Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
От патриотизма до любви - один шаг
Дата публикации:  28 Апреля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В Москве и Санкт-Петербурге завершилась Неделя - относительно нового, но еще не виданного - китайского кино. В отличие от прошлых Недель, в этом году российским зрителям привезли действительно любопытное кино, украшенное звездными именами в титрах. Хотя, конечно, от китайского кино мы привыкли ожидать большего.

Любой увлеченный кинематографом россиянин на вопрос о том, каких он знает китайских режиссеров, с ходу назовет три имени: Чжана Имоу, Чена Кайге и Вонга Карвая. Между тем, китайская кинематография держится отнюдь не только на этих, бесспорно - выдающихся, именах. И в этом плане Недели, которым мы были свидетелями в прошлые годы, оказались более показательными, чем нынешняя: именно год, два или три назад российские зрители могли понять, какое же на самом деле кино снимают в Китае. Потому что фестивальные хиты - это, конечно, хорошо, но, как говорил персонаж одного популярного российского фильма, "должны быть в доме и мясные закуски".

Впрочем, кроме фильмов именитых режиссеров, "мясные закуски" на нынешней Неделе тоже были представлены. Например, высокобюджетный патриотический проект режиссера Хэ Пина "Герой между небом и землей" (2003). Японский эмиссар Лаи Си преследует ослушавшегося императорского приказа лейтенанта Ли в пустыне Гоби. Так получается, что им обоим приходится до поры до времени сражаться по одну сторону баррикад, чтобы защитить от разбойников и тюркских воинов караван, везущий буддийскую святыню. Картина, под завязку наполненная масштабными битвами на мечах, погонями и поединками, не обходится без мистики, сдобренной компьютерными спецэффектами, и снята с юмором. Так, главный злодей - бандит в белоснежном одеянии, постоянно играющий на смычковом инструменте неизвестного мне названия и блестяще владеющий мечом - определяет скорость ветра "дедовским" способом: облизывает палец и поднимает его вверх. И говорит, определив надвигающуюся песчаную бурю, что "ветер - 80 миль в час". Может, это была и погрешность перевода, но прозвучала фраза забавно. Судя по всему, "Герой между небом и землей" - важный для китайской кинематографии фильм, сродни польскому "Огнем и мечом". То есть исторической достоверностью здесь пожертвовали ради красоты кадра и общего патриотического пафоса. Получилось несколько затянуто, но красиво и зрелищно.

Интересные вещи творятся в лирическом детективе Хуо Цзяньци "Печальная любовь" (2000). Здесь полицейский, в лучших традициях произведений японского хитмэйкера Харуки Мураками, на мосту знакомится с красивой и таинственной девушкой, у которой болеет мать и которая увлечена поисками некоего мужчины. Естественно, выясняется, что тот мужчина связан с расследованием, проводимым полицейским. И естественно, из-за этого любовь красивой девушки и полицейского должна подвергнуться, что называется, тяжелым испытаниям на прочность. Беда фильма в том, что он снят по лекалам обычного европейского кино. А отсутствие свойственной китайскому кино поэтичности, как и общая заштампованность сюжета, картине на пользу не идет.

Другое дело "Багровый закат" (2000) Фан Сюна - военная драма про японскую школьницу, китайского крестьянина и русскую женщину-лейтенанта, оказавшихся в одной связке и спасающихся от японских солдат в лесах северо-восточного Китая в самом конце войны. Фильм был бы очень трогательным и, возможно, показался бы даже трагичным, если бы в нем не было столько "клюквы". То, что говорит с экрана русская женщина в ультракороткой и постоянно задирающейся юбке, стоит заучивать наизусть. Лица, которые корчит китайский крестьянин, достойны лучших клоунов-мимов. И вообще. Как заметил один из зрителей, "Багровый закат" очень похож на наши фильмы о войне, созданные в ранние 70-е и демонстрировавшиеся чуть позже по телевизору в дневное время. В результате смотреть на это без смеха невозможно, но смеяться над ситуацией и, в общем-то, трагическим сюжетом как-то неудобно.

Однако основной заслугой организаторов Недели китайского кино стоит признать показ двух фильмов главных китайских режиссеров последних лет: картин "Вместе" (2002) Чена Кайге и "Дорога домой" (1999) Чжана Имоу. Хотя фильмы эти, конечно, сильно уступают самым известным картинам мастеров.

"Дорога домой" - история любви отца и матери главного героя, которую он, знающий ее по рассказам матери, восстанавливает в памяти после смерти отца. Это - настоящая ретро-мелодрама, от начала и до конца предсказуемая, но трогательная и вполне отвечающая представлениям о массовом кино. Фильм "Вместе" сложнее. Как объяснил мне знающий человек, в сюжете картины зашифрован одна из главных добродетелей конфуцианства - "сяо", или долг сыновней почтительности, очень важный для традиционного Китая. Не зря же и главного героя, мальчика-скрипача, зовут Сяо (или Ксяо). Впрочем, тому, кто ничего не знает о китайском менталитете, "Вместе" представляется простым фильмом о любви, в котором интересная история рассказана в лучших традициях социалистического реализма. То есть смотреть интересно, слезы на глаза накатываются, а по окончании понимаешь, что тебя обманули. И хотя быть обманутым таким образом приятно, от автора фильма "Прощай, моя наложница" ожидаешь чего-то большего.

А вот фильмом, примирившим с действительностью, оказался "Поезд Чжоу Ю" (2002) не самого известного режиссера Сунь Чжоу. Во-первых, это необыкновенно красивая и пронзительная поэтическая история о невозможности любви и о том, что мужчина и женщина никогда не смогут понять друг друга. Во-вторых, главную роль в картине сыграла красавица Гун Ли (которая, кстати, дебютировала у Чжана Имоу в "Красном гаоляне", сыграла у него же в нескольких фильмах, в том числе и в "Шанхайской триаде", потом переметнулась к Чену Кайге, у которого сыграла в "Императоре и убийце", отметилась также в картине Уэйна Вонга "Китайская шкатулка", а после не снималась несколько лет). Гун Ли действительно потрясающе красива, так что любое ее появление на экране уже доставляет чисто эстетическое удовольствие. И пусть в "Поезде", в сюжете которого режиссер, судя по всему, периодически путался, она в основном ходит с грустным взглядом, но этот взгляд многого стоит. И наконец, узнаваемую музыку к картине написал Сигеру Умебаяси, автор саундтрека к гениальному "Любовному настроению" Вонга Карвая. И плюс - прекрасная работа оператора-дебютанта Ву Вана. Все это не дает заскучать, а у отдельных особо сентиментальных зрителей даже вызывает оправданные и совсем не стыдные слезы.

Из всего этого можно сделать лишь один вывод. Китайское кино хоть и не состоит из одних арт-хитов, все равно является один из самых интересных в мире. Так что смотреть фильмы, сделанные кинематографистами Китая, стоит в любом случае. Даже если вас иногда ждут разочарования. Потому что куда же без них?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Евгений Коган, Польская суперпродукция /23.04/
Что бы подумали зрители какой-нибудь западной страны, если бы на Неделе российского кино им не показали ни "Кукушку", ни "Бумер", ни "Коктебель", а только новые фильмы мэтров? Представить страшно.
Евгений Коган, В компании с мертвецом время летит незаметно /20.04/
Новый "Рассвет мертвецов" - простой как три копейки, но качественно сделанный фильм ужасов. А судя по задорному финалу, нас вполне может ожидать еще и сиквел. Cиквел ремейка - тоже неплохо.
Дмитрий Десятерик, Ангелы преуспеяния /20.04/
В российский прокат вышли "Багровые реки-2". Бессон ради пущей занимательности выпускает на волю стаю дьявольски ловких монахов-киллеров. Новоявленные католические ниндзя всех убивают. А их убить нельзя и помешать убить кого-либо тоже невозможно.
Дмитрий Десятерик, Реквием по жареной курице /15.04/
Патологически не способная сделать счастливой ни себя, ни других, героиня Джулии Робертс вдалбливает девчонкам в голову, что отказ от карьеры, сидение дома с мужем и детьми сродни договору с дьяволом.
Евгений Коган, Сердце - на британский флаг /13.04/
Пожалуй, никогда на российского зрителя не вываливали одновременно столько, пусть разножанровых, но нравоучительных и сильно социально озабоченных картин.
предыдущая в начало следующая
Евгений Коган
Евгений
КОГАН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru