Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Победы проката и проблемы Музея
Дата публикации:  4 Июня 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На рубеже весны и лета те, кто интересуется важнейшим из искусств, озабочены несколькими темами. Первая - очередной фестиваль "Кинотавр", который, судя по всему, может оказаться последним. Вторая - впервые в России на большом экране показали фильмы великого французского режиссера Жака Тати, и к тому же выпустили эти фильмы на лицензионном видео. Третья - в прокат выходит "Гарри Поттер и узник Азкабана", новая часть экранизации книг Джоан Роулинг. И наконец, четвертая - и, наверное, главная - предстоящее закрытие московского Музея кино.

Ну, с Тати, положим, все понятно. Грандиозный показ собрал достойное количество народу, а критика оправдано ликует. Еще бы, ведь фильмы Тати немного показывали в 70-е, а потом - тишина. Между тем, этот человек (его настоящая фамилия - Татищев) создал свой уникальный кинематограф. Он сделал собственного персонажа - господина Юло, которого играл сам и про которого говорил, что в мире таких "Юло" очень много, больше, чем думают. А Мишель Мансо отвечал, что у Юло "лицо Превера на теле де Голля".

Что же до реакции московской критики, то ярче всех высказался Алексей Васильев ("Афиша"): "все это навзрыд смешно и прекрасно - как бывает прекрасен закат удачного дня или рассвет безумной ночи". Чистая правда.

Марк Рудинштейн С "Кинотавтром" все не так радужно. Весть о том, будто бы 15-й, юбилейный фестиваль может оказаться последним, разнеслась еще в середине мая. Официальный сайт "Кинотавра" тогда сообщал: "Причины этого неожиданного решения не известны пока никому, включая сотрудников группы компаний "Кинотавр"..." А уже на недавней пресс-конференции Марк Рудинштейн и Олег Янковский, подробно объяснили происходящее. Среди виновников были названы: государство, которое выделяет мало денег; телевидение, которое бесплатно пользуется материалом, наработанным фестивальной командой; Московский кинофестиваль, который проводит "тактику выжженной земли", забирая себе лучшие фильмы.

Что будет дальше с самым влиятельным фестивалем отечественного кино - покажет время. Есть вариант, что бренд "Кинотавр" будет выкуплен гипотетическим приемником. Но такового пока нет, хотя Марк Рудинштейн не оставляет надежд на то, что его детище, в том или ином виде, будет продолжать жить. В интервью "МК" он говорит: "Посидели мы четыре часа с Янковским, подумали и решили, что это наш последний фестиваль. Мы не бросаем свое дело, просто устали от состояния выжженного поля вокруг... Дольше меня только директор Каннского фестиваля работает. Пусть придет новый человек с новыми силами и продолжит". Интересно только, кто же может стать этим самым "новым человеком с новыми силами" - после горьких слов Марка Григорьевича заниматься фестивальным делом в России желающих вряд ли найдется много.

Однако 15-й фестиваль начался. На нем - много фильмов, хороших и разных: среди 133 картин, представленных на фестивале, 17 - в конкурсной программе российского "Кинотавра", 16 - в конкурсе международного "Кинотавра", 39 - в конкурсе "Дебют-Кинотавр. Короткий метр". А вот что будет дальше - покажет время.

Следующим пунктом - премьера "Гарри Поттера и узника Азкабана". Здесь все, как у взрослых, и плевать на то, что сюжет картины заранее известен миллионам поклонников поттерианы по всему миру. Главная интрига нового фильма - имя режиссера. Потому что, в отличие от снимавшего первые два фильма специалиста по семейному кино Криса Коламбуса, Альфонсо Куарон известен сексуальной драмой "И твою маму тоже", отнюдь не предназначенной для семейного просмотра. В своих интервью Куарон подтверждал, что его фильм будет сильно отличаться от картин предшественника. Он говорил: "Крис Колумбус снял два первых фильма, а мы два совершенно разных режиссера, и это отражается на наших отношениях к фактам. Но и сама история тоже эволюционирует: Гарри напуган, и материал становится мрачнее, и дети шире смотрят на вещи. Изменился сам тон книги". Звучит интригующе.

К слову, Крис Коламбус, который оставил на этом проекте режиссерское кресло, став продюсером, вроде бы доволен результатами. Хотя, конечно, он может и лукавить. Но в любом случае кассовый успех картине гарантирован.

Возвращаемся к детям. Герои фильма не только начинают шире смотреть на мир, они еще и взрослеют. И соответственно, начинают задумываться не только о магии, но и о более понятных вещах. Впрочем, как и их поклонники. Так, на нью-йоркской премьере толпы поклонниц, по свидетельствам очевидцев, размахивали плакатами "Дениэл, женись на мне!", "Дениэл - настоящий мужик!" и "Руперт крут!". Так что в новом фильме действительно будет на что посмотреть и без магии. Вот и пресса пишет, что "сериал бухнет и растет, к "Гарри" эдак седьмому доживем до одновременного появления Тома Круза и Николь Кидман".

Между тем взрослые продолжают обсуждать и осуждать "Гарри Поттера", считая его воздействие на неокрепшую детскую психику не слишком благотворным. Вот и доктор социологических наук, редактор вышедшего в Институте социологии РАН сборника "Дети и проблемы толерантности" Тамара Адамьянц считает, что "Часть детей в результате знакомства с этим героем начинает мечтать о всемогуществе, которое дает роль ведьмы или волшебника. И думают, что путь к добру лежит не в совершенствовании душевных качеств, а в том, чтобы получить тайные знания. Только небольшая группа детей - те, у кого развиты коммуникативные навыки, понимают, что это условный мир и, интерпретируя сказку, говорят о борьбе добра и зла, о том, что добро побеждает. А дети с неразвитыми коммуникативными навыками (их гораздо больше) не замечают этого, думая только о развлечениях или о могуществе".

Но самая серьезная тема прошедшей недели связана с ситуацией вокруг московского Музея кино, который оказался на грани закрытия. Все дело в том, что единственный в России Государственный Музей кино расположен в здании Киноцентра на Пресне, а само здание переходит в собственность казино-ресторана "Арлекино". И уже этим летом Музей кино, существующий 15 лет, должен будет куда-то переезжать. Вместе с бесценными фондами, архивами, информационной базой и так далее.

Музей уже обратился к правительствам РФ и Москвы с призывом вмешаться в ситуацию. И даже опубликовал "Программу спасения", в рамках которой все желающие могут оставить свою подпись. Таковых, к счастью, не мало. Кроме того, создана виртуальная площадка для обмена информацией. Судя по всему, усилия по спасению Музея не ограничатся онлайновыми протестами: на ближайшее время запланирован митинг в поддержку уникального образования.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Евгений Коган, Есть ли жизнь послезавтра? /28.05/
Вокруг люди гибнут тысячами, дома рушатся, президент США бьется в истерике, а подростки, запертые в здании публичной библиотеки, рассуждают о прошлогодних каникулах.
Евгений Коган, Товарищ Квентин /24.05/
О том, куда же на самом деле катится Каннский фестиваль, мы будем разговаривать через год - во-первых, Майкл Мур вряд ли успеет снять что-то еще, а во-вторых, Тарантино в жюри не будет. Надеюсь.
Дмитрий Десятерик, Заказ на героев /21.05/
В фильме "Троя" все наперед знают, что с ними будет. Петерсен и Бениоф убрали все, что так или иначе могло бы лишить героев выбора - Кассандру, богов, знамения, морских чудищ. Но и без пророчицы то и дело звучат фразы, что эта битва останется в тысячелетиях. Все осознают свою историческую миссию и ради нее, похоже, и воюют.
Евгений Коган, Сделай сам! /11.05/
Половину фильма ждешь, что гробовщик сейчас всех удивит, превратится если не в вампира, то хоть в малютку-привидение из Вазастана. Но нет, он просто падет бесславной смертью, как и многие другие, сольется с массовкой. Обидно до чертиков.
Евгений Коган, Общество "Память" /05.05/
Эту историю написал Чарли Кауфман, лучший современный голливудский сценарист. Он любит, когда действие его сюжетов происходит в голове героев. Там - самое интересное.
предыдущая в начало следующая
Евгений Коган
Евгений
КОГАН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru