Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Выставки < Вы здесь
Второе письмо виртуальному другу
Дата публикации:  25 Февраля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Здравствуй, мой милый. Рад, что предыдущее письмо до тебя дошло, и, стало быть, связь наладилась. Ты ведь понимаешь, что я, как человек несвежей молодости, в эти интернетовские штучки не очень верю. Каждое дошедшее по адресу письмо - чудо. А твердый диск со всеми текстами, - это вообще, тьфу, тьфу, тьфу, чтоб не сглазить...

В воздухе пахнет мартом, в небе первичные половые признаки весны, жизнь обретает явные признаки вегето-сосудистого невроза. В иной день по три-четыре выставки и прочих мероприятий. Ну полный симметр!

Словцо для переживших 20.02.2002 далеко не случайное. Не знаю, как ты, а я провел его вместе с Галей в галерее "Феникс" на фотовыставке Александра Тягны-Рядно "Острова в океане". Саше в этот день исполнилось ровно 46 лет. Это его ровно двадцатая выставка. Продолжая симметрию, он перемешал на стенах фотографии, посвященные двум островам: Сахалину (Россия) и Пасхи (Чили). Народу всякого была тьма. Поэт Таня Щербина мне рассказала о двух своих книгах, которые должны выйти в этом году симметрично лету. Эссеистика и стихи - в издательстве ОГИ в мае. Стихи и путешествия - в издательстве "Независимая газета" в сентябре. Тут же прозаик Вася Голованов рассказал о только что законченной книге "Последний герой" для издательства "ОЛМА-пресс" - по одноименной телеигре. Разные фотомастера, художники, журналисты и просто Сашины друзья присутствовали в сложной симметричной конфигурации, двигаясь от накрытых столов к стенам с фотографиями и обратно. Как, например, фотограф Андрей Дейнеко, только что отснявший две тюрьмы - на севере Швеции и на севере России, - наш знаменитый Огненный Остров, на котором живут приговоренные к пожизненному заключению. И его выбрала симметрия: через месяц Андрей уезжает в Швецию на пожизненный срок - жить и работать.

Ровно в 20.02 наступил апофеоз симметрии. Из всех бутылок шампанского вылетели пробки, а все гости оказались в полукруге перед фото- и прочими видео-камерами. Щелчок, и вылетела не птичка, а целая стая птичек, всосанная в остановленную вечность мгновения. Эк завернул. В следующий раз заверну - 21.12.2112. Там и увидимся.

Пока же в Историческом музее открылась выставка "Войди в историю". Императив, повелительное наклонение тут явно к месту. Где они, счастливые лица молодежи двухтысячных годов, знающих, что такое русская история в очевидном изложении? Помнишь, как мы прятались в молодости с девушками от дождя и мороза в бесплатных музеях Ленина и революции? Помнишь ли ты интерьер подпольной типографии "Искра" и "Роллс-ройс" вождя пролетарской революции, как помню их я? А парик, кепка и простреленный пиджак Ильича? А подарки прогрессивного человечества к 70-летию Иосифа Виссарионовича? Где вы, ау! Хорошо, если на Николиной горе и по Рублевскому шоссе. Все сгинуло, позакрывалось. Макет кровавых боев с царскими сатрапами на Пресне рассматривают члены Аглицкого клоба! Увы, увы.

И вдруг эта выставка к 130-летию Исторического музея. Он ведь тоже закрылся в 1987 году лет на десять, и только теперь стал потихоньку открываться. А новая выставка - это просто кладезь раритетов. От бриллиантового ордена св. Андрея Первозванного и импортных вееров 1770-х годов, времен расцвета европейской моды, до посмертной маски и отпечатка руки Петра Первого. От табакерок 18-го века до доломана крошки-наследника Александра Александровича (будущего Александра Ш в исполнении Никиты Михалкова в детстве - работы Зураба Церетели. Шутка).

Я ходил и радовался. Здесь оружие 16-19 веков вплоть до дуэльных пистолетов, там портреты Гучкова, Рябушинского, Ламздорфа и примкнувшего к ним историка Ключевского кисти Л. Пастернака. Там маскарадные сани 1760-х годов и всяческая парадная и будничная одежда. Сям часы и перстни 18-го века, а эвон, гляди, Зин, государственные печати русских императоров от Елисаветы Петровны и вплоть до Временного правительства, сих императоров отменившего. Первая мировая война в рисунках детей сменяется иконами, а Рокотов и Боровиковский интерьером комнаты сормовского рабочего и "серебристой гостиной" более обеспеченных господ.

В этом есть какая-то замечательная игра, как во всем постмодернизме русской истории, нахватавшей, что можно и что нельзя из всех источников добра, зла и моды. Тем более, что на выставку "Войди в историю" идешь мимо зала "Пиковой дамы", посвященного карточной игре в ХУШ-Х1Х веках, а, идя с нее, надо подняться на пол-этажа и оказаться в зале "Нашего счастливого детства 1920-1950-х годов". А там уж все мамины елочные игрушки и мои солдатики, наш диван с валиками 1955-го года, Галины куклы и плюшевый мишка с ледокола "Челюскин".

Нет, солнце мое, как хочешь, а тут бескрайнее поле для размышлений над шутками наших временных лет. Войди в историю... Да мы из нее и не вылезали, скажешь ты. Да, но в Исторический музей войти стоит. Причем, каждый день, кроме вторника, с поддержкой в Интернете по адресу www.shm.ru.

Но тут пришлось расстроиться (ударение поставь сам). Надо было отписаться в газете о выставке в Историческом, одновременно идя в ГМИИ им. Пушкина на нидерландский, фламандский и голландский рисунок ХУ1-ХУП веков из собрания музея и в Третьяковку в Лаврушинском переулке на женскую графику Х1Х-ХХ веков из собрания ГТГ. Где наша не пропадала. Я оказался сразу в трех местах, ибо это же не актуальное искусство, которое идет в ногу со временем, то есть надо явиться, быть моментально пораженным актом художественного террора и идти дальше. К следующему акту.

Здесь ты, не торопясь, вникаешь в какой-нибудь пейзаж с крестьянской хижиной, как будто сам валяешься перед ней на земле. Или погружаешься в чистоту линий рисунка лица, в поворот фигур, сам становясь аллегорией человека. Ибо это все тебе нужно для бегства из мира актуальных художеств, которыми взбрыкивает жуткий темперамент современников. Вот где ты хотел бы жить, будучи изящным росчерком пера, не более того. Выпав в России из времени, нам все кажется, что мы вольны выбрать вечность по себе. Поэтому я и смог оказаться и в Рембрандтах, и в первой русской художнице С. В. Сухово-Кобылиной в Третьяковке, и где хочу.

Выставка в Пушкинском была приурочена к выходу роскошного каталога шестиста с лишним графических листов, который, к сожалению, мне не достался. Но я знаю, что подготовивший его профессор Вадим Садков многие прежде сомнительные листы атрибутировал как рубенсовские, а вот то, что считалось принадлежащим Брейгелю Младшему, то бишь Бархатному, наоборот, было разжаловано в произведения его учеников. Лично для меня самое интересное это происхождение произведения. Тут страсти, тут детектив, тайна. Куда, скажем, делось знаменитое собрание профессора Александра Чаянова - замечательного экономиста, писателя, краеведа и любителя искусств? А прочие коллекции времен экспроприаций и распродажи членам чекистских семей в спецмагазинах? Прячься, сколько хочешь, но для этого и существуют у современников специальные органы, чтобы тебя изымать в особо крупных количествах. Это к слову.

Но ведь спрятаться можно не только в созерцание картин, но и в их создание. В Деловом центре на улице Усачева, 62 открылась выставка Марии Раубе-Горчилиной, одной из незабыто-забытых художников советского времени, которые сохраняли себя в непродажной безвестности, рисуя акварели и пейзажи. Чего стоит, например, пейзаж Крылатского, когда ничего подобного нынешнему району там и в помине не было.

А вот молодая художница Ольга Лисенкова, чья выставка открылась в галерее "Манеж", наоборот, стилизует свои картины под советское искусство 1920-1950-х годов, да так точно, что некий забредший в галерею искусствовед спросил хозяйку "Манежа" Иру Мелешкевич, с каких это пор она выставляет "наследие"? Да никакое это не наследие, а вполне даже продаваемая в банках и дипкорпусах "искусствочка-искусство, ребеночек чужой", как писала в свое время Белла Ахатовна Ахмадулина.

Ну и вот тут ты, конечно, спросишь, а чего это, собственно, у тебя, Игорь Леонидович, одно реалистическое искусство в отчете? А где же все эти пресловутые "абстракцисты-пидарасы", употребляя термин лучшего друга советских искусствоведов Никиты Сергеевича Хрущева? Отвечаю. Будут и абстракцисты. И не далее как в следующем письме. Пока же передам тебе свидетельство Бориса Иосифовича Жутовского, который как раз стоял рядом с Хрущевым на пресловутой выставке в Манеже 1962 года и тоже сподобился высочайшей оценки. Боба уверяет, что нынче в Америке пишется даже диссертация на тему, действительно ли русские абстракционисты все были гомосексуалистами, как подозревал персек (Первый секретарь ЦК КПСС. Не путать с генсеком, сексотом и сексменом)? Информации Жутовского верить можно. Он-то сам лично доказал противоположное, женившись в 80-х годах на внучке Никиты Сергеевича - Юлии Леонидовне. Мол, еще посмотрим, кто из нас абстракцист и прочее нехорошее слово. Так что большое и крепкое искусство живо, чего и тебе желаю. Будь здоров.

Твой Игорь Шевелев.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Игорь Шевелев, Первое письмо к виртуальному другу /19.02/
Мистический художник и академик Николай Ромадин постоянно видел призраков. В Музее А.С.Пушкина выставили инсталляцию: Андрей Битов в виде поэта, Владимир Тарасов на ударных и Пушкин, спящий с Наташей у стены. "Ковчег" поплыл с курящими в диссидентство. А в ГМИИ...
Михаил Боде, Странная Испания /12.02/
Можно обойтись без таких "седых вершин", как Тапьес, Чилида, Касамада или Арройо. Однако не показать такие принципиальные для современного испанского искусства фигуры, как Мунтадас или, скажем, Миральда - это довольно странно.
"В искусстве не нужно быть напыщенным" /08.02/
Леонид Ламм: После подачи документов на выезд была устроена провокация, и через три недели меня взяли. Я просидел три года: два года в Бутырке и год в лагере под Ростовом-на-Дону.
Михаил Боде, Валеты и дамы /08.02/
Топ арт-недели, разумеется, - выставка "Бубновый валет. Путь на Запад? Путь к себе", открывшаяся в Московском центре искусств, что на Неглинной улице.
Михаил Боде, 8 марта в январе /29.01/
Природа торопится, а общество пребывает в спячке. Так, например, Третьяковка прозевала превентивный удар со своей женской выставкой.
предыдущая в начало следующая
Игорь Шевелев
Игорь
ШЕВЕЛЕВ
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru