Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
"Провинциальные танцы" рассказали о немецкой жизни
Дата публикации:  9 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В известном российском театре "Провинциальные танцы" возник немецкий хореограф Иоахим Шлемер и поставил спектакль "На дороге". Его показали в Екатеринбурге, затем повезли в Челябинск, а 8-9 октября играют в Москве на II европейском фестивале современного танца. "На дороге" оказался очередным успешным проектом Гете-института, благодаря поддержке которого европейский танец модерн активно высаживается на российскую почву. Правда, самим "Провинциалам" такая прививка вряд ли даст существенный толчок к развитию: возникший в 1990 году театр сразу строился с учетом мировых достижений в своем жанре, до которых вскоре поднялся и сам и получил за это Гран-При в Париже а затем, когда главная театральная премия России учредила номинацию "Современный танец", несколько "Золотых масок". Словом, признанные лидерами на родине, "Провинциалы" давно существуют в большом международном контексте, и все к этому привыкли.

Поэтому совместная работа с молодым немецким хореографом, который танцевал у Марка Морриса и ставил для Михаила Барышникова, - движение не вперед, а, скорее - вбок. На смену чисто русской энергетике лидера коллектива Татьяны Багановой - по настоящему талантливого хореографа, двигающегося стремительными шагами, - пришла взвешенность и эмоциональная стерильность. Аттестуя спектакль Шлемера, слово "талант" лучше заменить "мастерством", а "искусство" - "арт-продуктом": здесь движение рождается не интуицией природного тела, а образованным, уставшим от благ цивилизации умом. Получается грамотно сочетать танец, спорт и пластику. Словом, правильно пользоваться багажом актуального языка танца, не гнаться за оригинальностью и не хватать звезд с неба. Тело танцовщика здесь - объект интеллектуальных упражнений, необходимых для решения общественных проблем. Все усилия направлены на то, чтобы разбудить разум публики и напомнить о социальной роли искусства.

Название "На дороге" адекватно содержанию спектакля, где показана жизнь среднего европейца, как она есть: в очередной раз современный танец рассказывает об одиночестве как главной болезни постиндустриального общества. Шлемер и его сценограф Йенс Килиан так исчерпывающе выражают тему в программке, что просмотр мало что прибавляет. На протяжении полутора часов 11 танцовщиков изображают типовых граждан европейской провинции, которые коллективно и разобщенно мучаются и гибнут от безысходности в ожидании перемен. Им недоступно главное - то, что происходит на самой дороге, - нормальном немецком автобане, где можно мчаться на хорошей машине и, сливаясь с ритмами природы (дождем, ветром и пр.), наслаждаться динамикой жизни и зрелищем за окном. Роль счастливого наблюдателя, который всегда в движении, достается зрителю. Страдающего объекта - героям спектакля. Они всегда на обочине, где целостную картину заменяет узкий фрагмент их собственной жизни, из которой один выход - смерть.

Видимо поэтому спектакль избегает таких ключевых понятий, как динамика и цельность. Не выдерживая полутора часов, его форма распадается на ряд бессвязных пластических этюдов, чему способствует и сопровождение, напоминающее переключение каналов на радиоприемнике. Здесь можно услышать все - от гитарного кантри (музыка дороги) до Баха и Вагнера (музыка обобщений и смыслов). Впрочем, это только тех, кто считает нормой целеустремленную драматургию, может слегка укачать от повторов, пауз и растекающейся скуки. Для тех, кому хорошо и так, спектакль Шлемера выглядит вполне приемлемым зрелищем. Словно в пейзаже за окном летящей машины, здесь далеко не все может оказаться на месте. Ничего страшного: монтаж "Дороги" соответствует законам дорожного движения: зеленый свет - поехали, красный - встали и ждем.

Качество танца отвечает стилю постановки. "Провинциалы", к которым для большей интернационализации проекта присоединилась танцовщица из Хорватии, показали, как всегда, хорошую технику и необходимый драйв. Его было даже больше, чем самой хореографии. Но, в конце концов, не всегда же должно получаться искусство. В данном случае вышла акция в рамках российско-германского культурного диалога. Выяснилось, что учиться у Запада нам уже нечему. Настала пора просто встречаться и сотрудничать.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ирина Виноградова, Придуманная история /08.10/
После текста "Конец фильма" зрители начинают аплодировать, в это время появляются кадры - с именами поэтов, которые были расстреляны, погибли, уехали в эмиграцию. Становится грустно, но спектакль все же не только об этом.
Николай Песочинский, Комедию Чехова "спас" бизнес-план Лопахина /05.10/
Новая постановка "Вишневого сада" в Александринском театре обещала поразить метафизическим стилем. Режиссер Роман Смирнов играет роль "культовой фигуры" петербургского театра.
Татьяна Рыбакина, Театр Наций в Петровском переулке /04.10/
Театру Наций не повезло, он - государственный, поэтому реконструкция его тянется больше десяти лет.
Ирина Виноградова, Овладение "Фаустом" /02.10/
Когда перед началом спектакля появились титры (нововведение для этого театра), сообщающие о том, что опера исполняется без сцены Вальпургиевой ночи, зрители не слишком удивились.
Михаил Рощин, Костюмчик на Гулливера /02.10/
Сегодня, читая записки А.Смелянского, понимаешь, что оставаться лишь на вспомогательной роли Анатолию Мироновичу мало. Каждый второстепенный актер хочет выйти на авансцену.
предыдущая в начало следующая
Марина Борисова
Марина
БОРИСОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru