Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Жестокие игры души
Илья Овчинников ЗАЛЬЦБУРГ

Дата публикации:  28 Августа 2008

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На родине Моцарта показали "Дон Жуана" в постановке Клауса Гута

Для Зальцбургского фестиваля "Дон Жуан" Моцарта - своего рода экзамен: можно проявить снисхождение к малоудачной постановке иной оперы, но не этой - главной для всех времен и народов. Экзамен выдержан: на фоне других премьер нынешнего лета постановка Клауса Гута, работавшего над "Дон Жуаном" - парадоксальное, цельное и убедительное высказывание.

Если "Дон Жуан" по определению представляет для режиссера повышенную сложность, то задача, стоявшая перед Клаусом Гутом, была сложной вдвойне. Новому спектаклю предстояло выдержать сравнение не только с предыдущей зальцбургской работой самого Гута - блестящей "Свадьбой Фигаро", ставшей украшением юбилейного моцартовского фестиваля в 2006 году. Тогда же здесь шел "Дон Жуан" в постановке Мартина Кушея, прославившей в свое время Анну Нетребко - еще одна ярчайшая работа, сравнений с которой новому "Дон Жуану" не избежать. Из почти безвыходной ситуации Клаус Гут вышел победителем: поместив героев в темный сосновый лес, он нашел для хрестоматийной оперы неожиданное, новое и, как оказалось, абсолютно адекватное решение.

Автомобиль, мобильный телефон, шприцы, пистолеты - все это есть в новой постановке "Дон Жуана", хотя было бы преувеличением сказать, будто Гут перенес действие в наши дни. Значение подобных деталей более чем второстепенно в лесу - густом, непредсказуемом и непроходимом, как сама жизнь. С авторским определение "веселая драма" Гут не согласен - ничего веселого в "Дон Жуане" он не видит и даже забавные сцены с путаницей и переодеваниями называет не более чем "жестокими играми отчаявшейся души". Дон Жуан англичанина Кристофера Мальтмана если и не жестокий малый, то по крайней мере едкий, язвительный и тем более отчаянный, что сражение с командором в самом начале оперы кончается для героя смертельной раной. Его последующее поведение предстает абсолютно в новом свете, если учесть, что речь идет о человеке, едва держащемся на ногах от боли и отважно идущем навстречу смерти не только в финале, но в течение всей оперы.

Лепорелло, великолепно сыгранный и спетый уругвайцем Эрвином Шроттом, никогда не прочь сделать утешительный укол как своему хозяину, так и самому себе, хотя спекуляций на тему наркомании в спектакле нет: если Лепорелло и проводил опыты по расширению сознания, большая их часть осталась в прошлом. Возможно, поэтому иной раз он чересчур эксцентричен: например, во время увертюры строит башню из пивных банок. А список побед Дон Жуана, который Лепорелло демонстрирует Донне Эльвире, оказывается не чем иным, как автобусным расписанием - причем знаменитую "арию со списком" в середине прервали аплодисментами, что случается в Зальцбурге нечасто. Большинство сцен с Донной Эльвирой проходит на автобусной остановке у края леса - вероятно, намек на то, что в отличие от прочих героев, обитателей Севильи, она прибыла из Бургоса. Доротея Рёшманн - как и в "Свадьбе Фигаро" Гута, где она пела Сюзанну - продолжает исследовать душу не слишком молодой женщины, жаждущей любви, и делает это со всем вокальным и актерским мастерством.

Кому поначалу немного не хватило голоса - молодой Аннетт Даш в партии Донны Анны, зато решение этой роли оказалось, возможно, главным открытием спектакля. Традиционно Донна Анна - самый загадочный и противоречивый персонаж оперы, однако Гут находит возможную отгадку. Свидание Донны Анны с Дон Жуаном происходит не без ее активной инициативы, и гибель Командора - ее вина как минимум наполовину: именно поэтому на руках героини время от времени появляется кровь. На ее совести не только смерть отца, но и ложь: вспоминая позже фатальное свидание, Донна Анна утверждает, будто бы Дон Жуан пытался взять ее силой, что не соответствует истине. Поэтому закономерны и ее попытка самоубийства - с неизвестным результатом, - и отсутствие эпилога, где поется о пороке и добродетели. В финале Дон Жуан ложится в могилу, вырытую Командором - вероятно, случайно выжившим, судя по повязке на голове, невозможной у призрака. Музыкальных открытий дирижер Бертран де Бийи не сделал, но лучшую постановку этого лета провел на одном дыхании. А Клаус Гут через год ставит здесь еще одну оперу Моцарта - Да Понте "Так поступают все женщины"; более удачную кандидатуру едва ли возможно найти.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Многодетный отец стал многоженцем /27.08/
Илья Овчинников. "Замок герцога Синяя Борода" Белы Бартока - первая опера ХХ века, поставленная в Зальцбурге за последние три года. Возможно, она менее близка девизу "Сильна как смерть любовь", чем две недавние премьеры - "Отелло" и "Ромео и Джульетта". Зато на фоне этих старомодных постановок спектакль выглядит особенно выигрышно.
Оркестры из Нового света /22.08/
Илья Овчинников. Уже не первый год концерты Зальцбургского фестиваля становятся все сильнее. На этот раз в программе форума принимают участие два коллектива из-за океана - Венесуэльский молодежный оркестр имени Симона Боливара и Кливлендский оркестр. Вполне вероятно, что гости обыграют хозяев на их же поле.
Не только секс и смерть /21.08/
Илья Овчинников. Опера Гуно "Ромео и Джульетта" появилась в программе с расчетом на звездный дуэт Анны Нетребко и Роландо Вильясона. Однако Нетребко от участия отказалась, и впору задуматься о том, зачем фестивалю эта постановка.
Что бы такого сделать плохого /19.08/
Илья Овчинников. Музыка Верди не звучала на Зальцбургском фестивале с 2005 года, когда здесь прошла знаменитая "Травиата", утвердившая Анну Нетребко в ранге суперзвезды. Повторить успех этой постановки невозможно. Зато "Отелло" великолепно вписывается в нынешнюю программу с ее девизом "Сильна как смерть любовь" и превосходит любую из премьер прошлого лета.
Читая письма Солженицына /30.04/
Илья Овчинников. Если открытие VII Московского Пасхального фестиваля посвящалось русской музыке, то один из следующих концертов был отдан западноевропейской классике ХХ века. Оркестр Мариинского театра исполнил "Таинство мгновения" Анри Дютийё и Седьмую симфонию Густава Малера.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru