Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Почти шедевр
Дата публикации:  24 Февраля 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Патрис Леконт чуть было не получил Сезара - высшую кинонаграду Франции - за свой новый фильм "Девушка на мосту". Ванесса Паради чуть было не удостоилась Сезара за свое исполнение главной роли. Этому фильму чуть-чуть не хватило, чтобы стать гениальным.

История выстроена с геометрической правильностью. Поначалу ее симметричность слегка раздражает, но к финалу равносторонний треугольник - мужчина-девушка-удача - начинает заваливаться, все идет вразнос, и только на руинах оцениваешь прелесть сюжетной конструкции. Девушка-замарашка бедной Лизой глядит с моста, собираясь закончить свою горестную жизнь в Сене. Откуда ни возьмись, появляется красавец с магнетическим взором и спасает ее. Спасает только для того, чтобы предложить ей стать его партнершей: он бросает ножи в цель, и для успеха номера ему требуется живая мишень. Счастье сопутствует безумной парочке. Счастье бегает за ними по пятам, назойливое, как приблудная собачонка. Банкноты зеленой листвой осыпаются на них, слава суетится поблизости, норовя увенчать лавровым венком их шальные головы. Все ножи Габора (так зовут красавца) летят в цель, все мужчины вокруг Адели (Паради) падают к ее точеным ножкам. Главный приз любой лотереи предназначен для них, и, не веря себе, они ошеломленно озираются по сторонам, не понимая, откуда такая везуха.

Через час Леконту надоедает их веселье и он грубо разлучает героев. Ножи Габора начинают попадать мимо цели, точнее, в его новую партнершу, толстую и глупую. Очередной кавалер бросает Адель. Деньги утекают сквозь пальцы, успех растворяется миражом. Глянь, вместо славы и богатства вокруг пустыня. Тучи людей и ни одного человеческого лица. И никакой надежды на счастье: оказывается, оно возникало в результате сложной алхимической реакции, объединявшей Адель и Габора. Общая неуверенность, душевная подвижность, галльская беспечность - все это, удваиваясь, давало вспышку ослепительной удачи. Расстались - и реакция прекратилась. В конце "Девушки на мосту" демонический красавец стоит на стамбульском мосту и тупо глядит в воды Босфора.

Ванесса Паради с ее водянистыми огромными глазами и русалочьим лицом, подвижным, как морская волна, идеально подходит для этой роли. Она девушка-никто, девушка-мотылек, глупая Психея-душенька, которую ветром мотает по свету, от одного мужчины к другому, и наконец прибивает к метателю ножей. Даниэль Отой демонстрирует все повадки профессионального разбивателя сердец. Мне особенно нравится в этом актере, что его демонический романтизм выглядит необыкновенно уютным. Он вроде и взоры бросает страстные, и ножи мечет в цель, и все равно у него это получается как-то не всерьез. Его легко представить дома, на крылечке, попивающим молодое божоле и болтающим с соседом. Это редкое сочетание гипнотизирующего обаяния и сугубой домашности позволяет ему работать во всех жанрах. Страсти его героев всегда чуть забавны, зато шутки грустны. Сейчас Отой снимается в новом фильме в роли маркиза де Сада, и, вероятно, его игра навсегда обелит знаменитого злодея. Получится такой свойский парень, добрячок и умница.

Забавно, что оба они, харизматические суперзвезды с легендарным обаянием, играют двух неудачников, решительно не умеющих добиться от людей любви, а от жизни - успеха. Хорошо, что Леконт сумел разбавить сентиментальную историю остроумными гэгами. Не подумайте, что "Девушка на мосту" - это мелодрама. Это чистой воды комедия, хотя и ужасно трогательная порой. Вообще, здесь есть все, что нужно для успеха фильма. Не хватает только той малости, которая заставляет нас тяжело вздыхать, выходя из кинозала, и произносить междометия вроде "Да-а, ничего", которые моментально зачисляют картину в разряд классики. "Девушка на мосту" - почти шедевр. Весь Леконт в этом "почти".

Странный он режиссер. Если Леконт не снимает откровенные однодневки вроде "Один шанс на двоих", то у него получаются стильные умные ленты. Костюмная драма "Посмешище" с неотразимой Фанни Ардан и убийственно смешными диалогами. Сюрреалистическая комедия "Танго" о профессиональном женоубийце. Они заставляют думать, бередят наши нервные окончания, надолго врезаются в память. Но Леконт избегает слишком сильных средств воздействия на зрителей. Он не рискует затянуть кадр или выбрать нестандартный план, его мастерство слишком правильно, чтобы бросаться в глаза. Порой он просто бравирует своей тихой манерой. "Девушка на мосту" прямо и не раз отсылает к амбициозному шедевру Лео Каракса "Любовники моста Понт-Неф". Но вместо всепоглощающей страсти перед нами - утонченная сублимация любви в смертельный номер, вместо вызывающего визуального великолепия - строгие черно-белые кадры. Леконт и вспоминает Каракса, и постоянно оспаривает его, словно говоря: можно и так, к чему все эти эффекты? Смотрите, какая простая вещь - кино.

Иногда кажется, что Леконт слишком хорошо воспитан, чтобы стать гением. Но это не мешает его "Девушке на мосту" играючи пленять зрителей.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ольга Кабанова, Алексей Тарханов: Как я делаю полосу культуры /24.02/
Курсив не мой. Полоса "Культура" в "Коммерсанте" ежедневно предъявляет результат его контроля над отбором событий и качеством текстов. "Когда мы пришли в "Коммерсант", мы писали, что хотели, а нам за это платили, сколько мы хотели. Такого больше не будет никогда". Интервью с Алексеем Тархановым.
Борис Филановский, Проживать жизнь как музыкальную форму /23.02/
И наоборот. Сначала Губайдулина, потом карточный небоскреб Малера, а потом еще и Канчели. Впечатляет даже не качество игры Гергиева и Башмета, а всеобщее горение. А перенести начало с семи на восемь и начать еще получасом позже - это едва ли не послание.
Московская афиша (21 - 27 февраля) /21.02/
"Шестое чувство" - киноистория отношений психоаналитика и мальчика, видящего духов. Бессмысленно рекомендовать "Моцарта и Сальери" Анатолия Васильева - попасть на спектакль невозможно. Иван Соколов - пианист и композитор: богатый еврей - это Христос. "Overkill" и "Annihilator" - злющие металлические команды из Америки.
Александр Соколянский, После юбилея /17.02/
10.02 в Пскове завершился 7 Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль. Цель - повенчать нашу пушкинистику с театральной пушкинианой, примирить мир ученых и мир артистов - была достигнута. Спектакль Анатолия Васильева был горд и чист. Спектакль Геннадия Тростянецкого - изнуряюще трогателен.
Федор Ромер, Я резервацию себе... /16.02/
В центре "Дом" закрылась выставка "Прессформат", напоминавшая библиотечный отдел периодики. В "формат" уложились не только издания, имеющие 4-5-значный тираж, но и поделки, изготовленные с помощью ксерокса или авторучки: альманахи, сборники и т.д., - художественные проекты, использующие форму печатных СМИ.


предыдущая в начало следующая
Ширли МакМырли
Ширли
МАКМЫРЛИ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: