Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Text only < Вы здесь
Навуходоносор к юбилею
Премьера "Набукко" в Большом театре

Дата публикации:  12 Января 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Большой театр уже несколько лет пытается объяснить окружающим, что он идет в ногу со временем к вершинам оперного искусства. До последнего времени этот путь Большого больше напоминал кривую тропинку: последние премьеры театра, включая июньскую "Русалку" Даргомыжского, выглядели архаично и мало отвечали современной театральной эстетике.

Новый спектакль Большого - "Набукко" Джузеппе Верди - был создан, чтобы доказать всем, что у Большого открылось второе дыхание. В конце января исполняется 100 лет со дня смерти Верди, и не всякий театр в мире может похвастаться такой оперативностью. В первые дни милленниума и, как всегда, "впереди планеты всей". Выбор "Набукко" из всего вердиевского наследия представляется очевидным. В России его ставили последний раз 150 лет назад. "Набукко", несмотря на глупый сюжет, - динамичная опера с роскошными хорами и выигрышными сольными партиями. К тому же именно после премьеры "Набукко" в La Scala Верди обратил на себя внимание всей Италии (распевавшей хоры из этой оперы как патриотические гимны), а впоследствии и всего мира.

Над спектаклем работала уже утопившая "Русалку" пара - режиссер Михаил Кисляров и дирижер Марк Эрмлер. В "Набукко" из оркестровой ямы до зала вновь доносилось невнятное музицирование, которому невозможно подобрать определений и эпитетов. Но нынешнее творение Кислярова оказалось на порядок лучше предыдущих.

После клоунского балагана в "Так поступают все женщины" Моцарта (в Камерном музыкальном театре Бориса Покровского) и бутафорско-сказочной Руси в "Русалке" Кисляров наконец решил потрясти публику урбанистическим ландшафтом. Его создал художник Сергей Бархин. Вавилонская башня (многоэтажный железный панцирь) похожа на строительные леса, где вавилоняне-иудеи ведут свои бои. Межнациональный конфликт отражают и две стены, стоящие друг напротив друга. Каждая стена поворачивается к зрителю то одной стороной (цитаты из Торы), то другой (здесь уже - клинопись). Очень внятный антураж - все ясно как Божий день.

Милитаристка Абигайль

В этой незатейливой простоте - суть театрального подхода Кислярова. Глобальная режиссерская идея никогда не затушевывается, а наоборот, выдвигается на первый план и подминает под себя главных героев. Конфликт двух наций - угнетающей и угнетенной - оборачивается грандиозными хоровыми сценами, в которых действующие лица и исполнители тонут. Творческий почерк режиссера легко узнаваем еще по одной детали - любви к балетным интермеццо (в начале своего творческого пути Кисляров был балетмейстером). Легкая мобильная толпа хористов и танцоров, населяющих сцену, появляется и исчезает мгновенно, словно по мановению волшебной палочки, и движется всегда в одном направлении, как будто отрабатывая какой-то сложный маневр. Очень шумно, но никогда - скучно.

Одиноким буревестником в массовых разборках язычников и евреев реет Людмила Магомедова, специально приглашенная на роль Абигайль, воинственной дочери Навуходоносора (или "Набукко" - в итальянском варианте). Эту чрезвычайно сложную технически партию может осилить только ее опытный голос. Горевать по поводу ее метода борьбы с высокой тесситурой - брать зал не качеством, а количеством - не приходится. На фоне своих вполне безликих коллег из Большого (Аскар Абдразаков, Владимир Редькин, Ирина Долженко) она выглядит подлинно народной героиней и лучшим транслятором реакционных идей вавилонской диаспоры.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вадим Журавлев, Лысая певица /12.01/
Оперная премьера Вены. Заповедник опероманов. Оперу слушают стоя. Детей загнали на крышу. "Бу-у!". Умирающая королева снимает парик от горя. Богатые тоже плачут.
Елена Губайдуллина, "Зеленый" бутик /28.12/
Мировая премьера балета "Green". Юрий Григорович в роли Годо. Некоторые солисты Большого предпочитают позеленее.
Верю - не верю! /28.12/
Сорок самых влиятельных критиков Москвы поводят итоги театрального года. Лидирует - Петр Фоменко. Голосуйте за лучшие спектакли 2000 года!
Гюляра Садых-заде, Деликатесы для интуристов /28.12/
Фестиваль "Площадь искусств". Юрий Темирканов - это "зимний" Валерий Гергиев. "Заслуга" еще исправна. "Обсоси гвоздочек".
Кирилл Ильющенко, Останкинская Фудзияма /28.12/
Фотовыставка Сергея Леонтьева. Телевышка как любимая девушка. Травинка, минарет или вертикаль, запутавшаяся среди горизонталей.
предыдущая в начало следующая
Михаил Фихтенгольц
Михаил
ФИХТЕНГОЛЬЦ
fikhtengoltz@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Text only' на Subscribe.ru