Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
Концерт по заявкам
Новый спектакль Владимира Мирзоева "Любовник"

Дата публикации:  21 Января 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Как здорово, когда спектакль хорош и нравится. Ты хвалишь его искренне, увлеченно, захлебываясь эмоциями. Те, о ком пишешь, простят тебе любую оговорку, в восторге сорвавшуюся с языка или кончика пера. Также удачно (для тебя), когда спектакль плох и не нравится. Огрехов не простят, но зато можно отточить свое остроумие в сарказме, продемонстрировать зоркость глаза и широту эрудиции.

Куда труднее, когда все по серединке. Не провально плох, не блестяще хорош. Но спектакль внесен в афишу, билеты продаются. Тем более что идет он на сцене, имеющей достойную репутацию, - сцене театра имени Маяковского, в нем заняты прекрасные актеры - Евгения Симонова и Сергей Маковецкий, - да и имя режиссера для многих говорит само за себя - Владимир Мирзоев. Добавить сюда художника Аллу Коженкову и автора пьесы Гарольда Пинтера - и можно поздравить агентство "Театрон - н" с удачей.

И действительно, на фоне огромного количества "сырых", недодуманных спектаклей "Любовник" отличается мастерской игрой актеров, оригинальностью замысла, точностью его воплощения и незатейливостью истории, предлагая зрителям расслабиться на полтора часа и получить удовольствие, говорю это совсем без иронии. Театр ведь не только трибуна или кафедра, но и место отдыха и развлечения. Хотя, что касается истории, режиссер позволил себе серьезно пройтись по тексту пьесы. В оригинале как раз очень много эротики и вся игра в выдуманного и реального любовника придает долгим супружеским отношениям персонажей дополнительные, животворящие ощущения. В спектакле режиссер многое смягчает, взывая к ассоциативной памяти зрителей, отодвигает от актеров откровенную чувственность на безопасное расстояние - это непросто сыграть, и, в общем-то, не очень нужно в его концепции - украшает действие забавными приемчиками, веселыми намеками.

Герои собираются отойти ко сну, освобождаются от дневной одежды, освобождаясь и от дневных образов. Сэра встает в центр сцены и натягивает на себя свободно раскинувшуюся по доскам ткань, туго завязав ее на талии. Тут и баба на чайник, тут и вершина залитого темной (довольно долго в спектакле не появляется ярких пятен) глазурью торта, тут и монструозная кикимора. Актриса кружится, огромная юбка стягивается вокруг ее ног, превращаясь в русалочий хвост или кокон для бабочки. Ричард дергает за конец, опрокидывает жену на пол и вытряхивает ее из "старой" кожи. При этом идет диалог Гамлета и Гертруды (кстати, отсутствующий в пьесе). Если Чехов отдавал Треплеву и Аркадиной шекспировские реплики, то это оправдывалось многим: и родственными отношениями, и актерской профессией, и театрализацией жизни. У Мирзоева можно говорить только о последнем. Герои, измученные однообразием быта, рады ухватиться за любой сюжет, чтобы придать отношениям новое качество. Особого смысла сцена не получает, но что касается внешней эффектности - оригинально. И что немаловажно - нескучно. Пожалуй, сегодня это весомый аргумент в защиту спектакля.

Почти ничто в спектакле не утомляет. В нужный момент - шутка, или гэг, или мудрое размышление. При этом в глазах артистов лукавство и радость от возможности подурачиться. Не дурака повалять как бог на душу положит, а в четко очерченных рамках насладиться собственным мастерством и взаимопониманием друг с другом.

Зрителям предлагается, как бы поточнее, комфортное зрелище. Каждый услышит то, что у него "болит": для кого-то мука обед приготовить, кому-то важно побыть вдвоем. Каждый поймет что-то свое - и будет приятно удивлен своей прозорливостью. Режиссера, к счастью, не обвинить в высокомерии по отношению к публике, в мрачной агрессивности, от которой многие устали. Этот спектакль - словно "Встреча с песней", концерт по заявкам, когда и всплакнешь в ответ на чье-нибудь письмо, и улыбнешься. А главное, наслушаешься разных песен. Тут песни - разные обличья героев, которые помогают раскрасить им свое существование. Наверно, и нам что-то из этого не помешало бы. По крайней мере, умение собирать нектар, когда голоден, щадить друг друга, когда любишь, и особенно - когда разлюбил, и одаривать цветами в любое время года. Как, оказывается, много удалось рассмотреть.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Десятерик, Языческие святые в Киеве /16.01/
Кто-то из современников обмолвился о том, что Лев Николаевич был человеком, недостаточно умным для своей гениальности. Именно такой Толстой предстает в украинской пьесе.
Дорогая коллекция или лавка древностей? /14.01/
"Время и семья Конвей" - вообще не из тех спектаклей, которые нравятся и с первой минуты влюбляют в себя. Скорее, наоборот.
Ирина Холмогорова, Иосиф Бродский и Михаил Козаков /11.01/
Бродский твердо знал, что человек размещается не на географической местности, а во времени и пространстве. И неважно, каким "знаком" (то есть на каком языке) благодарит судьбу за пребывание в этом мире.
Петр Поспелов, Большой театр обещают не закрывать /10.01/
Театр не закроют на реставрацию, но даже после открытия в следующем году новой сцены труппа будет сокращена. Союзу Мариинки с "Конвент-Гарденом" и "Метрополитен опера" Большой собирается противопоставить союз с миланским "Ла Скала" и парижской "Гранд Опера".
Григорий Заславский, Карбаускис во МХАТе /08.01/
Муха, которую эффектно и смешно ловит комнатный мальчик, напоминает не столько малороссийское лето, сколько знаменитое лацци с мухой из спектакля Джорджо Стрелера "Арлекино - слуга двух господ".
предыдущая в начало следующая
Татьяна Рыбакина
Татьяна
РЫБАКИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru