Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Я резервацию себе...
Дата публикации:  16 Февраля 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В культурном центре "Дом" открылась и закрылась без особого внимания публики и прессы, выставка, на которую пресса, казалось бы, не могла не прореагировать - из коллегиальных сочувствия или зависти. Выставка "Прессформат" (куратор Оксана Саркисян) напоминала собой отдел периодики районной библиотеки, но только на добрую половину укомплектованный бесценными материалами из отдела рукописей библиотеки центральной. В "прессформат" уложились не только "обычные", хоть и специализированно-элитарные издания, стабильно выходящие и имеющие четырех-пятизначный тираж (превышающие оный на выставку не допускались по причине опасности для интеллектуального и душевного здоровья посетителей), но и эфемерные поделки, изготовленные с помощью ксерокса или даже шариковой ручки с соответствующими тиражными показателями. Более того, эта издательская самодеятельность на выставке справедливо главенствовала, превратив своих типографски рожденных коллег в ненужный и неинтересный довесок.

"Прессформат" - не просто антология самиздата, но самиздата художественного, мало известного и совсем недоступного публике. Это журналы, альманахи, сборники и т.д., созданные художниками, - то есть художественные проекты, по разным причинам использующие форму печатных СМИ. Каталог заграничной выставки известной московской группы, декорированный как первый (и, естественно, последний) номер журнала, целиком посвященного творчеству группы. Хрупкие машинописные листочки с интервью, беседами, стихами, исследованиями завидной философской конденсированности - домашний тренинг ума советских интеллектуалов. Нарциссический трогательный листок о себе любимом, поддерживающий имиджевоперверсивную стратегию одного из главных героев питерской богемы. Разухабистый, весь изукрашенный виньетками и забитый картинками-комиксами журнал героя богемы московской. Даже "желтая пресса", добившаяся все-таки места в экспозиции, но только в виде своего "симулякра", старательно и почти серьезно изготовленного художником. И т.д., с кажущимся богатым и разнообразным содержательным спектром.

Однако в случае масс-медиа форма определяет (и даже заменяет) содержание. Журнал, газета или еще какая пресс-разновидность основываются на массовости, публичности, аттрактивности и сжатой информативности. Искусству же, тем более искусству современному, в качестве наследственной болезни от многогрешного модернизма достались сугубый индивидуализм, закрытость (ярче всего проявившаяся в сегодняшней популярности жанра видеоинсталляции, по определению требующей закрытого пространства), темный эзотеризм и размытость высказывания. Всеми этими родимыми пятнами искусства наделены почти все самодеятельные журналы художников, созданные не для популяризации их деятельности и распространения их идей, а словно для защиты от профанной среды, как ничего не значащий оазис в информационно насыщенной пустыне. Этакое наплевательское к себе отношение интуитивно чувствует экономика "большой" печати, и потому художнические издательские начинания, отчего-то претендовавшие на тиражи, полиграфию, деньги etc., после августовского кризиса умерли первыми (черно-белая мумия-верстка одного такого так и не вышедшего журнала болталась на веревочке в "Доме").

Для того чтобы выгодно продать свой богатый, но одному ему интересный, внутренний мир, художнику нужно его чуть-чуть изменить, упростить и раскрасить во все цвета радуги. Что, кстати, сделал Семен Файбисович на выставке "Каждый охотник желает знать..." в XL-Галерее, открывшейся в один день с "Прессформатом". На ней фотографии из родительского архива (сугубо личные, полные одному Файбисовичу ведомой синдроматики, скучные для постороннего) художник перевел на пленку, тонировал в цвета радужного спектра и подсветил изнутри. Этот внутренний свет может, конечно, интерпретироваться как метафизическое свечение с астральным сиянием. Но может и как свет софитов публичности, озаряющий художника, вылезшего на рынок масс-медиальности со своим интимным товаром.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Марина Игнатушко, Пришествие французского художника в Нижний /16.02/
"Для памяти" - называется проект художника Даниэля Шлиера (Страсбург), выполненный для Музея-квартиры А.Д.Сахарова в Нижнем. В музее две экспозиции: своя и привозная. Отсутствие полновесной "музейности" вызывает недоумение, но тут и появляется француз, чьи бесхитростные придумки вызывают полное смятение чувств.
Московская афиша (14 - 20 февраля) /11.02/
Борис Плотников и Сергей Маковецкий играют Яго в премьерах двух разных "Отелло". Иван Монигетти играет Баха и Сильвестрова. Говорящие барабаны Владимира Мартынова. Дом фотографии открывает галерею "Глаз". Лауреат пулитцеровской премии Энтони Сво фотографирует Европу "Без стены". Флоренские в галерее Гельмана.
2K: Сестры и серьги /11.02/
Д.Ухов: "Эпидемия голосований по законам толпы охватила все и вся - от телевыбора лучших песен до элитарного РЖ. Как можно сравнивать "Звуки Му" и "Агату Кристи"? Номенклатурного Светланова и Рождественского? Везде один мэйнстрим, и победа "тусовщиков" в нем обеспечена". П.Поспелов: "Все так, но почему читатели РЖ голосуют прямо наоборот?"
Ширли МакМырли, Не стоило вырубать вишневый сад /10.02/
Пока мы учили континентальную Европу решать социальные проблемы (монархия сгнила - долой царя), островитяне решали их же скучным и педантичным образом. Тихое упорство человека, пытающегося выстроить нормальную среду обитания в невозможных условиях - тема британской ретроспективы в Музее кино.
Юлия Яковлева, Дракула Бориса Эйфмана /09.02/
Его не любят только критики, и ситуация вряд ли переменится: стиль Эйфмана стабилен, ругань по его поводу - тоже. Между тем он убежден, что критики его полюбят, и действительно - брань перестала быть повальной. Для ожидаемой любви маловато. Но уже что-то. Можно выдвинуть три варианта дальнейших отношений Б.Я. с критикой.


предыдущая в начало следующая
Федор Ромер
Федор
РОМЕР

Поиск
 
 искать:

архив колонки: