Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Со скрипом по рельсам
Илья Овчинников

Дата публикации:  4 Апреля 2008

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На "Золотой маске" показали оперу "Леди Макбет Мценского уезда"

Вторым спектаклем Новосибирской оперы в программе "Золотой маски" стала "Леди Макбет" Шостаковича. Среди номинаций, где представлена постановка, есть "Лучшая работа дирижера", и стоило бы дать награду Теодору Курентзису именно за "Леди Макбет Мценского уезда". Хотя, в отличие от "Свадьбы Фигаро", спектакль стоило не только слушать, но и смотреть.

Готовясь поставить "Фигаро", Теодор Курентзис осуществил ряд концертных исполнений оперы. Подобный прецедент можно вспомнить и в истории курентзисовской "Леди Макбет". В 2004 году маэстро дирижировал ее фрагментами в Большом зале консерватории; пели хор и солисты Новосибирской оперы, играл Национальный филармонический оркестр России. После концерта сразу же захотелось целиком услышать шедевр Шостаковича под управлением Курентзиса, и ждать пришлось недолго. Два года спустя в Новосибирске оперу поставил польский режиссер Генрих Барановский, теперь работу увидели и в Москве. Спектакль производит весьма яркое впечатление, хотя у него есть и минусы.

Самый очевидный - выбор исполнительницы главной роли, Ольги Орловской из "Геликон-оперы". Ее голос явно выше, чем требует партия Катерины, как актриса она также не слишком убедительна - большинство ее партнеров актерски сильнее. Это тем любопытнее, что в постановках "Леди Макбет" последних лет чаще случалось наоборот: на фоне неровного ансамбля и неважной режиссуры выделялась прима. Так было и в ростовском спектакле, представленном на "Маске" три года назад, где блистала Ирина Крикунова, и в недавней работе Латвийской национальной оперы, где вольности постановщиков можно было простить ради феноменальной работы Айры Руране. В Большом театре также идет весьма унылая "Леди Макбет" с отличной Катериной - Татьяной Смирновой; значительнее Орловской была и Ольга Бабкина, участвовавшая в исполнении фрагментов оперы под управлением Курентзиса.

Тем не менее, спектакль поначалу оказывает на слушателя необыкновенно сильное воздействие; в первую очередь благодаря работе Курентзиса с оркестром. Сравнить ее можно с тем, чего добился от оркестра Большого театра Геннадий Рождественский, дирижировавший "Леди Макбет" в день столетия Шостаковича. Перечислять солистов хочется поименно, а фаготисту Юрию Белянскому впору ставить памятник при жизни. Будущее, куда по словам режиссера перемещено действие, производит удручающее впечатление. Перед нами провинциальный городок, жизнь которого полностью сосредоточена вокруг тяжелой, отупляющей работы - что-то вроде урановых рудников. Здесь долго не живут - поэтому Катерина так спешит реализовать свое право на счастье. Фактически ни у кого нет крыши над головой: что Катерина, что ее свекор Борис Тимофеевич живут не в домах, а в вагонах. Постоянное перемещение вагонов по сцене не только иллюстрирует будни промышленного городка, но и напоминает о том, как коротка жизнь.

Жилище героя - его портрет: если комната Катерины полна кукол и мягких игрушек, то в вагончике Бориса Тимофеевича нет почти ничего, кроме икон - хотя старика и навещает любвеобильная Аксинья (Ольга Колобова). В исполнении Ивана Потрицаева свекор - не просто самодур, каким его, как правило, играют; ему не чуждо ничто человеческое, у него есть своеобразное чувство юмора. Когда он гибнет от руки Катерины, над ним безутешно плачет Аксинья, вслед за которой готовы его пожалеть и мы (обычно такого желания нет). Похоронное шествие на музыку Пассакальи - сильнейший эпизод постановки, однако позже она начинает буксовать. Сцена в полицейском участке с комикующим Квартальным в милицейской форме вызывает только досаду, а два монолога Катерины в заключительной картине не убеждают. Абсолютно на своем месте Олег Видеман в роли Сергея: "Всем взял - и ростом, и лицом, и красотою" - характеристику персонажа можно отнести и к исполнителю. Видеман выдвинут на лучшую мужскую роль, хотя если выбирать для спектакля одну "Маску", то уж скорее для дирижера.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Снимите ваши кеды /02.04/
Илья Овчинников. На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко сыграли "Свадьбу Фигаро" Моцарта. Это первый из двух спектаклей Новосибирской оперы в программе нынешней "Маски" - еще один, "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича, покажут сегодня. У первой постановки три номинации на "Маску", у второй пять; на звание лучшего дирижера в обоих случаях претендует один из самых модных музыкантов России Теодор Курентзис.
Бис из-за кулис /31.03/
Илья Овчинников. Фестиваль "Виртуозы гитары", завершившийся в Зале Чайковского, заметно отличался от двух предыдущих. На втором году существования проекта было важно закрепить его успех, расширить круг участников, показать больше нового репертуара. Теперь форум развивается скорее вглубь.
Илья Овчинников, Умерла Галина Уствольская /24.12/
Говоря об Уствольской, обычно упоминают также о Шостаковиче - ее учителе, хотя их отношения были крайне непростыми. Каталог ее произведений насчитывает лишь 25 сочинений. "Я пишу тогда, когда угадываю милостивое состояние. После этого сочинение некоторое время отдыхает, и когда приходит его пора, я даю ему свободу. Если же его время не приходит, я его уничтожаю".
Илья Овчинников, Тема скрипки закрыта /02.12/
Один из персонажей Александра Галича рассказывал о покупке радиолы: "И в свободный часок на полчасика // Я прилег позабавиться классикой". Вероятно, на подобную публику ориентируется Ирина Герасимова, возглавившая назад радиостанцию "Орфей" и взявшая курс на увеличение и омолаживание аудитории.
Манашир Якубов, "Толпа очень неохотно расстается с мифами" /25.09/
Чем больше говорят о Шостаковиче в связи с юбилеем, тем больше спекулируют на его гипотетическом диссидентстве. Между тем, ста сорока семи опусов Шостаковича более чем достаточно для того, чтобы попытаться разгадать тайну гениального композитора, не уводя разговор о нем во внемузыкальные сферы.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru