении телеродителей и их детей; единственная отдушина - выступление джаз-бенда под руководством Игоря Бутмана. Не было постоянных ведущих. Сменявшие друг друга "тройки", состоявшие из двух "мальчиков" и одной "девочки", более или менее непринужденно объявляли следующих лауреатов. Забавно, что некоторые телевизионные корифеи, например Дмитрий Дибров и Евгений Киселев, не в состоянии внятно прочитать со сцены по бумажке незнакомый текст. Вообще же выбор членов академии российского телевидения указывал на то, что при определении лауреатов они прежде всего руководствовались стремлением соблюсти некий, видимо, оговоренный баланс сил с обязательным при этом признанием заслуг своих питерских коллег (в реальной жизни, как известно, давно отлученных от федерального эфира). "Всем сестрам по серьгам" с экивоками и реверансами. Умение правильно наградить - тоже искусство.

Программа "Жди меня" второй год подряд получает приз как лучшая публицистическая программа. Программа всенародно любимая, существующая специально для зачистки душевной окалины, она и публицистическая, и злободневная, но - опосредованно. "Людям - о людях", и ничего о властях.

Лучшее ток-шоу "Культурная революция" - программа Михаила Швыдкого. Наблюдая за телеуспехами Михаила Ефимовича, пора внедрять лозунг "Каждому министру - по телепередаче". Во-первых, приличная и совершенно законная прибавка к зарплате (не к чему даже злословить, что, мол, не нужно лишний раз голову ломать, как бы выгодно и при этом на законных основаниях распорядиться служебной информацией). Во-вторых, чрезвычайно удобно для редакторов: кто же откажется участвовать, если министр вызывает? Вот и сидят в студии с заинтересованными лицами самые заслуженные и народные, забросив все насущные дела. И сидят не гостями, а в массовке! В-третьих, очень удобно руководить: прямое внедрение актуальной политики и регулярные встречи с представителями подведомственных учреждений.

Команда, которая делает ток-шоу, в состоянии поднять любую тему, но берется в основном за проходные, отыгранные в других местах. Провокационность постановки вопроса порой оказывается оскорбительной. То патриоты в обиде, то - женщины (как в случае с программой "Может ли женщина создать шедевр", в которой на полном серьезе и при участии представителей власти обсуждался вопрос о полноценности женщин в художественном плане; в стране с оформленным гражданским сознанием за такую передачу женские правозащитные организации подали бы в суд). Но вот где министр культуры действительно лучший - это в персональном забеге. В отечественном телеэфире он сегодня самый образованный, эрудированный, легкий, неагрессивный собеседник, в то же время крепко удерживающий структуру разговора, мгновенно, правильно и остроумно реагирующий на меняющуюся ситуацию. Его не приходится стесняться и извинять разъяснениями, что он, мол, имел в виду "другое".

В номинации "Лучший ведущий развлекательной программы" достойных людей почему-то не нашли, Швыдкого проигнорировали, а наградили "мультиков" Хрюна Моржова и Степана Капустина. Многие взрослые передачу с их участием досмотреть до конца не в состоянии, а вот детям она, равно как и "Предсказания погоды" (тоже продукт ООО "Пилот ТV" под руководством Александра Татарского), очень даже нравится. И многие дети даже предпочитают их лауреату ТЭФИ 2002 "Спокойной ночи, малыши!", так как ратуют (заодно с родителями) за наши мультики "русские, народные" (цитирую своих детей). А "Спокойка" в этом году месяцами крутила, прошу прощения за кондовость слога, чуждых русской ментальности и национальному чувству юмора "Тома и Джерри".

Все награждаемые - люди достойные, талантливые, трудолюбивые (основное качество для успеха на ТВ), "по-хорошему" наглые. Только выбирали их как будто с оглядкой. В номинации "журналистское расследование" - лучшая авторская программа Елены Масюк "Акватория восходящего солнца". Ожегшись на большой политике, она "тешится" теперь в поисках адреналина на дальних окраинах империи.

Отдельной строкой хочется выделить телевизионные художественные фильмы. Лучший сценарист - Борис Акунин за фильм "Азазель". Вполне закономерно для страны, не помнящей корней, в которой история пишется по эмоциональному принципу "я так вижу", где литератор всегда выше в вопросах жизнесоответствия, чем историк. Акунин - беллетрист замечательный. Но в обществе, где телевидение выступает как массовый организатор и пропагандист, представляется невозможным так профанировать собственную историю. А в этой повести даже сюжет строится на исторической ошибке. Стрелявшегося студента Николая Ахтырцева опознают по студенческому мундиру, но в это время - в 1876 году - в России у студентов не было обязательной формы одежды. Она была отменена в 1861 году и введена вновь в 1885-м. Но Акунину-то ставят в заслугу именно знание исторических реалий. С другой стороны, что ему Москва? Он - голливудский избранник...

Лучшим художественным игровым сериалом был признан фильм "По имени Барон", лучший режиссер - Дмитрий Светозаров. При получении награды кто-то из съемочной группы сказал, что питерские и здесь прорвались. Невозможно объяснить, как лучшим сериалом стал фильм, проповедующий уголовную мораль, в очередной раз внедряющий в сознание воровские "понятия", весь состоящий из сцен насилия, убийств, "просто" унижения человеческого достоинства. Ссылки на закономерность использования постмодернистских принципов в телепроизводстве, на кэмп как феномен современного художественного сознания тут, мне кажется, неуместны. Телевидение - продукт массового потребления, и подобные фильмы (давно доказано) будоражат сознание нездоровых и неблагополучных людей, подсказывая пути все более изощренных преступлений.

Совершеннейшая путаница была с так называемыми "Программами на целевую аудиторию". Чем отличается детская передача от научной, а просветительская от образовательной, понять было невозможно. "Дог-шоу", оказывается, передача детская, а "Путешествие натуралиста" - научная и соревновалась в этой категории с передачей Александра Гордона. Но ведь это мало чем отличается от старой и доброй программы "Ребятам о зверятах" - артистичный Павел Любимцев простыми словами рассказывает детям о животных. Или - "Дачники" Маши Шаховой. Стали лучшей просветительской передачей. Но ведь она - развлекательная. Люди ее делают простодушные, открытые. Автор и ведущая с детским "инфантильным" именем (вроде подписей в "МК", где все - Маши и Кати) честно призналась, что существованием передачи обязана папе Гелию Шахову и мужу Евгению Киселеву. Еще бы, без папы и такого мужа никто и никогда не пустит в кадр с таким нетелегеничным голосом рассказывать о днях минувших на фоне живописных пейзажей при полном отсутствии действия... Целевая аудитория - это что, закрытое сообщество с собственным языком общения? Тогда правильнее было бы выбрать Виталия Третьякова с программой "Что делать?". В своей группе она одновременно и единственный участник, и лидер.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сэм Уткин, Мир музыкального видео. Клип 1: Желание /03.02/
Планета MTV - пространство, по большей части игнорируемое "официальной культурой", хотя и социальных, и философских "смыслов" в музыкальном видео предостаточно. Вариант для наблюдения - появление на российском MTV певца по имени Шамиль. Кто бы мог подумать в 2001 году, что такая маргинальность будет продаваться!
Григорий Заславский, Опять реституция /24.01/
Немцы, кажется, совсем потеряли историческую память: яркий тому пример - вопрос реституции. Профессор Вольфганг Айхведе ни слова не сказал о том, что немецкая сторона каким-то боком причастна к разрушению и исчезновению Янтарной комнаты. Что война была чрезвычайно жестокой именно и первоначально с германской стороны.
Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, В ожидании третьей волны /24.01/
Российский театр делает шаги к новому романтизму, а мир уже стремительно движется в этом направлении: очередная параллель к неоромантизму столетней давности, в атмосфере которого зарождались мировые войны, революции и холокосты. Остается лишь одна романтическая иллюзия - история повторяется якобы исключительно в виде фарса.
Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, Неизбывная песнь козлов-3 /14.01/
Сегодня российская драматургия ощутила вкус к трагедии. На 2537 году существования трагедия отчетливо движется к первоначальному синкретическому состоянию. Пока в мировом сознании сохранится хотя бы островок европейского мировосприятия с его верой в конечное торжество справедливости, трагедия как жанр будет востребована.
Майя Крылова, Все гениальное просто /30.12/
Режиссер пластического спектакля должен иметь глаз хирурга и чутье экстрасенса. Именно этими качествами обладает хореограф Жозеф Надж. Недаром он стал любимцем российских критиков.


предыдущая в начало следующая
Оксана Дубовенко
Оксана
ДУБОВЕНКО

Поиск
 
 искать:

архив колонки: