|
||
/ |
Споры об искусстве Обзор бумажной прессы Дата публикации: 7 Февраля 2002 Двадцать восьмого января в Малом театре проходило торжественное вручение премии "Триумф". Уже в десятый раз. Триумфаторов с каждым годом становится все больше и больше. Это прекрасно, ибо денежное наполнение премии позволяет мастерам продолжить затянувшийся проект или просто осуществить какие-либо откладываемые по финансовым причинам планы. В тот вечер на сцене, где разместились лауреаты всех лет, пожалуй, было более звездно, чем в зрительном зале. Помпезность церемонии стимулировала критические настроения. Андрей Немзер ("Время новостей", 29 января) констатирует: "Десять лет "Триумфа" - это перманентное награждение тех, кто и без этой премии - вне зависимости от своих нынешних достижений - был в славе. (...) Десять лет нас убеждали, единственное будущее русской культуры - ее прошлое". Несколькими днями позже были объявлены лауреаты премии президента России. Ими стали Валерий Гергиев, Михаил Плетнев, Галина Волчек, Виктор Розов, Борис Стругацкий, Михаил Жванецкий, Дмитрий Сарабьянов, Александр Кедринский, Нонна Мордюкова, Глеб Панфилов, премии имени Булата Окуджавы удостоен Александр Дольский. Мимо такого события, естественно, не прошла ни одна газета. Но подход, что тоже естественно, у всех разный, в силу образования, воспитания или их отсутствия. Андрей Немзер ( Президентская премия √ в отличие от Государственной √ дается не за конкретный год, а за, если можно так сказать, жизнь в искусстве. А жизнь в искусстве Волчек прожила и проживает достойно. "Современник" вполне мог загнуться после ухода Ефремова, который пытался увести с собой всех лучших актеров (и многих увел). Не загнулся. С тех пор прошло тридцать лет. Волчек поставила в "Современнике" "Двое на качелях", "Обыкновенную историю", "На дне", "Эшелон"┘ Это все √ легендарные спектакли театра. Да смешно опровергать! Надо сначала договориться о точке отсчета, о потом предъявлять претензии, но опять же - делать это уважительно, а не хамски. Как говорил Даниил Дондурей, главный редактор журнала "Искусство кино" ( Чтобы закончить с лауреатами, остановлюсь на премии имени Аполлона Григорьева, которая была вручена Академией русской современной словесности (АРСС) Андрею Дмитриеву, Леониду Зорину и Ольге Славниковой. "Три несхожих писателя знают, что трагедия отдельного неповторимого человека сопряжена с трагической историей нашей страны, а история эта немыслима без многомерного и свободного слова" (Андрей Немзер, В ГМИИ имени Пушкина выставлены три иконы из собрания киевского Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (в рамках фестиваля, посвященного 10-летию премии "Триумф"). Это "Богоматерь с младенцем", "Иоанн Креститель", "Святые Сергий и Вакх" VI-VII веков. Они размещены не в отдельном зале, а в постоянной экспозиции между фаюмскими портретами и ранневизантийскими иконами. Это "точно соответствует положению в истории искусства. С одной стороны, пик античного реализма, которым и знамениты посмертные портреты из Фаюма, очень близкие к натуре, с другой - выработанная богословами крайне условная и символическая схема персонажей горнего мира" (Милена Орлова, "Ъ", 28 января). "Подобных памятников в России нет. Их во всем мире сохранились единицы, а возить по выставкам произведения более чем тысячелетнего возраста решится не каждый владелец" (Игорь Чувилин, Проблема реконструкции отдельных культурных центров нависла над обеими столицами. В Петербурге никак не могут прийти к общему мнению по поводу Мариинского театра. Этому посвящено интервью Екатерины Бирюковой и Юлии Кантор с Валерием Гергиевым в Во Франции "любое государственное строительство, в том числе и муниципальное, может реализовываться только по конкурсу", - пишет в "Ъ" ( 30 января) Григорий Ревзин. Его статья посвящена двум швейцарским архитекторам, Жаку Херцогу и Пьеру де Мерону, получившим во Франции премию "Серебряный угольник". Они выстроили в Париже целый жилой комплекс на (вот совпадение) Швейцарской улице, учтя все исторические особенности уличных и дворовых пространств. Обозреватель продолжает: "С точки зрения планировки их Швейцарский район - это средневековый квартал, рационализованный перепланировкой города в 19 веке, а посмотреть на детали - это самый что ни на есть современный и строгий минимализм без всяких там лужковских колонок и арочек". Но что важно, яркие архитекторы есть и у нас, главное - захотеть их увидеть. Чаще это удается опять же обозревателям, а не городским правителям. Глаза у них, что ли, по-другому устроены. "Выросших из бумажной архитектуры великих мастеров как минимум трое - Александр Бродский, Юрий Аввакумов и Михаил Филиппов. Это русские, живущие здесь архитекторы, всю жизнь создающие уникальные художественные миры, которые и поражают, и привлекают, и работают как аттракционы, и определяют художественный престиж страны" (Григорий Ревзин, "Ъ", 1 февраля). Престиж, может, и определяют, но вот пространство, увы, нет. В Москве - готовятся ремонтировать Большой театр, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, а также Большой зал консерватории (первопрестольная рискует остаться без музыки). Появление БЗК связано с именем третьего ректора консерватории Василия Сафонова, чей 150-летний юбилей отмечается в эти дни. "Можно сказать, что именно Василий Сафонов, принявший консерваторию в 1889 году и проруководивший ею до 1905 года, стал ее настоящим директором, сознательно совместившим творческую деятельность с административной. (...) Постепенно, наращивая помещения и этажи, возводя два собственных концертных зала - Большой и Малый, Сафонов в конечном итоге создал прецедент: учебное заведение он сделал символом отечественной культуры" (Елена Черемных, "Ъ", 30 января). Еще один юбилей, более скромный по числу, но не менее значимый для культуры, отмечает спектакль Ленкома "Юнона и Авось", уже 20 лет и 800 раз радующий зрителей. "В то время тотального анабиоза и безнадежности он наповал сражал своей мощной невиданной ранее на наших подмостках энергетикой и безудержным желанием жить, любить - несмотря ни на что. Энергетика эта и сейчас воздействует уже на внуков первых зрителей постановки" (Нина Агишева, Не прошли незамеченными гастроли театра балета Испании Рафаэля Агилара, премьера балета Большого театра "Тщетная предосторожность", спектакли театра имени Вахтангова и РАМТа: соответственно, "Сказка" по рассказу Владимира Набокова и "Король-олень" Карло Гоцци. Кинокритики посмотрели новый фильм Сергея Овчарова "Сказ о Федоте-стрельце". Хочу обратить внимание читателей "Русского журнала" на интервью с композитором Дмитрием Толстым, помещенным в
|
|
|
||