Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Курсив не мой < Вы здесь
Поместите живого человека в гадюшник
Обзор теленедели

Дата публикации:  27 Ноября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На российском телеэкране присутствуют сразу две передачи в жанре "реального телевидения". Премьера еще одной - "Большой брат" на НТВ - находится в проекте. Все эти проекты напоминают зрителю о том, что современное российское телевидение - зрелище не для слабонервных.

На ОРТ вот стартовал проект "Последний герой", к которому популярность пришла даже раньше премьеры. После первого выпуска возникло ощущение, что пиар, как водится, обогнал само событие. Но второй выпуск, показанный в минувшие выходные, позволяет отвести от Первого канала эти обидные обвинения. Зрители успели привыкнуть к героям, научились отличать их друг от друга, и потому эмоции участников команды уже не казались столь неоправданными.

Surviver во всех странах, где демонстрировался, становился безусловным лидером рейтинга. Руководство Первого канала использует модный формат в виде лома. Конечно, создатели российской версии рассчитывают, что "Последний герой" сумеет затмить собой популярное шоу "За стеклом". И непременно затмит. Но, боюсь, только в тех регионах, где не принимают ТВ 6.

Мы уже выражали опасение, что условия тропического острова близ берегов Панамы вряд ли являются более экстремальными, чем условия стеклянного зверинца в нескольких метрах от Кремля. Участники "Последнего героя" одержимы борьбой за физическое выживание: им ежеминутно приходится снимать со своего тела ползучих гадов, вытаскивать из-под задницы какую-нибудь тропическую сороконожку и питаться земляными червяками. У мальчиков и девочек, обитающих "За стеклом", - уйма свободного времени, чтобы совершать легкомысленные поступки и реализовывать свои опасные детские комплексы. А это чревато гораздо более зловещими последствиями.

Что касается автономности существования героев. Участники шоу "За стеклом", например, ни разу не поинтересовались (во всяком случае, в кадре), что там вообще происходит в мире во время их отсутствия. Хотя, казалось бы, человечество в последнее время дает немало поводов для беспокойства.

Проект "Последний герой" на российском телевидении реализует одна из сильнейших команд, набранная из сотрудников недавно, говорят, упраздненной (что, впрочем, не обсуждается) телекомпании "ВиД". Российская сторона работает в содружестве с популярным украинским каналом "1+1", поэтому часть героев передачи родом из Малороссии. Выбор команды "ВиДа", на первый взгляд, не совсем естественен: в последние годы эта компания производит почти одни только игровые программы и ток-шоу. Но "ВиД", кроме могущественной материальной базы, обладает еще и административным ресурсом, необходимым в делах, связанных с МИД, МЧС и посольством Панамы в России.

Во что обошелся данный проект, можно было судить уже по первым кадрам программы. Переброска несметного количества людей на необитаемые острова, десятки телекамер, в том числе подводных, самый крупный призовой фонд за всю историю российского телевидения делают "Последнего героя" беспрецедентным по затратам телевизионным проектом. По слухам, рекламный бюджет данного произведения настолько впечатляет, что некоторые довольно крупные рекламодатели, пожелавшие было спонсировать сериал, вынуждены были только развести руками и уступить место "Вимм-биль-данну".

Ради трансляции "Последнего героя" Первый канал даже перенес премьеру давно обещанного ток-шоу "Комендантский час" с Михаилом Леонтьевым и другими. Политика перестала щекотать нервы зрителю, уходит на второй план. Для выделения адреналина сегодня нужен не Доренко. Требуется поместить живого человека в гадюшник и запечатлеть это дело десятками телекамер. Уникальные съемки, великолепная работа режиссеров, операторов и художников - до сих пор подобным уровнем владения профессией на отечественном экране могли щеголять только создатели импортного сериала "Би-Би-Си. Живая природа".

"Последний герой" появился на российском экране как нельзя вовремя. Одна из главных проблем современного цивилизованного мира - узость кругозора. Мы плохо представляли себе, почему талибы пользуются поддержкой миллионов мусульман, мы и представить не могли, что самолеты станут врезаться в небоскребы, мы были далеки от мысли, что молодые и вполне обеспеченные люди могут убивать тысячи мирных граждан и погибать при этом с улыбкой на лице. Телевидение показывало нам красивые кресла, в которых сидят симпатяги вроде Дмитрия Диброва, оно развлекало нас видом взволнованного Григория Явлинского в ток-шоу "Глас народа", максимум оно переносило нас в стокгольмский зоопарк, где Павел Любимцев гладил по шерстке добродушного медвежонка коала. Мир казался понятным и комфортным. Даже, когда нам показывали "Дорожный патруль" ужасы выглядели домашними и понятными: все ж под ногами, здесь, за окном.

Две недели назад 16 человек, похожих на нас как две капли воды, оказались в действительно экстремальных условиях, и зритель смог примерить на себя иную реальность. "Сдается мне, что это прочищает мозги почище двойного виски", - как говорил герой фильма "Человек с бульвара Капуцинов". Наверное, похожие эмоции переживали зрители на сеансах братьев Люмьер. Эффект присутствия в "Последнем герое" - важнейшая составляющая. Именно поэтому на необитаемые острова в Карибском бассейне полетели самые обычные люди, а не профессиональные спортсмены, спасатели или каскадеры. Так во всяком случае нам их представляют.

Впрочем, все приведенные выше оценки скорее касаются идеи передачи, а не первых ее выпусков, которые, надо надеяться, не самые удачные.

Эффекту присутствия, так легко возникающему в шоу "За стеклом", в "Последнем герое" мешают многочисленные художественные приемы, которыми авторы насытили съемки. Творческое самовыражение здесь мешает. Кукольный тотем, за который боролись две команды, и вовсе обращает реальную борьбу за выживание в театр. Всякие надуманные проблемы излишни, когда вокруг обычного российского гражданина копошатся крокодилы. Подобные приемы превращают "Последнего героя" в аналог игры "Форт Байар" - передачи уважаемой, но архаичной. Все зрители понимали, что "Форт Байар" - это просто такая сказка, в которой все равно никто не погибнет и будет счастливый финал. А ведь в Карибском бассейне все драматичнее, и проигравших будет гораздо больше, чем победителей...

Те же претензии можно предъявить к сцене "Совет племени". Ненатуральный интерьер и драматические интонации Сергея Бодрова в очередной раз заставляют зрителя вернуться к мысли, что "Последний герой" - всего лишь постановка. И это противоречит заявленной создателями идее реального телевидения.

Но самая главная претензия в этой связи - слишком заметная, слишком авторская работа операторов. Каждому зрителю становится ясно, что участники практически никогда не остаются на острове один на один с опасностью. Рядом всегда присутствует оператор, а значит - и видеоинженер, и режиссер, и корреспондент, который в случае чего возьмет интервью. Понятно, что эти люди не бросят на произвол судьбы. Запрограммированность действий чувствуется в каждом кадре. Не знаменательно ли, что зрителю ни разу не показали, как участники сталкиваются с какой-нибудь реальной опасностью? Обычно режиссер показывает отдельно опасность - и отдельно человека, которому она угрожает. Крокодил, акулы и ползучие гады существуют абсолютно автономно. Даже в передаче Николая Дроздова, записанной в останкинской студии, гады находятся в более тесном контакте с человеком.

Поедание живых червячков из стеклянной кастрюли было способно возбудить зрителя - и еще как! Но тут вмешался Сергей Бодров, убедивший присутствующих, что червячки - суть панамское национальное блюдо, которое можно получить в любом ресторане. Да еще поставил перед собравшимися соус. Он, как поручик Ржевский, все испортил.

Кто-то уже поспешил объявить, что ОРТ потерпело провал. Но все-таки провала здесь быть не может. "Последний герой", а точнее, его оригинал, Surviver, - вещь, запрограммированная на успех. Здесь просчитано все, и зрителю просто не дадут возможности серьезно разочароваться. Не дураки работали. Пока от восторгов никто не захлебывается. Поживем - увидим. Во всяком случае, просмотр "Последнего героя" не оскорбляет ни участников, ни публику (см. "За стеклом"). Поэтому - большой палец вверх.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Татьяна Рыбакина, Союзу (кинематографистов) быть /23.11/
Bсе издания не могли не отметить 100-летний юбилей Ивана Пырьева, кстати, стоявшего у основания такого замечательного и такого конфликтного Союза кинематографистов.
Анатолий Королев, По-моему, фиаско┘ /22.11/
На рекламных паузах программа казалась аппетитной. Еще бы! 16 человек, отобранных из тысячи претендентов, будут целый месяц жить в диких условиях на необитаемом острове в Карибском море.
Анатолий Королев, Ночной уголек Д.Д. /15.11/
Стиль такого рода живого эфира, это, конечно же, - рэп. И надо быть черным джазменом речи, чтобы лить легкую красную воду крови на мельницу успеха.
Татьяна Рыбакина, Сквозняки нашей сцены /14.11/
Лето закончилось. Клоуны уплыли на корабле дураков. Театр вернулся с улицы под крышу. Живое дыхание улиц сменилось вечным сквозняком сцены.
Евгения Борисова, Десять спектаклей недели /12.11/
"Дредноуты" Евгения Гришковца доплыли до Москвы, "Война и мир" Петра Фоменко, "Катерина Ивановна" Враговой... И не только!
предыдущая в начало следующая
Вадим Шамсулин
Вадим
ШАМСУЛИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Курсив не мой' на Subscribe.ru