Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Мусорный "Оскар"
Дата публикации:  2 Марта 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Увы, сбылись наиболее зловещие предсказания, мрачнейшие предвидения, самые пессимистические прогнозы. В кинотеатре "Кодак" в Лос-Анджелесе в 76-й раз раздали "Оскаров". Количественно сравнявшись с "Титаником" и "Бен-Гуром", 11 статуэток получил "Властелин колец: Возвращение короля" Питера Джексона, в том числе в столь важных категориях, как "лучший фильм" и "лучшая режиссура".

Есть какая-то особо изощренная ирония, если не сказать - издевка, - в том, что главным триумфатором Америки стал именно Джексон. Ведь до 2001 года, когда на него неожиданно пал выбор продюсеров, решивших экранизировать трилогию Толкиена, новозеландец не имел особых достижений на экране. Конечно, был известен, - среди синефилов, в весьма специфическом качестве, - как режиссер трэш-кино, "мусорных" фильмов ужасов. Одни названия чего стоят: "Дурной вкус" (1987 г.), "Живая мертвечина" (1992 г.), "Страшилы" (1996 г.). Кинематографический трэш - вообще отдельная тема. Достоинств у такого кино - ни малейших, кроме одного: в своем роде, "мусор" является кривым, а потому занятным зеркалом киноиндустрии категории "А" (трэш, соответственно, проходит как "Б"). Мусорные режиссеры перехватывают у большого кино пафос, темы и проч. и делают на тяп-ляп что умеют. Как правило, трэш-фильмы снимаются за копейки, за несколько дней, сценарии сочиняются от балды, а то и вовсе отсутствуют. Отсутствуют там также сколь-нибудь оригинальные приемы и даже малейшие признаки вкуса (так что название для своего дебюта Джексон выбрал совершенно правильное). Подавляющее большинство таких картин - это очень стр-р-рашные "ужастики" про зомби, маньяков-убийц и кровожадных инопланетян. Поскольку мусорными ужасами и сделанными на живую нитку спецэффектами напугать невозможно даже детей, то смотрятся все эти кошмарики как абсурдные черные комедии. За что и ценятся киноведами.

Вот, собственно, подобную чушь и снимал Джексон, перед тем как стать повелителем гоблинов и хоббитов. Автору этих строк довелось видеть "Живую мертвечину". Редкостно тупое, тошнотворное и пошлое зрелище. Конечно, многомиллионные вливания в толкиеновский проект - дело серьезное. Но ведь писал Гавриил Державин: "осел останется ослом, хоть ты усыпь его звездАми". Практика привлечения трэш-режиссеров в крупные мейнстримные начинания существовала и ранее. Как правило, ничего толкового из этого не выходило. Например, короли "Б" - Роджер Кормен и Русс Мейер, будучи, в конце концов, обласканными мейджорами калибра "XX век Фокс", ничего вразумительного так и не совершили - запах помойки все-таки слишком прочно въедается в кожу. Так и колоссальный бюджет не помог Джексону стать талантливее или хотя бы изобретательнее. Вся трилогия "Властелин колец" - это зачастую самодостаточное нагромождение спецэффектов, полное отсутствие динамики, совершенно провальные актерские работы (недочеты перечислять можно долго). Но - дело сделано. Новозеландский киномусорщик вознесен на оскаровскую вершину. Лучшую самохарактеристику для этой пафосной, а по сути - никакого отношения к экранному искусству не имеющей, премии трудно даже придумать.

Очередное торжество коммерческой хватки над дарованием заметно и по решениям в других категориях. Так, сопливая гламурная анимация "В поисках Немо" (режиссер - Эндрю Стэнтон) отмечена как лучший полнометражный мультфильм, оставив позади бесспорный шедевр - европейское "Трио из Бельвилля". На стороне байки о веселой рыбке было одно-единственное, но кардинальное преимущество - снята она совместно студиями "Дисней" и "Пиксар" (может, если б только "Пиксар" - победило бы "Трио"?). "Оскар" в категории "Лучший иностранный фильм" присужден ленте канадского режиссера Дени Аркана "Нашествие варваров" - откровенно скучной и ничем, кроме политкорректного отношения к эвтаназии, не приметной биографической драме. Опять-таки, выиграть у действительно неординарных соперников - "Сумеречного самурая" (Япония) или "Зла" (Швеция) ему помогло одно скрытое, но весьма приветствуемое качество - Аркану то ли финансами, то ли дистрибюцией помогли главные собиратели "Оскаров" - вездесущий "Мирамакс".

Единственная отрада нынешней раздачи - награды за лучшие мужские роли. Здесь без возражений: Шон Пенн - лучший главная роль, Тим Роббинс - лучшая роль второго плана (оба - "Таинственная река", режиссер Клинт Иствуд). У обоих в этом действительно трагическом и прекрасном фильме - труднейшие партии, и оба справляются с ними виртуозно. Довольно логичным выглядит и приз за лучший сценарий - он отдан Софии Копполе за чудную лирическую комедию "Трудности перевода". А вот решение по главной женской роли вызывает легкое недоумение. Занятно, когда стандартная голливудская блондинка Шарлиз Терон вдруг преображается в остервенелую убийцу ("Монстр"). Но настоящая - на века - роль в номинации была только одна - у Наоми Уоттс, сыгравшей в "21 грамме" Алехандро Гонсалеса Иньяриту с такими накалом и страстью, после которых все истерики Терон кажутся просто ужимками.

Вывод неоригинален. "Оскар" в который раз подтвердил свою репутацию глубоко конъюнктурной премии, обслуживающей интересы кинокорпораций и мирового проката. Питер Джексон так и остался средней руки ремесленником, выхватившим свое кольцо всевластия. Клинт Иствуд и София Коппола - хорошими режиссерами, Пенн и Роббинс - отличными актерами. Все при своих. Главное же - множество прекрасных фильмов выходят и будут выходить так, будто никакого "Оскара" вовсе нет.

И это не может не радовать.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Евгений Коган, Все или ничего /01.03/
О том, кому достанется "Оскар" за лучший фильм года, можно было не спорить. Главное - учитывать, что Джексон получил эту (и все прочие награды) не за "Возвращение короля", а за трилогию в целом. По совокупности заслуг.
Евгений Коган, Простота хуже воровства /27.02/
Двухчасовое документальное кино "Боулинг для Колумбины", собравшее только в американском прокате 22 миллиона долларов, сделано виртуозно и смотрится на одном дыхании. Только после просмотра остается какой-то неприятный привкус.
Дмитрий Десятерик, Утонувшие в глицерине /26.02/
На российские экраны выходит "Холодная гора" Энтони Мингеллы. Уж коль скоро в титрах заявлена Николь Кидман, ее присутствие нужно как-то оправдать: показать ее влюбленной, а ближе к финалу - и раздетой.
Дмитрий Десятерик, Горько-сладкое /24.02/
Бартон слагает посредственную оду тем незыблемым ценностям, которые сам в свое время разделывал под орех.
Евгений Коган, Чеченская клаустрофобия /20.02/
Фильмы о войне были и будут всегда. Чеченская война - не исключение, вопрос только в том, готовы ли режиссеры снимать, зрители - смотреть, а государство - не мешать.
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Десятерик
Дмитрий
ДЕСЯТЕРИК
d-dmytro@i.com.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru