Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
Чисто английское... убийство?
Еще один детектив на московской сцене

Дата публикации:  29 Января 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

С легкой руки Генриетты Яновской на московскую сцену вернулся детектив. Прошлой весной на сцене ТЮЗа с успехом был сыгран "Свидетель обвинения" Агаты Кристи. Нельзя сказать, что Яновская - первооткрывательница, отнюдь нет. Покопавшись в истории театра, найдешь достаточное количество примеров. Но после долгого забвения она заставила взглянуть на этот "легкий" жанр серьезно, без усмешки и снисхождения (это не значит, что в спектакле отсутствуют смех, ирония). В текущем сезоне, точнее, в январе наступившего года, столица получила сразу два детектива. Светлана Врагова поставила во МХАТе имени Чехова "Священный огонь" Сомерсета Моэма. Продюсерская компания "Независимый театральный проект" предложила вниманию зрителей пьесу Эдварда Тейлора "Убийство по ошибке": спектакль Анатолия Спивака вышел под названием "Рикошет".

Конечно, детектив более привычен на страницах книги или в сериале на телевидении. Но оказалось, что и театру не чужды захватывающая интрига, закрученный сюжет и непредсказуемость развязки. Сравнение спектаклей - не задача данной статьи, да и вообще - неблагодарная задача. Но вот что любопытно: все три режиссера обратились к произведениям английских авторов. Видимо, Великобритания как никакая другая страна способствует развитию именно этого жанра.

Бесполезное и, по большому счету, дрянное дело - пересказывать сюжет детектива: теряется главное - неожиданность. Да и для будущего зрителя нет ничего хуже - заранее знать, кто кого убил. Недаром же есть анекдот о противном соседе в кинотеатре, который со злорадством раскрывает сидящему рядом тайну финала. Его примеру следовать не будем, но завязку "Рикошета" расскажем. Два писателя давно уже работают в соавторстве. Один, Гарри, хочет освободиться от другого, раздражающего его пьяницы Пола. Но тот шантажирует первого неблаговидным поступком, совершенным в прошлом. Фантазия Гарри подсказывает ему жуткий и изощренный способ убийства... Но рикошет есть рикошет, а если еще и двойной? Не ждите легкой разгадки, придется поломать голову. Когда, уже ближе к концу, один из героев задает другому вопрос, ответ на который мечтает узнать каждый зритель, зал буквально облегченно вздыхает: сейчас будет разрешена мучающая всех загадка.

Да, это антреприза, и, конечно, в этом спектакле тоже есть тот самый манок, без которого антреприза не воспринимается таковой и который заставляет потенциальных зрителей выложить немалую сумму. Авторы спектакля выбрали Марата Башарова, известного по "Сибирскому цирюльнику", "Свадьбе" и сериалу "Граница. Таежный роман", и не ошиблись. Его кино- и телепопулярность помогли заполнить зал. Но в театре есть такой нечетко сформулированный, но реально существующий закон: заманить зрителя в зал легко, но заставить его остаться на второе действие - трудно. В этом спектакле ряды после антракта не редеют.

Детективная интрига приковывает внимание. Но она не мешает следить и за актерской игрой. В спектакле заняты молодые артисты, послужной список каждого (он опубликован в программе) уже не мал. Напряжение и скованность первых минут быстро проходит, и актерский дуэт Ильи Исаева (Гарри) и Марата Башарова (Пол) вольготно располагается на сцене. Актеры ведут перепалку как перестрелку. Ведут за собой зрителя, радуясь, когда тот попадает в расставленную драматургом ловушку (перевод Сергея Таска). Появившийся во втором действии Георгий Дронов (инспектор Эган) достойно включается в игру, запутывая все до полной неразберихи. Труднее пока идет роль у Оксаны Игнатовой (Эмма), ей довольно долго не удается преодолеть приемы напыщенного театра с преувеличенностью жеста и жесткостью интонаций. Когда удается, спектакль "звучит" как отличный ансамбль.

Правда, есть в спектакле некоторые странности. Одна касается костюмов. Другая √ танцев. У одного актера брюки чересчур длинны, заламываясь складками над ботинками, а галстук неожиданно и вульгарно ярок. Другой появляется в ядовито-желтых брюках, плотно стягивающих нижнюю часть тела и стесняющих движения. Потом первый наденет несуразный по длине пиджак, напоминающий то ли сюртук, то ли видоизмененный фрак, в котором ему не слишком удобно. Второй окажется в костюме-пижаме темно-синего цвета с переливами, в каком трудно себе представить завсегдатая злачных мест и любителя выпить. Владимир V.Q. (именно таков псевдоним молодого художника, модельера, дизайнера), по-видимому, специализируется по женской моде: костюмы героини куда элегантнее и естественнее.

Что касается хореографии, то так танцевали в музыкальных спектаклях лет двадцать назад, и это выглядело смело и неожиданно. Кстати, музыкальное оформление Юрия Алябова рискует превратиться в шлягер: выходя из зала, с удивлением замечаешь, что мурлычешь под нос мелодию из спектакля, от которой долго потом не можешь отделаться.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Татьяна Рыбакина, Концерт по заявкам /21.01/
На фоне огромного количества "сырых", недодуманных спектаклей "Любовник" отличается мастерской игрой актеров, оригинальностью замысла, точностью его воплощения.
Дмитрий Десятерик, Языческие святые в Киеве /16.01/
Кто-то из современников обмолвился о том, что Лев Николаевич был человеком, недостаточно умным для своей гениальности. Именно такой Толстой предстает в украинской пьесе.
Дорогая коллекция или лавка древностей? /14.01/
"Время и семья Конвей" - вообще не из тех спектаклей, которые нравятся и с первой минуты влюбляют в себя. Скорее, наоборот.
Ирина Холмогорова, Иосиф Бродский и Михаил Козаков /11.01/
Бродский твердо знал, что человек размещается не на географической местности, а во времени и пространстве. И неважно, каким "знаком" (то есть на каком языке) благодарит судьбу за пребывание в этом мире.
Петр Поспелов, Большой театр обещают не закрывать /10.01/
Театр не закроют на реставрацию, но даже после открытия в следующем году новой сцены труппа будет сокращена. Союзу Мариинки с "Конвент-Гарденом" и "Метрополитен опера" Большой собирается противопоставить союз с миланским "Ла Скала" и парижской "Гранд Опера".
предыдущая в начало следующая
Татьяна Рыбакина
Татьяна
РЫБАКИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru