Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
Карбаускис во МХАТе
"Старосветские помещики" на Новой сцене

Дата публикации:  8 Января 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Новогодняя неделя была богата на театральные события, хотя, казалось бы, Новый год как бы освобождает театральных деятелей от ответственности: всякая премьера кажется необязательным дополнением к новогоднему столу.

С другой стороны, известно, что до сих пор во многих семьях блюдут традиции и 31 декабря вечером идут в театр. Как раз для таких на только что открытой маленькой сцене МХАТа имени Чехова - ее назвали Новой сценой - сыграли премьеру "Старосветских помещиков". Молодой режиссер Миндаугас Карбаускис, вчерашний выпускник Петра Фоменко предложил свое сочинение по повести Гоголя. Сочинение по повести Гоголя - так обозначен в программке жанр часового спектакля. Час десять без антракта - довольно удобно и для актеров и для публики.

Но короткий спектакль, если он окажется простым эскизом на заданную тему, может вызвать разочарование и даже справедливое недовольство публики. На Западе, где немало выходит таких вот часовых и даже пятидесятиминутных представлений, краткость - почти что вынужденная мера, поскольку в пятьдесят-шестьдесят минут постановщики вкладывают столько крайних, пограничных эмоций и событий, что больше часа выдержать и нельзя, просто нервы сдадут...

В "Старосветских помещиках" ни какой особой пограничности, сгущенности чувств или событий нет. Спокойная, тихая жизнь без особых событий, наполненная одною едой, кажется, пустым чревоугодием... "Жизнь скромных владетелей так тиха, так тиха, что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойные порождения злого духа, возмущающие мир, вовсе не существуют и ты их видел только в блестящем, сверкающем сновидении", - эти гоголевские строчки помещены на первой странице программки, предваряя список действующих лиц и исполнителей.

В новом спектакле Художественного театра Афанасия Ивановича играет Александр Семчев, плотно занятый во мхатовском репертуаре, но более известный пока по рекламе пива. В роли его возлюбленной, его Бавкиды, по сравнению, которое дает сам Николай Васильевич Гоголь, - Полина Медведева. Вокруг них водят хороводы, бесятся, мельтешат девки, молодые актрисы и студентки Школы-студии МХАТ. Они знаменуют собой шумные забавы местной молодежи.

В спектакле Карбаускиса - много совершенно театральных смыслов, внутритеатрального содержания. Скажем, муха, которую эффектно и смешно ловит комнатный мальчик, которого замечательно играет Никита Зверев, актер "Табакерки", напоминает не столько малороссийское лето, сколько - знаменитое лацци с мухой из спектакля Джорджо Стрелера "Арлекино - слуга двух господ", который в прошлом году играли в Москве в рамках Всемирной театральной олимпиады.

Какие-то замечательные и человеческие мгновения (вроде того, как Афанасий Иванович - Семчев, проводивший уже свою Пульхерию Ивановну на покой, отказывается принимать еду из рук Явдохи, смотрит мимо еды куда-то в сторону, как верный пес, готовый бесконечно ждать хозяина и не хочет брать даже любимую пищу из чужих рук) пока теряются в спокойной, умело придуманной театральной игре.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Малыхин, Щелкунчик в зазеркалье /29.12/
Всего год назад сюрреалистического "Щелкунчика" поставил в петербургском Мариинском театре художник и скульптор Михаил Шемякин, а всего месяц назад на сцене Датского Королевского балета Щелкунчика показал Алексей Ратманский. После этого, казалось, трудно изобрести нечто новое...
Николай Песочинский, "Красная книга" театральных авангардистов /29.12/
Петербургский фестиваль новых театров, театров-студий и студийных работ "Рождественский парад" обещал эксперименты и споры о них. Не все еще забыли особенную роль "fringe", "off-", альтернативных фестивалей.
Григорий Заславский, Итоги театрального полусезонья /25.12/
Подведение итогов года в эти декабрьские дни выглядит тем более странно, что год и два назад подводили итоги века, даже - тысячелетия. И на фоне этих итоговых обзоров наш сегодняшний ретроспективный взгляд неминуемо окажется куцым.
Николай Песочинский, Кондитерское искусство театра /20.12/
Театр имени Ленсовета, академический и некоммерческий, сделал неожиданный жанровый вираж. В этом здании, где до революции размещался Купеческий клуб, снова дают буржуазную салонную мелодраму.
Гюляра Садых-заде, Возвращение домой /19.12/
К концу года Мариинский театр, словно бы притихший и затаившийся с начала сезона, стал подавать признаки активности.
предыдущая в начало следующая
Григорий Заславский
Григорий
ЗАСЛАВСКИЙ
zaslavski@mail.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru