Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
ХХV ММКФ: от первых разочарований к первым радостям
Дата публикации:  23 Июня 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В пятницу открылся ХХV Московский международный кинофестиваль, обещающий значительной части образованной публики девять дней напряженной жизни в искусственном климате кинозалов. Конечно, времена, слава Богу, не советские - лучшее из представленного на фестивале обязательно появится в прокате, а когда-нибудь и выйдет на видеокассетах; за лишний билетик можно не убиваться. Но в атмосфере фестиваля всегда есть что-то особенное, какая-то позитивная устремленность "по направлению к кино", объединяющая девочек-студенток с пожилыми критикессами. Есть в ней и определенный азарт поиска, "добывания" хороших фильмов. Удачные фестивальные просмотры становятся по-настоящему незабываемыми, и неважно, что фильм "Табу" уже даже прокрутили по телевизору: в памяти автора этих строк жива мертвая тишина в зале МДМ-кино, повисшая после включения света, общее нежелание видеть предметы и производить звуки. Как жив и единственный ночной показ "Танцующей в темноте", на который, прослышав о престижности мероприятия, скупили билеты "новые русские". Негодование от увиденного они разделили с критическим бомондом, но выражали более экспрессивно.

"Добытым" на фестивале принято честно делиться, что мы и собираемся делать, рассказывая в первую очередь не об организационных обстоятельствах, а о самих фильмах. Лишь для первого раза придется сделать исключение. Фестиваль открылся фильмом Алексея Учителя "Прогулка", снятым по сценарию Дуни Смирновой, - и во время этого просмотра нам несколько раз пришлось ловить себя на мысли, что помещение этого фильма в такую позицию, вероятно, сыграло плохую службу и ему, и фестивалю в целом. Обычно предполагается, что фильм открытия задает фестивалю и атмосферу, и некоторый уровень; он даже не обязательно должен участвовать в конкурсе (что логично: на Московском фестивале слабость конкурса традиционно дополняется силой внеконкурсных премьер или таких эстетских программ, как "Восемь с половиной" Петра Шепотинника). В данном случае странная, почти непостижимая беспомощность фильма открытия (непостижимая после профессионального изящества "Дневника его жены", произведения тех же режиссера и сценариста) изрядно попортила настроение его зрителям, которые в другой ситуации, вероятно, отнеслись бы к "Прогулке" как к обычной неудачной работе.

Нам нетрудно лишний раз признаться в неприязни к критической позиции с ее бездоказательностью и авторитарностью, особенно явной в традициях нашей страны, где произносящий нелицеприятные слова сразу оказывается почти критиком Латунским, исполнителем карательно-охранительных функций. Но фильм "Прогулка" плох настолько, что ни для какой другой позиции материала не предоставляет. В этом фильме нечего исследовать; он ничего не репрезентирует и не говорит ни социологу о конструкциях реальности (то есть, проще говоря, "современном мире"), ни философу о кино. История анекдота, "психологического эксперимента", разыгранная тремя молодыми актерами, меньше всего позволяет зрителю увидеть "молодых русских, современный Петербург, нынешнюю Россию" - мы цитируем пресс-релиз фильма, в котором утверждается, что такие социологические задачи перед Алексеем Учителем стояли. Скорее к содержанию фильма имеет отношение пошлость другой фразы пресс-релиза: "Случайно, на перекрестке они встретят свою Любовь, которая не предупреждает о своем появлении...". Зритель "Прогулки" оказывается погружен в полтора часа истерической речи, агрессивным потоком льющейся с экрана; и выморочность этого речевого пространства, вместе с его глобальностью, уже не могут быть компенсированы таким достоинством, как яркая профессиональная съемка. Визуальное в "Прогулке" задавлено, "проглочено" вербальным. Вместо обещанного структурой фильма "образа города" нам оказался представлен образ "внутреннего мира" сценаристки в самом худшем варианте: с истерией, "русским размахом", апологией Чувства (произносится с подчеркнутым В: ЧуВства), с псевдопсихологизмом - когда якобы "умная" и "душевная" барышня Ольга в течение целого дня радостно использует двух молодых людей в качестве объектов для своих истерических фантазий, а к вечеру ее вдруг посещает запоздалое раскаяние. В общем, все это не стоило бы затраченных слов - если бы, повторимся, не позиция фильма-открытия фестиваля.

К сожалению - и тут мы уже можем быть намного более краткими - разочаровывает и Питер Гринуэй, чьи "Чемоданы Тульса Лупера. Часть 1" были показаны в первый день для прессы. Сравнение с Учителем было бы неуместно ни по каким позициям - масштабы не те. Гринуэй, как всегда, усложняет визуальные языки, как всегда, предельно концептуален, интертекстуален, и даже занялся автоцитированием. Но причина такого равнодушия Каннского жюри к столь актуальному десятилетие назад автору становится после просмотра "Чемоданов" очевидной. Гринуэй работает "как всегда", не меняя ни техники, ни излюбленных содержательных приемов: в центре, как всегда, коллекции и классификации, принявшие теперь форму чемоданов; изображение "условного" пространства, как всегда, накладывается на изображение пространства "реального" (что еще раньше Гринуэя активно проделывал Дерек Джармен); адресат критики, как всегда, - культура ХХ века, плод Просвещения, установившего тоталитарные режимы видения и повествования. На фоне современного кино закуклившийся "персональный мир" Гринуэя выглядит лишь искусным анахронизмом, адресованным самым преданным поклонникам.

Зато фильм "11.09.01" можно рекомендовать всем категориям зрителей, и не просто потому, что событие 11 сентября касается каждого, кто является зрителем. 11 кинематографистов из разных стран, в том числе Афганистана и стран Африки, сняли 11 новелл о восприятии теракта, изменившего современный мир, - о восприятии из своей страны или о подчеркнуто личном восприятии. Этот фильм оказался интересен и "удачен" сразу по многим причинам, даже помимо никуда не девшейся актуальности темы. В самом феномене такого коллективного кино, кино как совместной акции, почти всегда протестном, заложен большой критический и эстетический потенциал. Достаточно вспомнить огромную роль, которую сыграл в политической и культурной атмосфере Западной Германии фильм 1978 года "Германия осенью", такой же коллективный ответ ведущих немецких режиссеров как политическим террористам, так и государству, всегда готовому под лозунгом борьбы с ними к "закручиванию гаек". В подобных акциях обнажается одна из сторон кино как медиа: его политическая функция, дающая определенный "прирост" эстетических характеристик - не случайно достоинства коллективной работы лежат не просто в достоинствах каждой отдельной части. Сумма всегда получается больше, чем простой результат сложения.

Кроме того, в таком почти формальном упражнении (снять фильм ровно на 11 минут 9 секунд, плюс один дополнительный кадр) есть хороший элемент соревновательности, как при решении задачки на каком-нибудь конкурсе. Фильм "11 сентября" очень интересно смотреть, интересно оценивать адекватность использованных кинематографических средств поставленной задаче, интересно выбирать свою "лучшую" новеллу из 11 представленных. В этой соревновательности нет эффекта присвоения, о котором рассказывает в своей новелле израильский режиссер Амос Гитай (журналистка, оказавшаяся на месте теракта в Иерусалиме 11 сентября, мечется, стараясь выгодно продать трагедию в эфир, но ее попытки безрезультатны, поскольку эфир уже заполнен другой, более грандиозной трагедией). Разнообразие представленных "голосов", само разнообразие качества этих коротких работ уже в достаточной мере создает неприсваиваемый, эквивалентный пестроте жизни эффект "многообразия мира", который отрицается и логикой сверхдержав, и логикой террористов, готовых убивать без разбора. Многие решения кажутся достаточно предсказуемыми: так, и модная Самира Махмальбаф из Ирана, и африканский режиссер Идрисса Удраого рассказывают о предельно частном, даже игровом восприятии событий 11 сентября в тех странах, где небоскреб можно представить только по трубе для обжига кирпича, а самым важным событием дня становится известие о падении двух человек в колодец.

Денис Танович, Юсеф Шахин и безусловно выделяющийся по уровню мастерства Кен Лоуч проговаривают политические аргументы, указывают на очень давние корни проблемы и на слепые пятна нашего восприятия: так, новелла Лоуча посвящена совсем другому 11 сентября, годовщине военного переворота в Чили, жертв которого было неизмеримо больше - но жертв тихих, замученных в застенках и потому не могущих конкурировать с жертвами медиа-события. Клод Лелуш идет традиционным для себя путем, создавая поэтичную историю о любви глухонемой женщины и обычного мужчины, готовых расстаться, но переживших вместе этот страшный день. Однако лучшими нам показались самые непредсказуемые работы, поражающие зрителя своей эквивалентностью тому дикому, не укладывающемуся в сознании, что безусловно присутствовало в телевизионной картинке падающих небоскребов в режиме реального времени. Так, Сехей Имамура вообще не говорит ни о каком 11 сентября. Он рассказывает о человеке, вернувшемся с одной - Бог знает какой - из многочисленных войн, о бывшем солдате императора, который отказывается быть человеком и становится змеей. Шок и жуть, испытываемые зрителем при виде ползающего человека, который целиком заглатывает крысу, указывают на нашу неспособность испытать этот шок, представляя войну.

А Шон Пенн создал одну из тех одновременно и банальных, и странных историй личного одиночества, которые помещают трагедию 11 сентября в общий план непригодности жизни, в то повседневное пространство отчаяния, с которым так или иначе вынужден сосуществовать каждый. Солнце в маленькой квартирке пенсионера-вдовца, не желающего смириться со смертью любимой жены, появляется только тогда, когда обрушивается загораживающая свет башня ВТЦ. Этот почти нелепый эпизод наносит зрителю, может быть, самую глубокую рану, особенно в перекличке с эпизодом мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту, который воскресил в нашей памяти голоса людей "с верхних этажей": тех, кто, будучи обречен, использовал последний звонок, чтобы сказать близким людям о своей любви. Смерть, побежденная теми, кто на краю бездны нашел в себе силы думать не о ней, и тут же снова берущая свое. Смерть как банальность, как слепящее солнце, приходящее к комнату к тому, кому не на что больше надеяться. Новелла Шона Пенна, на наш взгляд, не просто самый лучший фрагмент этой печальной мозаики "11 сентября". Она еще и триумф продюсеров, представивших США именно таким режиссером, которому удалось избежать и политики, и патетики, и обвинений, и оправданий.

Можно сказать, что, несмотря на разнообразие трактовок, на то, что сам он в целом претендует на выражение идеи разнообразия, фильм представляет собой ощутимое единство. Его можно назвать одним из лучших образцов политического кино начала нового века, сочетающего эстетическую актуальность с идеологической, и его безусловно стоит посмотреть: если не на двух оставшихся фестивальных сеансах, то впоследствии, когда компания "Пан Терра" - "Кино без границ" выпустит его в прокат. Можно спорить и думать о том, что было бы, если бы в этом проекте приняли участие другие режиссеры: не умудренные гуманисты и даже не левые политики (к каковым традиционно относят Кена Лоуча), а, например, крайне правые или анархисты-радикалы. Тогда вместо горьких размышлений о проблемах современного мира мы столкнулись бы с яростной борьбой риторик, и это было бы по-своему интересно. Но предъявлять такие претензии организаторам этого сложного проекта было бы несправедливостью.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Десятерик, ММКФ - угощения к юбилею /19.06/
Организаторы приготовили настоящий букет заезжих знаменитостей. Ретроспектива фильмов Лоллобриджиды пройдет в присутствии кинодивы. С новым проектом приедет Питер Гринуэй. Кен Рассел будет заседать в жюри, а компанию ему и Бодрову составят Агнешка Холланд, Мика Каурисмяки, Бабак Паями и Мориц Бляйбтрой ("Беги, Лола, беги").
Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, Жизнь с "Идiотомъ" /18.06/
Современники упрекали Достоевского за усложненность формы, и к Бортко сейчас - такие же претензии: действие растянуто, часть линий можно бы сократить... Однако замедленность повествования, неровность распределения ролей и прочие изъяны заложены в самой структуре романа и, будучи элементами композиции, определяют его суть.
Екатерина Барабаш, Тяжелая поступь политики по Французской Ривьере /10.06/
На закрытии 56-го Каннского фестиваля обстановка была как на похоронах - президент жюри Патрис Шеро явился на церемонию в черном: чтобы сколотить такой слабый конкурс, надо было постараться. По всем законам объективности только Триер мог получить "Золотую пальмовую ветвь". Не скрывая отвращения, жюри сделало вид, что никакого Триера не было.
Дмитрий Десятерик, Контрреволюция /28.05/
Братья Вачовски, снимая фильм о восстании людей против технологии, полностью подчинились ее требованиям, стали неотъемлемой частью голливудского конвейера. Воплощая сюжет о протесте против машин, авторы "Матрицы" сами же и влились в Матрицу, причем в реально существующую. И потому экранная эпопея Вачовски обречена на неудачу.
Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, Забытое слово - забытое чувство /08.04/
За двенадцать лет до "Ностальгии" Тарковский снял первый - и, пожалуй, самый убедительно-странный свой фильм о тоске по отчему дому. Попытка дать новую вариацию той же темы не избежала губительной для кино литературности, замеченной самим режиссером, но неизбежной при его методе работы.
предыдущая в начало следующая
Наталья Самутина
Наталья
САМУТИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru