Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Выставки < Вы здесь
Не пора ли художникам вернуться в рисовальные классы?
ART By Julian Spalding. Layzell, ╦12.95, pp.126, ISBN:3791328816.

Дата публикации:  1 Августа 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Джулиан Спалдинг больше тридцати лет проработал консультантом, а затем директором художественной галереи. В конечном итоге он пришел к неутешительному выводу: изобразительное искусство сбилось с пути и блуждает впотьмах. Спалдинг зафиксировал момент, когда солнце живописи померкло; это случилось в 1999 году, когда автор находился в Корнуолле. Спалдинг описывает, как это было: небо потемнело, голоса птиц смолкли, резко похолодало, а затем наступил момент полной темноты, которая опустилась на землю, "как тень огромной хищной птицы". Автор использует эту метафору в качестве лейтмотива всей книги, главы которой озаглавлены соответственно: "Сумерки средств выражения", "Сумерки образования", "Сумерки содержания", "Сумерки критики". Впрочем, в последней главе, носящей название "Сумерки на исходе", мрак художественного мира озаряется слабым лучом надежды, отблеск которого Спалдинг разглядел на горизонте тогда же - в памятный для него день лета 1999 года.

Описать произведение искусства так же трудно, как хорошего человека или красивый пейзаж за окном; его легче опознать, чем объяснить словами. Спалдинг цитирует в связи с этим высказывание выдающегося искусствоведа профессора Гомбриxа: "Нет такой вещи, как искусство; есть только художники". Но в таком случае возникает вопрос: что делает художника художником? Спалдинг отвечает: художники - это люди, которые "повышают интенсивность нашего существования, делая его более осознанным". И тут же добавляет, что искусство - это язык, которым должен пользоваться только тот, кому есть что сказать. Композиции из готовых предметов, вошедшие в моду с легкой руки чрезвычайно влиятельного сегодня Джозефа Бoйса, не являются произведениями искусства. Скорее это экспонаты-курьезы наподобие тех заморских диковин, которые привозили из дальних странствий путешественники XVII века для тогдашних кунсткамер. И тем не менее Бейсу предоставлены четыре зала в галерее Тейт1 - больше, чем любому другому художнику.

В главе "Сумерки образования" Спалдинг показывает, как трудно молодому художнику найти адекватный язык для выражения своих идей. Автор указывает на одну из главных причин ощущающегося всеми неблагополучия - утрату мастерских, где начинающие могли бы учиться у признанных мэтров живописи; но ситуация усугубляется тем (не отмеченным Спалдингом) обстоятельством, что исчезла также вся система взаимодействий живописи со смежными искусствами и ремеслами, которая позволяла мастерам прошлого воплощать свои фантазии. Хогарт увлекался гравировкой на серебре, Тэрнер - цветными литографиями, Дэвид Робертс2 писал эскизы декораций, Ренуар расписывал фарфор. Ни одна из перечисленных возможностей не доступна ныне для студентов, изучающих живопись. От них требуют одного - "творческого самовыражения"; однако начинающие художники не обладают необходимыми для этого навыками, поскольку умение рисовать с натуры, писать маслом и гравировать не считается теперь необходимым. Мы являемся свидетелями полного разрыва между искусством и мастерством. Неудивительно, что в художественных школах царит атмосфера неуверенности и тревоги. Но, кажется, даже пессимистически настроенный Спалдинг недооценивает глубину и вязкость той трясины, в которую погрузились наши художественные училища. Согласно определению профессора Энтони Сторра, "интроспекция - это союзник недоверия к себе и враг продуктивной творческой деятельности", но именно интроспекцию поощряют сегодня преподаватели, причем с небывалой настойчивостью.

Надо согласиться со Спалдингом и в том, что в сфере изобразительных искусств сложилась обстановка удручающей серьезности. В выставочных залах не звучит смех, хотя галерея Тейт сочла необходимым заплатить 22300 фунтов стерлингов наших - ваших и моих - денег за баночку экскрементов современного итальянского "художника" Пьеро Манцони, "расфасованную и запаянную согласно установленным стандартам". Если бы вам прислали такую баночку по почте бандеролью, вы скорее всего обратились бы в полицию, но выставленная в галерее, она магическим образом приобрела статус "произведения искусства".

Надувательство в области искусства - дело не новое. Например, в 1883 году парижский мошенник Альфонс Алле выставил на всеобщее обозрение чистый лист бумаги, снабдив его названием: "Анемичные молодые девушки, впервые увидевшие снег". В книге Спалдинга подробно рассказана история одной из самых известных проделок подобного рода. В 1917 году Марсель Дюшан, французский художник-неудачник, никому в ту пору не известный, присоединился к группе американских живописцев, учредивших "Общество независимых" в Нью-Йорке на манер парижского "Салона отверженных". Дешан купил обыкновенный унитаз на рынке стройматериалов и представил его выставочному комитету под названием "Фонтан", подписавшись вымышленным именем "Р.Матт". Комитет отверг эту "работу", хотя один из его членов Уильям Аренсберг (который был другом Дюшана и его доверенным лицом) защищал "Фонтан" при помощи следующего аргумента: "художник добился выявления красоты формы предмета, освободив его от прагматической функциональности; из этого следует, что перед нами эстетический объект". После довольно комической перепалки унитаз был возвращен художнику, который в свою очередь вернул его на рынок торговцу стройматериалами. Возможно, этот унитаз до сих пор исправно исполняет свою функцию (которой едва не лишил его Дюшан) в каком-нибудь скромном туалете Нью-Йорка.

Хотя Дэвид Хокни3 однажды заявил, по обыкновению постукивая длинным ногтем по виску, что "это не по-дюшановски - повторять то, что сделал Дюшан", но факт остается фактом: Дюшан изготовил в 1964 году восемь копий вышеупомянутого унитаза, а в 2000 году галерея Тейт - в ознаменование наступления нового тысячелетия - не придумала ничего лучшего, как приобрести одну из этих копий за солидную сумму, приближающуюся к миллиону фунтов стерлингов. На этот раз "шутку гения" пришлось оплачивать налогоплательщикам.

Дешан несет немалую долю ответственности за сложившуюся ситуацию. Он признался как-то: "Боюсь, что в искусстве я агностик. Никогда не верил во все эти мистические штучки". Это высказывание нисколько не повредило его репутации: критик Роберт Хьюз показал, что в конце 1960-х годов Дешан пользовался среди молодых художников таким же авторитетом, каким обладал Пикассо в 1940-е годы. Именно Дешан был крестным отцом целой серии "эстетических объектов", скомпонованных из найденных где попало предметов, не говоря уже о композициях с подгнившими тушами животных.

Как ты на шутки ни здоров,
Твои "творенья" ранят чувства:
Ведь свежевание коров
Не есть призвание искусства.

Остается только радоваться тому, что подобные экспонаты в большинстве своем недолговечны: они "выходят из строя" быстрее, чем новомодные приспособления для кухни. Если раньше считалось, что "ars longa, vita brevis"4, то теперь впору сказать: "vita brevis, ars brevissima"5.

Мода на такого рода забавы продержалась до Второй мировой войны. Спалдинг датирует начало художественного затмения 19 июля 1937 года: в этот день состоялось открытие санкционированной Гитлером выставки дегенеративного искусства в Мюнхене. Но еще летом 1929 года леди Элинор Смит возвестила в своей колонке в Sunday Dispatch о предстоящем открытии другой выставки - Бруно Хата: "Презентация - предварительный осмотр экспозиции для приглашенных лиц - скорее походила на вечерний прием с коктейлями. <...> Бруно Хат - художник немецкого происхождения, приверженец абстрактной живописи; судя по всему, он испытал на себе влияние Пикассо и Кирико". А 24-го июля, на следующий день после вернисажа, в Daily Express появилась заметка под интригующим заголовком: "Искусствоведов обвели вокруг пальца. Неизвестный художник с приклеенными усами". К заметке была приложена фотография Хата, которая оказалась на поверку снимком загримированного Тома Митфорда6. Каталог выставки содержал вступительную статью "Постигая Хата", которая представляла собой остроумную пародию на эссе высоколобого художественного критика-сноба. Есть основания полагать, что эту пародию написал не кто иной, как Ивлин Во. Ау, мистер Во! Где вы теперь, когда мы так в вас нуждаемся? Впрочем, невнятное лепетание критиков, доносящееся до нас из сумеречного мира искусства сегодня, в начале XXI века, носит все признаки законченной автопародии; как говорится, сатирики отдыхают.

Правда, в последнее время на горизонте появились первые робкие лучи надежды. Студенты все громче жалуются на то, что в художественных школах их ничему толком не учат; они проявляют серьезный интерес к фигуративному искусству, который поддерживается конкурсами наподобие ежегодной престижной "Премии за лучшие портреты", учрежденной Британской портретной галереей. А новый директор галереи Тейт - Висенте Тодоли, каталонец по происхождению, заявил даже, что он приветствовал бы проведение дебатов о том, куда движется искусство. Книга Спалдинга содержит немало веских аргументов, которые могли бы пригодиться в подобной дискуссии; она заслуживает того, чтобы ее прочли все, кому небезразлична судьба современной живописи.

Утекло много воды с тех пор, как Блаженный Августин сказал, что необходимыми признаками истинного произведения искусства являются гармоничность, цельность и сияние формы; сравнительно недавно Д.М.У.Тэрнер высказался об искусстве несколько иначе: "Это очень подозрительный бизнес". Нам остается добавить, что этот бизнес никогда не был столь подозрительным, как сегодня.

Оригинал

Перевод И.Н.Фридмана

Примечания:

Вернуться1 Крупнейший в Англии музей современного искусства. - Прим. перев.

Вернуться2 Дэвид Робертс (1796-1864) - английский художник, мастер так называемой "архитектурной живописи". Акварели и рисунки, выполненные во время многочисленных путешествий, в том числе и в Святую Землю (1839), сделали Робертса едва ли не самым знаменитым художником викторианской эпохи. - Прим. перев.

Вернуться3 Дэвид Хокни - известный современный фотограф. - Прим. перев.

Вернуться4 "Искусство долговечно, а жизнь коротка" (лат.) - Прим. перев.

Вернуться5 "Жизнь коротка, а жизнь искусства еще короче" (лат.) - Прим. перев.

Вернуться6 Том Митфорд (1909-1945) - отпрыск экстравагантного английского аристократического семейства, почти все члены которого прониклись пылкой любовью к Гитлеру. Будучи германофилом, отказался воевать на европейском театре военных действий, однако заявил, что не прочь убивать японцев. Погиб в Бирме в апреле 1945 года. - Прим. перев.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Николай Третьяков, В Павловском дворце сохранился дореволюционный запах /07.07/
Не будь войны, в Питере не осталось бы и дворцов. Жданов в 1936 году громил тех, кто занимался защитой памятников в Ленинграде: "Это надо посмотреть: для кого они защищают! Мы будем их использовать в целях нашего социалистического строительства!" Судьба пригородных дворцов была предрешена, лишь после войны ситуация изменилась.
Анатолий Слепышев, Художник выше любого общества /24.06/
Русское искусство на Западе пока никому не нужно. Был бум, когда наши картины неплохого уровня просто выбросили на Запад по очень низким ценам. Сейчас по таким ценам уже нельзя продавать...
Линор Горалик, Смог над бумагой /14.05/
Социально-тематическое искусство предполагает конъюнктурность либо наивность; второе предпочтительнее первого - например, когда художник не жалеет времени, сил и денег на проведение фестиваля экологического плаката - наивного, честного, трогательного. "Международный фестиваль-триеннале "4 блок" состоялся в пятый раз.
Дмитрий Десятерик, Властелин пустоты /18.04/
Кто такой Рене Магритт? Удачливый бельгийский живописец, сполна насладившийся прижизненной славой. Левак, коммунистический публицист, принятый в домах толстосумов. Один из столпов сюрреализма, ставший смертельным врагом движения. А также...
Михаил Визель, Снежный король модной фотографии /28.03/
Патриарх рекламной фотографии Хельмут Ньютон, чья ретроспектива открылась в Московском доме фотографии, заполнил его лабиринты огромными черно-белыми изображениями обнаженных женских тел - статичными и излучающими космический холод. Срывая модные доспехи, Ньютон деконструирует мир гламурных журналов, которым верно служит уже 50 лет.
предыдущая в начало следующая
Эмма Теннант
Эмма
ТЕННАНТ
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru