Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Не бросайтесь инструментами
Илья Овчинников ЗАЛЬЦБУРГ

Дата публикации:  1 Сентября 2008

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Зальцбургский фестиваль завершился триумфом оркестра из Венесуэлы

Главными триумфаторами последних дней фестиваля стали дирижер Густаво Дудамель и возглавляемый им Венесуэльский молодежный оркестр имени Симона Боливара. Трудно сказать, что больше привлекает публику в музыкантах: достойный уровень игры, молодость, темперамент или, вероятнее, тщательно отрепетированные фокусы плюс феномен подобного коллектива как такового. Однако за весь фестиваль ни один оркестр, ансамбль или солист не был удостоен таких долгих и громких аплодисментов.

Возникновение Венесуэльского молодежного оркестра - результат культурно-экономического чуда, связанного с именем Хосе Антонио Абреу, лауреата Нобелевской премии мира. В свое время он получил два образования - музыкальное и экономическое, выступал как дирижер и пианист, работал в банке и парламенте. Венесуэльский молодежный оркестр Абреу основал в 1975 году - тогда в стране существовало лишь два симфонических коллектива. Целью Абреу было создание всегосударственной системы музыкального образования. При поддержке правительства план удалось реализовать: в эту систему вовлечено около трехсот тысяч детей, многих из которых подбирают буквально на улице и сразу же начинают учить оркестровой игре. Сейчас в Венесуэле шестьдесят детских оркестров и свыше двухсот - молодежных. Первый из них известен во всем мире: в Зальцбург музыканты приехали из Хельсинки, а затем отправились в Люцерн и Берлин.

27-летний Густаво Дудамель, главный дирижер оркестра, получил приглашение на этот пост в 1999 году от самого Абреу, у которого учился дирижированию. Через год Дудамель дебютировал в Берлине, вскоре выиграл престижный конкурс дирижеров имени Малера, подписал контракт с лейблом Deutsche Grammophon и с тех пор дирижировал большинством крупнейших коллективов мира. Через год Дудамель станет главным дирижером Филармонического оркестра Лос-Анджелеса. Трудно не восхититься столь блестящей карьерой - вероятно, ей в первую очередь и аплодировал Зальцбург.

На фестивале венесуэльцы играли в основном русскую музыку - начали с Пятой симфонии Чайковского, продемонстрировавшей типичные плюсы и минусы молодежного оркестра высокого класса. Плюсы - великолепные соло, темперамент и блеск в глазах музыкантов, с лихвой компенсирующие недостаток мастерства. Минусы - некоторая неуклюжесть в ансамблях, непомерная громкость в tutti, подменяющая настоящее напряжение музыки. Оно, впрочем, все же появилось в финале, последние аккорды которого мгновенно подняли публику с мест. Что и говорить о вызвавшей всеобщий восторг музыке латиноамериканских композиторов: ее откровенно развлекательный характер никого не смутил и даже наоборот - в этом репертуаре венесуэльцы действительно сильны.

Затем музыканты надели куртки с цветами национального флага и исполнили коронный бис - 'Mambo' из "Вестсайдской истории" с подбрасыванием инструментов, танцами, прыжками и криками во время игры, а также другими домашними заготовками. В первый раз это выглядело забавно, но второй бис, исполненный таким же образом, звучал как анекдот, рассказанный два раза подряд. Рафинированную зальцбургскую аудиторию, однако, нехитрые фокусы привели в экстаз - особенно в финале последнего концерта венесуэльцев, где звучали также "Картинки с выставки" Мусоргского. На закуску Дудамель оставил пьесу, которая у австрийцев в крови - "Марш Радецкого" Иоганна Штрауса: редчайшая для Зальцбурга возможность услышать, как публика хлопает в такт, заглушая музыку.

Таким оказался один из последних и самых громких аккордов программы, которую приготовили интендант Юрген Флимм и его команда "поваров": как говорил Флимм, заступая на свою должность в Зальцбурге, "Мы должны быть не официантами, организующими программу согласно пожеланиям звезд, а поварами". Дела не во всем соответствуют словам: так, малоудачная постановка "Волшебной флейты" 2006 года, завершившая нынешний фестиваль, попала в его афишу не без настояния маэстро Риккардо Мути. Тем более неровной оказалась оперная программа, вновь уступившая концертной, необыкновенно яркой в большинстве своих проявлений. В последний вечер Саймон Рэттл дирижировал симфонией "Турангалила" Оливье Мессиана, крупнейшего композитора ХХ века, и никто не хлопал в такт, не прыгал и не бросался инструментами - это были полтора часа чистейшего, беспримесного искусства, которое иногда все же побеждает.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Жестокие игры души /28.08/
Илья Овчинников. Для Зальцбургского фестиваля "Дон Жуан" Моцарта - своего рода экзамен: можно проявить снисхождение к малоудачной постановке иной оперы, но не этой - главной для всех времен и народов. Экзамен выдержан: на фоне других премьер нынешнего лета постановка Клауса Гута - парадоксальное, цельное и убедительное высказывание.
Многодетный отец стал многоженцем /27.08/
Илья Овчинников. "Замок герцога Синяя Борода" Белы Бартока - первая опера ХХ века, поставленная в Зальцбурге за последние три года. Возможно, она менее близка девизу "Сильна как смерть любовь", чем две недавние премьеры - "Отелло" и "Ромео и Джульетта". Зато на фоне этих старомодных постановок спектакль выглядит особенно выигрышно.
Оркестры из Нового света /22.08/
Илья Овчинников. Уже не первый год концерты Зальцбургского фестиваля становятся все сильнее. На этот раз в программе форума принимают участие два коллектива из-за океана - Венесуэльский молодежный оркестр имени Симона Боливара и Кливлендский оркестр. Вполне вероятно, что гости обыграют хозяев на их же поле.
Не только секс и смерть /21.08/
Илья Овчинников. Опера Гуно "Ромео и Джульетта" появилась в программе с расчетом на звездный дуэт Анны Нетребко и Роландо Вильясона. Однако Нетребко от участия отказалась, и впору задуматься о том, зачем фестивалю эта постановка.
Что бы такого сделать плохого /19.08/
Илья Овчинников. Музыка Верди не звучала на Зальцбургском фестивале с 2005 года, когда здесь прошла знаменитая "Травиата", утвердившая Анну Нетребко в ранге суперзвезды. Повторить успех этой постановки невозможно. Зато "Отелло" великолепно вписывается в нынешнюю программу с ее девизом "Сильна как смерть любовь" и превосходит любую из премьер прошлого лета.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru