Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Cinema-3 : Ромео жив, и слава богу
Дата публикации:  5 Сентября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

K выходу на экран боевика "Ромео должен умереть"

Смотря этот фильм, я думал о двух вещах. Во-первых: насколько чужеродной некая вполне нормативная американская картина может показаться нормативному российскому зрителю, вроде меня. И во-вторых: что-то с Голливудом неладно, куда-то он движется, медленно, но верно...

Это такой типа Ромео на современный ладВ своем маниакальном желании выносить на афишу имя самого известного члена съемочной группы, или же его условное обозначение, даже если для создания фильма указанный некто и пальцем о палец не ударил - так вот, на сей раз в этом желании прокатчики не ошиблись. "Ромео должен умереть" сверстан продюсером "Матрицы" Джоэлом Сильвером. И приходится признать сей факт важным и значимым. То, что именно продюсеры делают кино в Голливуде, сегодня не секрет даже для Бивиса и Батхэда. Новизна в другом: после "Матрицы" - "Ромео" второй заведомо модный фильм. То есть, как правило, модное кино становится таковым после его признания определенной категорией критиков и частью продвинутой публики. "Модность", превращенная в априорное качество (как "кассовость" или "культовость"), означает сочетание элементов кинематографической зрелищности (мордобой, погони, быстрый темп, угроза жизни главных героев) с элементами аудио-визуальной альтернативности, принадлежавшей параллельной субкультуре только вчера и набирающей обороты сегодня. Компьютерные полеты и драки вкупе с идеей фантастического суперразума, симулирующего бытовую память обывателей, сыграл эту роль в "Матрице", приправленной молодым модным актером (Киану Ривз) и ярким электронным саундтреком. Актер "Ромео" (молодой и модный) - Джет Ли, музыка скорректирована с поправкой на хип-хоп-эстетику, а ключевая формула модности всего фильма в целом обеспечена сочетанием римейка известного сюжета с маргинально-криминальной тематикой. То бишь, борьбой китайской и негритянской (желтой и черной?) мафий за калифорнийское побережье.

Итак, подробнее о составляющих. Американская "черная" тематика завоевывала кинематограф очень и очень постепенно. От политкорректных (время от время возрождающихся вновь) образов "добрых-негров-помощников" Голливуд понемногу перешел к "неграм-главным-обаятельным-героям" (Эдди Мерфи), затем перейдя к композиционно второстепенным, но функционально крайне важным чернокожим персонажам (негры-президенты в "Пятом элементе" и "Столкновении с бездной"). Появился первый культовый чернокожий режиссер - Спайк Ли. Печать маргинальности осталась. Особенно хорошо это уловили "независимые" режиссеры - чего стоит "Пес-призрак" Джармуша, где одна концепция призрачности говорила обо многом. И вот настал час фильма, снятого полностью в черной эстетике, что не воспринимается в качестве причуды авторов и не мешает определению абсолютно интернациональной аудитории картины. Это не только музыка, не только практическое отсутствие в национальном (!) конфликте каких бы то ни было белых, не только полное игнорирование вопросов политкорректности (предполагающей изначальное неравенство - не все же категории населения этой пресловутой корректности заслуживают), но и стопроцентная самодостаточность этого мира - как художественного, так и "реального". Здесь свои игры, свои танцы, свои плакаты на стенах. И умело сыграв на грани новизны этого другого для кино и привычности оного в обыденной американской жизни, послушавший умного продюсера режиссер добивается нужного эффекта. Режиссер, само имя которого в этой драме между китайцами и неграми выглядит издевательством: некто Анджей Бартковяк.

Между прочим, не такой уж он и некто. Новичок в режиссерском деле, как оператор он работал в свое время над "Скоростью" и "Адвокатом дьявола". Вот вам и еще одна связь с "Матрицей": Бартковяк, как и Киану Ривз, держит нос по ветру, вовремя оказываясь рядом с кассовыми проектами, не обращая ни малейшего внимания на собственно содержательный или жанровый аспект. Идет речь о продаже души нечистому, или же о захвате автобуса злодеем - не важно. Как говорится, денежки идут - и слава Богу.

Ромео - не хрен с горы, а мастер боевых искусств, навроде Брюса ЛиИ очень кстати здесь приходится Гонконг - давно потерявший свой географический смысл, но сохранивший все остальные. Гонконг это прежде всего Джон Ву (забудем на время о Джеки Чане), опустившийся до "Миссии невыполнима-2", но до того подаривший Голливуду совершенно особую манеру снимать кино. Замедленные кадры, сопровождаемые соответствующей музыкой, погони, непроницаемые лица, под которыми бушуют нечеловеческие страсти, яркие или затуманенные неоновые огни, и наконец драки. На этом остановимся особо. Нынешний Ромео - Джет Ли - прославился первоначально именно как юный мастер боевых искусств, снимался в энном количестве "прикладных" фильмов, где красивый мордобой замещал сюжет как таковой, и лишь после этого был взят в настоящий американский фильм - "Смертельное оружие-4" (оператор - неизменный Бартковяк), где сыграл основного харизматичного злодея. Продолжая, понятное дело, вовсю размахивать ногами и руками, кувыркаться и вставать в боевую стойку. Тем же самым он занимается и в роли шекспировского героя. Жажда ничто, имидж - сами знаете.

Странна функция пресловутых восточных единоборств в современном кино. Во время оно - диковина для западного зрителя (см. легенду Брюса Ли, появление первых его аналогов в голливудском кино и т.д.), ныне они всем поднадоели, но представить себе динамичный фильм, да еще и замешанный на "восточных" персонажах, без них практически невозможно. На помощь приходят компьютеры и монтаж. Как и в "Матрице", герои "Ромео" могут на самом деле вообще не уметь драться - все трюки за них исполнят даже не каскадеры, а умелые киношники. Не случайно возмущался один из давних поклонников Джета Ли - на фига, мол, все эти технические ухищрения - он без них и сам неплохо махаться может. Ничего подобного. В современном коммерческом кино идея каратэ попросту доведена до логического предела. С самого начала рядовой зритель, глядя на ненормальное владение собственным телом, неестественную скорость движения членов тела и необъяснимо непроницаемые лица специалистов этих специфических искусств, не мог поверить в реальность увиденного. А раз оно нереально, почему не сделать его еще более эффектным? Джет Ли прекрасно умеет летать по воздуху, а также раскидывать врагов, будучи подвешенным за одну ногу со связанными руками. Когда не получается соблюсти даже следа правдоподобия, вступает монтаж: нам не показывают, как именно Ромео исхитрился побить вооруженных и грозных противников. Безумно быстрая смена кадров, звуки ударов, немного криков и хоп - все лежат в беспорядочной куче, а он, герой, в своей как бы небрежной стойке высится над поверженным злодеями. "Здорово это он", - думает потрясенный зритель, не интересующийся реальной технологией выполнения чего-то подобного. Так и надо: это же кино, а не реальность. Здесь все не взаправду.

Вот, вроде бы, и все основные ингредиенты, из которых умелый Бартковяк сварил вполне цельное снадобье для извлечения денег из карманов публики. Было еще что-то... Ах да, Шекспир.

С этим совсем плохо. Я не против трактовок классики, даже на первый взгляд кощунственных и очень вольных. Вот "Ромео + Джульетта" с ди Каприо представляется мне вполне качественной интерпретацией. Как говорил на московской лекции Умберто Эко: "Комиксы по мотивам Шекспира? Ну, если хорошие комиксы..." Но здесь не пахнет ни трактовкой, ни интерпретацией. Не говоря об экранизации. По большому счету, "Ромео должен умереть" - беспардонное использование успешных элементов чужого произведения в собственных корыстных целях. И для придания своему фильму упомянутого статуса модности. К Шекспиру все это относится не более, чем "Последний герой боевиков", где в крошечном эпизоде (малолетний герой задремал на уроке литературы) превратившийся в Гамлета Шварценеггер запускает черепом Йорика в своих врагов, а затем расстреливает их из двух-трех автоматов. Там хотя бы была претензия на остроумие. Здесь таковой не пахнет.

Джульетта еще более альтернативна, чем РомеоНачнем с главного условия - противостояния двух враждующих семей. Здесь они враждуют скорее формально. В финале выясняется, что у Монтекки и Капулетти давно существовал сговор с целью захвата побережья и свержения руководителей кланов. Да и вообще, для российского зрителя одинаково чужеродные чернокожие Капулетти и дзюдоисты Монтекки скорее всего сольются воедино. Противостоит им разве что внесценический герцог Веронский (он же Парис, он же фра Лоренцо - короче, единственный персонаж "посередине") в лице самого Барковяка, белого до мозга костей. В остальном - сплошные противоречия оригиналу, причем его духу, а не форме - Бог с ней, с формой. Джульетта - эмансипированая деваха, вертящая отцом, как захочет, а Ромео - супермен, явно упивающийся своей боевитой крутизной в гораздо большей степени, нежели прелестями новообретенной дамы сердца. Мотивировки - даже иррациональной - их любви авторы фильма не дают. Пользуются Шекспиром: "Ромео и Джулетте положено друг друга любить". Главным предателем почему-то в последний момент оказывается "Меркуцио", а в финале влюбленные без особых угрызений совести тем или иным способом урывают старших Монтекки-Капулетти и, обнявшись, уходят вдаль, сопровождаемые свадебной подсветкой полицейских проблесковых маячков. Эпизодические, "пробросом" "сцена на балконе" и "сцена на балу" довершают картину полного пренебрежения в общем-то недурным шекспировским текстом.

Да не жалко Шекспира - будто над ним до сих пор не издевались. Просто обычно при этом хотя бы учитывали, что он Шекспир, а не просто автор "story". Немного обидно за тех непоклонников восточного мордобоя и любителей опостылевшей большинству населения земного шара трагедии, которые по ошибке зайдут на этот фильм. Но во всяком случае, одно утешение им гарантировано: Ромео выжил и победил. Больше умирать он не намерен.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Антон Долин, Cinema-3 : что и где смотреть /05.09/
Антон Долин, Cinema-2: Америка и Америка /29.08/
К выходу на экраны фильмов "Патриот" и "Девственницы-самоубийцы". Рекомендательная афиша московских кинотеатров до 4 сентября - только хорошие фильмы с аннотациями и расписанием сеансов. Эксклюзивная информация о новинках коллекционного видео на Горбушке с возможностью получить скидку при покупке. Обновляется по вторникам.
Антон Долин, Cinema-2: новости коллекционного видео /29.08/
Антон Долин, Cinema-2: что и где смотреть /29.08/
Антон Долин, Cinema-1: вначале была кровь /22.08/
Cinema. Постоянные подробные рецензии на новые фильмы, выходящие в российский прокат; основные новости из мира кино (в первую очередь, фестивального); информация о режиссерах, актерах, продюсерах. Рекомендательная афиша московских кинотеатров - только хорошие фильмы с аннотациями и расписанием сеансов. Также: эксклюзивная информация о новинках коллекционного видео на Горбушке с возможностью получить скидку при покупке. Обновляется еженедельно по вторникам.
предыдущая в начало следующая
Антон Долин
Антон
ДОЛИН
Кинообозреватель "Ежедневной газеты"
dolin@gzt.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru