Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Образование < Вы здесь
Было бы болото, а черти будут
Дата публикации:  29 Июля 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Сначала я услышал о подписании "Программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" из новостей. Потом на глаза мне попалась статья на первой полосе "Известий" и комментарий от редакции. Потом был звонок с "Эха Москвы": меня звали на передачу, посвященную программе. Поскольку все это случилось в один день, я понял, что на глазах рождается тема, которая будет бурно и остро дискутироваться, прежде всего в демократических СМИ и определенных кругах интеллигенции.

Прогнозы, впрочем, не оправдались - лето властно входит со своими реалиями в жизнь по-разному идеологически настроенных людей и зовет их за собой на пляжи, в леса и на разнообразные дачные грядки и газоны. Цветы и свежий воздух, море и горы, солнце и теплая земля под ногами как-то внепатриотичны, наднациональны и будят в душах воспоминание о вечном. И я тоже позабыл обо всей этой истории, убаюканный гудением пчел в зарослях мяты, которая выращена на даче заботливыми руками моей красавицы-жены и дивно пахнет в любое время суток.

Потом дела привели меня в Москву, и тут я очень скоро ощутил знакомый прилив интереса к общественной жизни, который заставил меня любопытства ради почитать эту самую программу воспитания патриотизма. Любопытнее всего для меня было изменение моего собственного к ней отношения. Поначалу мне из общедемократических соображений хотелось презрительно фыркать и крутить у виска пальцем. Ну можно ли в наше время выражаться таким языком: "продолжить совершенствование нормативно- правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания", "шире привлекать к участию в патриотическом воспитании... трудовые коллективы, отдельных граждан", "проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России"?! Замшелость, дремучесть, неповоротливость сознания просачивается через этот язык явственнее, чем даже через характер тех мер, которые предлагаются для воспитания патриотизма.

Да и вообще все мы (хочется надеяться) в школе читали Лермонтова с Толстым и помним, что патриотизм - он настоящий, когда бессознательный, а если напоказ и словами выражается, то все фальшь и вранье выходит, вроде афишек Ростопчина ("Война и мир"). Что любить свою страну естественно не за что-то конкретное и определенное, скажем славу, купленную кровью или заветные преданья темной старины ("Родина"), а как раз за непонятное и трудноопределимое ("но я ее люблю - за что, не знаю сам"). Вот бы посадить наших классиков такую программу писать - они бы все перья изломали с тоски. А разработчики программы четко, по-военному знают, что, как и почем с любовью к родине.

Потом внутреннее мое презрительное негодование стало нарастать, когда я прочел о необходимости превратить в центры патриотического воспитания образовательные учреждения и провести экспертизу гуманитарных программ "с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств у детей". То есть придут ко мне, учителю литературы, и будут, образно говоря, рыться в моих вещах, на свет проглядывать, на зуб пробовать - патриотично ли? Формирует ли любовь к отчизне? Вот Мандельштам - он патриот? А где Павка Корчагин? И так далее, и тому подобное.

А потом произошла удивительная вещь - я внимательно посмотрел довольно объемный список конкретных мероприятий, на которые планируется потратить выделенные государством миллионы. И тогда я увидел, что в большинстве своем это вполне осмысленные (или по крайней мере безвредные) вещи, которые впихнуты в эту программу постольку, поскольку как-то подпадают под тему патриотизма и могут быть на этой волне хоть немного, но оплачены за счет государства. Это и выставки, и давно существующие разнообразные конкурсы, и музейные проекты, и подготовка очень даже интересных по тематике фильмов и книг, и еще многое другое, что само по себе вряд ли заинтересовало бы государство настолько, чтобы оно раскошелилось, а собранное вместе, да еще приправленное таким тяжеловесно-фундаментальным предисловием, производит впечатление и бочком-бочком пролезает отдельной строчкой в бюджет. Это главное - застолбить эту строчку, отвести маленький денежный ручеек, который, конечно, по большей части все равно увязнет в неведомых песках, но хоть отдельными каплями поддержит теплящиеся в регионах культурные проекты.

Конечно, здесь есть масса вопросов. Например, точно ли так много всего нужно впихивать в головы граждан насчет государственной символики? Постоянное мелькание перед взорами герба и флага разовьет любовь к родине? Регулярное прослушивание гимна чему будет способствовать? Или что значит такая формулировка: "подготовка методических материалов по обеспечению формирования у молодежи правильного репродуктивного поведения"? Это про то, как надо размножаться - или что? А патриотизм тут, наверное, затесался потому, что у нас отрицательный прирост населения и если ты правильно, в соответствии с методическими материалами все сделаешь, то родится на радость отчизне новый гражданин? Еще вопрос: точно ли надо возрождать тимуровское движение или можно было бы придумать что-нибудь посовременней? Нужна ли нам военная подготовка в школах, и если да, то в какой форме? Можно задать вопросы, почему эта программа совсем не поддерживает экскурсионно-туристическую работу в школах - ведь чтобы свою страну любить, нужно ее хотя бы увидеть. У нас масса красивых мест, куда правильно возить школьников, - государство могло бы выделить на это деньги целевым образом. Это принесет гораздо больший эффект, чем, скажем, проведение конференции каких-то мифических ученых, ведущих разработки в области воспитания патриотизма.

Но все это частности на фоне главного: не надо раздражаться, пугаться или малевать черта, потому что эта программа смешна. Она шита белыми нитками. Ее девиз: "Дайте хоть сколько-нибудь денег, а мы подведем под них базу, придумаем кучу эффектов от их вложения и т.п.". Никому никакие результаты не нужны, они невидимы и недостижимы, а как их сформулировать для отчета - это придумают, не волнуйтесь. Все подсчитают и измерят, вычислят процент роста патриотизма и докажут, что жить стало лучше, а жизнь пойдет тем временем дальше сама по себе. Ну неужели всерьез можно полагать, что от выполнения мероприятий этой программы будет такой результат: "положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в стране, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе, укрепление экономической стабильности государства, повышение международного авторитета России"? И всего-то за 500 миллионов рублей. Дешево и сердито - вытянем страну из грязи и решим все проблемы. Ну разве не смешно?

Вслед за смехом, который разрядил первоначальное напряжение и раздражение, наступила какая-то философски-отвлеченная стадия раздумий обо всем этом деле. Почему-то вдруг подумалось, что неплохо бы сначала договориться о том, что считать патриотизмом. И неужели источником любви к Родине может быть только и исключительно гордость за нее? А разве боль - за ее убогость и нищету, желание исправить эту жизнь, разве чувство сопричастности и общей судьбы не рождает такое отношение к своей стране, которое и называется любовью? "Над печалью нив твоих заплачу", " Так - я узнал в моей дремоте \\ Страны родимой нищету, \\ И в лоскутах ее лохмотий \\ Души скрываю наготу" - это Блок. Патриотом назвать - язык не поворачивается, но это подлинное и живое отношение к родине: "Как и жить, и плакать без тебя!" Интересный эффект: вижу, как ты бедна, как убога, изломанна, страшна, и разумом бы любить не должен - а не любить не могу, потому что ты моя. В этом весь парадокс той России, загадку которой и пыталась разгадать наша великая литература. А тот патриотизм, о котором твердят все время нам, призывает не видеть пятен на солнце, все время дудеть в трубы и воспевать великие победы, любить выхолощенные символы вместо живой и конкретной страны.

Граждан пытаются призвать к патриотичному поведению. Призвать пытается государство, и родину, отчизну при этом ловко подменяет собой. "Люби меня таким, какое я есть", - вот его логика. Требовать этого легче, чем создавать такую жизнь, чтобы гражданину хотелось выполнять свой конституционный долг по защите родины (идти в армию) или работать на благо своей, а не чужой страны. Но государство - это не родина. Это, если кто забыл, такое политическое устройство, которое охраняет порядок, строй и подавляет его врагов. Его нельзя любить, потому что оно неживое. И патриотизм человека может никак не выражаться в отношении к государству или даже быть антигосударственным. Те, кто вышел в 1968 году на Красную площадь и бросил государству вызов, разве не доказали, что они любят свою страну?

Но все эти вопросы как-то нелепо задавать разработчикам подписанной правительством программы, потому что цель их работы была другая: собрать, слепить в как можно больший ком кучу полезных и бесполезных мероприятий, которые будут проводить конкретные люди (им нужно кушать), и запузырить его в толстую спину правительства: "Эй, оглянись! Мы тоже есть! Дай нам денег, а мы тебе пригодимся!" Сработало. Не много, но дали. Можно жить дальше.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Наталья Васильева, Сюрприз к юбилею /14.07/
К 250-летию МГУ вышло пособие "Философия современного естествознания", написанное группой университетских философов. Временами кажется, что ни один из авторов не окончил средней школы. Если разгул обскурантизма и дикости докатился до вуза, прежде всегда державшего марку, надеяться, похоже, не на что.
Сальваторе Калифано, Образование и наука в Италии: в санаторий или крематорий после реформ? /27.06/
Итальянская индустрия крайне непрочна, а маленьким и средним предприятиям не хватает в первую очередь научного прогнозирования. Для академических ученых, зарабатывающих в Италии очень мало, переход в другую сферу - промышленность или бизнес - практически нереален.
Джозеф Эпштайн, Цивилизация и ее противники, или Отчего так недовольны университетские преподаватели? /21.06/
Феминизм, марксизм и теория гомосексуализма отлично чувствуют себя на отделениях англистики и романских языков вот уже четверть века. Время от времени они вторгаются во владения истории, философии и прочих бывших гуманитарных наук.
Стив О'Киф, Елена Пенская, Почему я ненавижу фортепиано /17.06/
Потому что оно вовне. Потому что у меня пальцы, а у него клавиши. Потому что оно мне неподвластно. Потому что от него невозможно избавиться.
Иеромонах Григорий (В.М.Лурье), Осторожно, дети! /06.06/
Как это бывает в семьях, так и в государственной жизни: конфликтное поведение подростков означает, что в семье просто не могут их понять. Разумеется, они и сами себя не очень-то могут понять, но они-то подростки, и им простительно.
предыдущая в начало следующая
Сергей Волков
Сергей
ВОЛКОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Образование' на Subscribe.ru