|
||
/ |
Мотив сезона-1 Дата публикации: 19 Ноября 2002 Кризис жанра Вполне возможно, что год 2002-й будет отмечен в истории русского театра как год рождения мюзикла. Назвать его "русским" все еще можно условно - даже если речь о Однако я вряд ли ошибусь, сказав, что год 2002-й станет, пожалуй, и годом кризиса мюзикла на русской сцене. Кризис обозначили не столько музыкальные критики, вяло отреагировавшие на "американские кальки" Споры о том, каковы у национального американского жанра шансы прижиться в России, идут давно. Мюзикл, действительно, не в природе русского драматического актера, который всегда умел хорошо делать что-то одно - или играть, или петь и танцевать. Синтетических актеров в СССР знали наперечет, и слава их считалась немного двусмысленной (вспомним Людмилу Гурченко, Ларису Голубкину, Федора Чеханкова). Даже в оперетте, где нужно уметь "все", Новые зрители уже подготовлены к восприятию мюзикла пышными эстрадными шоу, которые заменили собой советскую эстраду. (Что такое, например, шоу Все, что происходит с "Норд-Остом" после 25 октября, начиная с юбилейного концерта в "России", афиш с надписью якобы от руки "Мы с тобой", выглядит очень по-американски. Сразу после 11 сентября на улицах Нью-Йорка стали продавать майки с изображением бен Ладена и надписью "Wanted dead or alive" и за деньги пускать поглазеть на развалины башен-близнецов. Сразу после штурма Центра на Дубровке один из продюсеров "Норд-Оста" А.Цекало заявил, что мюзикл будет восстановлен и сыгран "назло врагам" в том же здании. Первой реакцией на это был шок - не только сторонних наблюдателей этой истории, но и участников проекта. Другой продюсер "Норд-Оста", Г.Васильев (который в отличие от Цекало побывал в заложниках), заметил, что, пожалуй, еще не время об этом говорить, а кто-то из артистов признался, что, относясь к спектаклю с любовью, играть в этом же здании не смог бы. Это еще было очень "по-русски". Однако уже через пару дней ситуация стала развиваться как снежный ком и очень "по-американски". Еще не были похоронены погибшие в этой трагедии, когда тот же Цекало появился в программе "Доброе утро" ОРТ и на вполне равнодушно заданный вопрос А потом и газеты запестрели разговорами о новых спонсорах мюзикла, о суммах, перечисленных или перечисляемых, о том, что "Норд-Ост" - ни больше ни меньше как национальное достояние. Нам показали поход бывших заложников к президенту, не ощутив фальши в том, что главной героиней похода стала актриса Гусева, звезда сериала "Бригада", которая в тот злополучный вечер в "Норд-Осте" не играла и в заложницах не была. Быстро забылась прозвучавшая во "Времечке" история о том, что зрителям, заранее заказавшим билеты на мюзикл, их пытались вручать и после 23 октября. Зато многие СМИ даже с некоторым раздражением описывали, как к бедным обанкротившимся продюсерам после 25 октября стали приходить зрители, чтобы получить деньги за отмененные представления. Мы все-таки странная страна. Зарплату хотим получать по-американски, но работаем по-русски, то есть спустя рукава. Внедряем на русскую сцену американский мюзикл, но хотим, чтобы его любили по-русски, то есть, наверное, так, как когда-то Сразу после освобождения заложников "Норд-Оста" ведущие информационных программ всех телеканалов заговорили о том, что теперь мы обязаны измениться. Изменились же американцы после 11 сентября? И нам бы надо. Но у нас другой жизненный опыт, мы люди с отягощенной советской наследственностью. Для простого американца призыв к бдительности и есть призыв к бдительности, больше ничего. Для нас за ответом дамы, застигнутой телекамерой посреди улицы: "Да, если надо, я обязательно позвоню, куда следует", невольно мерещатся химеры стукачества и слежки диссидентских лет. И может быть, не зря мерещатся. Все по-прежнему как-то двусмысленно на нашей почве. В каждом прямом высказывании скрыт - или кажется, что скрыт, - второй смысл, подтекст. И на эту двусмысленную почву мы пытаемся высадить мюзикл - жанр, абсолютно лишенный двусмысленности и подтекста... Конечно, события конца октября нас изменят. В каком-то смысле финал истории с "Норд-Остом" продемонстрирует нам качества новой нарождающейся "русской ментальности" и даже, может быть, прояснит возможное будущее нашего общества и его отношение к своему искусству. Пойдут ли зрители на этот спектакль, если он будет восстановлен и даже, паче чаяния, сыгран в том же самом здании? Уверена, что пойдут. Если нашлись зеваки в толпе вокруг Дубровки, если нашлись глазеющие на пожар Белого дома в 1993 году... Найдутся наверняка и идейные зрители, которые пойдут на восстановленный "Норд-Ост" "назло врагам". У всех остальных будет право этого не делать. На сегодняшний день это, пожалуй, единственное завоеванное право демократии - оставаться собой и не быть, как все. Однако не знаю, что будет лучше: если "Норд-Ост" выживет или если он останется страницей в истории русского мюзикла. Перевернутой страницей.
|
|
|
||