Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Афиша < Вы здесь
Московская афиша, 13-18 июня
Дата публикации:  13 Июня 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Кино

Всем любителям экстремальных ситуаций, всем чайникам за рулем, всем зрителям "Хроники ДТП" посвящается новый фильм с Николасом Кейджем "Угнать за 60 секунд". Прилизанный Кейдж с томным взором изображает что-то вроде Шумахера в отставке. Не успел он завязать со своими болидами и квалификациями, как сценаристы заставили его тряхнуть стариной. Правда, на этот раз харизматический гонщик должен не только с сумасшедшей скоростью вести машину, вписывая ее в трассу а-ля лабиринт Минотавра, но и угонять транспортные средства. Очень точно выбранное летнее кино. Чайник как раз, набравшись смелости, садится за баранку и готовится браниться с гаишниками. А тут ему такой подарок. Целых два часа можно чувствовать себя в шкуре бесстрашного гонщика, закладывать виражи и мертвые петли, ездить юзом, боком и вообще на крыше, распихивать чужие тачки, как костяшки домино, и в последний момент выскакивать из полыхнувшей машины, пустив ее в пропасть.

Это еще и достойный ответ мейнстрима претенциозной "Автокатастрофе". Свалки горящих машин, наезды и погони показаны здесь такими, какими они на самом деле являются: выброс адреналина, зашкаливающий пульс, упоение в бою. Никаких эротических благоглупостей, никакой философии вокруг бензоколонки. Простое честное приключение с обязательным хэппи-финишем.

"Пушкинский": 15 июня (18:30, 22:00), "Ролан": 16, 17, 18 июня (12:00, 16:30, 19:00, 22:30).

Хорошее кино продолжают показывать в Киноцентре. Все фильмы, которые вы пропустили в этом году - ах, так хотелось посмотреть, но простудился ребенок, потерялась собачка, сломалась тачка, - можно найти там на экзотических сеансах вроде 21:30. Именно в это время идет "Пес-призрак: путь самурая", новый шедевр Джима Джармуша. Фанаты "Мертвеца", возможно, не изменят своему пристрастию, но мне лично "Пес" кажется даже более изысканным фильмом. Он не так визуально зализан. Его насквозь продувает шальной ветерок из ранних лент Джармуша. Спотыкающийся, выправляющийся на ходу, синкопирующий, непредсказуемый ритм этого кино ничем не напоминает торжественного занудства "Мертвеца". И самое главное: он будит в нас простые человеческие эмоции.

Поначалу это очень смешно. Здоровенный негр (Форест Уитакер) придумал, что он не наемный киллер мелкого итальянского мафиозо, а натуральный самурай. И ведет себя соответственно. Гонорар получает осенью - как было принято в древней Японии. Каждое утро воскуряет благовония перед изображениями предков и произносит молитву. Каждый день размышляет о смерти. Движется с заторможенностью настоятеля буддийского монастыря. Перечитывает "Ворота Расемон". При этом не забывает с убийственной грацией отправлять на тот свет всех не угодивших его шефу.

Остальные персонажи тоже со странностями. Один крестный отец обожает рэп, другой выжил из ума. Мафиозо, патрон самурая, со всей расхристанной итальянской сентиментальностью любит детей. Местный мороженщик, лицо афро-американской национальности, эмигрировавшее из Франции, не знает ни одного слова по-английски. Возможно, поэтому он и становится единственным другом самурая, ни звука не понимающего по-французски. Слушаешь их разноязычные разговоры - и на душе теплеет.

А потом разнежившаяся душа начинает горевать. Но это ничего. Закон жанра. Попереживать тоже приятно.

Киноцентр, 13 июня (21:30).

Театр

Англичанин Деклан Доннеллан театральной Москве знаком отлично. Мы уже как-то сроднились с ним. Сезона не проходит, чтобы он не побаловал нас то Шекспиром, то Уэбстером, то Корнелем. У себя на родине Доннеллан создал театр "Чик бай Джаул" и прославил его. Но в последнее время охота к перемене мест настолько завладела им, что он предпочитает ставить за границей. Причем старается браться за национальную классику. Если во Франции он выбирает "Сида", то в России выпускает "Бориса Годунова". Стиль Доннеллана интеллигентен и суховат. Его постоянный соратник художник Ник Ормерод питает пристрастие к пустым пространствам. Заранее легко представить, как будет выглядеть "Годунов": голая сцена, тонко проработанные психологические мотивировки, невыносимая атмосфера трагедии, набухающей, как грозовое облако. И суперзвезды российского театра в центре этого скромного апокалипсиса. Бориса Годунова играет Александр Феклистов, Самозванца - Евгений Миронов.

На сцене МХАТ им. Горького, 20-21, 23-25 июня - "Борис Годунов".

"Евгений Онегин", только что выпущенный на Таганке, оказался очень душевным спектаклем. В его финале актер бегает по залу с микрофоном и просит зрителей прочитать свою любимую строчку. Ее тут же подхватывают актеры на сцене и начинают декламировать нараспев в стиле рэп. Словом, осенью школьники оттянутся вдоволь. Надо бы еще из партера стулья выставить, чтобы ничто не мешало поколению MTV танцевать, обжиматься, махать зажигалками в лирических местах и воем откликаться на строчку "Кончаю. Страшно перечесть".

Театр на Таганке, 20, 21 июня.

Музыка

Два самых интересных события этой недели связаны с "Годом памяти Баха", который проводят в течение всего сезона Гете-институт и Немецкое посольство.

Посольский концерт называется "Бах и современность". Наряду с концертами самого Баха прозвучат две мировые премьеры современных композиторов - Концерт для гобоя и скрипки "Хорошо темперированная красота" Владимира Мартынова и Концерт для фагота "Иоганн Себастьян Бах. Преклонение перед великим композитором" немецкого композитора Файта Эрдмана Абеле. Исполнители: Татьяна Гринденко, скрипка, Штефан Шили, гобой, Марк Энгельгардт, фагот, и оркестр Musica viva под управлением Клауса-Петера Хана.

Большой зал консерватории, 15 июня.

Мероприятие Гете-института называется "Страсти по Матфею-2000" и проходит под лозунгом "С нами Бах!" "Страсти по Матфею-2000" - многосоставное единое произведение, авторами которого выступают современные русские композиторы, поэты, хореографы и видеохудожники. В основе проекта - структура "Страстей по Матфею" Баха, при этом вся музыка (и поэзия, и хореография, и видео) совершенно новая. Полная программа - здесь.

Среди участников проекта - композиторы Алексей Айги, Иван Великанов, Александр Вустин, Вячеслав Гайворонский, Андрей Дойников, Сергей Загний, Павел Карманов, Алексей Ларин, Владимир Мартынов, Владимир Николаев, ТПО "Композитор", Борис Филановский, Юрий Ханонъ, Дмитрий Чеглаков, Алексей Шульгин, Александр Щетинский, Ираида Юсупова, поэты Геннадий Айги, Александр Анашевич, Леонид Белый, Михаил Гронас, Псой Короленко, Вячеслав Курицын, Вера Павлова, Алексей Парин, Д.А.Пригов, Ольга Рожанская, Лев Рубинштейн, Роман Рудица, Ольга Седакова, Мария Степанова, Елена Фанайлова. Художник: Анна Колейчук Хореография: Татьяна Баганова (труппа "Провинциальные танцы") и труппа "ПОВ.С.ТАНЦЫ". Видео: Андрей Сильвестров, Павел Лабазов (студия "ВидеоДом"). Исполнители: Группа "Opus Posth" под управлением Татьяны Гринденко, Ансамбль древнерусской духовной музыки "Сирин" под управлением Андрея Котова, Капелла музея "Московский Кремль" под управлением Геннадия Дмитряка, Детская хоровая капелла Марии Струве, Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского. Матфей: Сергей Старостин. Иисус: Михаил Давыдов. Пилат: Федор Леднев. Иуда: Андрей Котов. Ученики, первосвященники, слуги, воины, толпа: певцы ансамбля "Сирин". Солисты: Виктория Евтодьева, сопрано (16.07), Юлия Корпачева, сопрано (17.07), Ольга Кирьянова, сопрано (17.07), Ариадна Корягина, сопрано, Ольга Леонова, сопрано, Федор Леднев, тенор, Вячеслав Гайворонский, труба, Эвелина Петрова, аккордеон, Ольга Пономарева, флейта, Григорий Воскобойник, контрабас, Дмитрий Чеглаков, виолончель, гитара, Петр Федьков, гобой, Марина Катаржнова, скрипка, Сергей Никольский, бас-гитара, Федор Строганов, орган. Авторы идеи: Екатерина Поспелова, Екатерина Бирюкова, Мария Степанова. Автор-составитель: Петр Поспелов. Концепция и организация: Николай Дмитриев, агентство "Длинные руки", Моника Холлахер, Нина Хлыновская, Лола Сосновская, Кира Мерутенко, Гете-институт, Ирина Лесковская, Санкт-Петербург.

По поводу проекта один из его участников говорит следующее:

"Проект необычный, я бы сказал, на грани риска. Он углубляется в серьезные переживания поэтов, композиторов, да и людей вообще. Он затрагивает саму жизненную экзистенцию и ставит каждого перед собственной совестью. Глубокие переживания святых, евангелистов, выраженные в "Страстях", обращаются, с одной стороны, к личным переживаниям участников, а с другой - к чувству их ответственности перед чем-то большим, назовем его Бах или как-то иначе. Поэт и композитор исходят из себя, но нуждаются в ответе с той стороны. Накал серьезности, накал подлинности - это и есть религиозная связь с тем, что больше меня. Мы все поставлены в очень серьезное положение. Каждый участник должен как бы внутренне молиться. Мы обычно не говорим о таких серьезных вещах сообща, все это происходит разрозненно. Но здесь происходит некая проба: где мы находимся и что мы можем сделать? Здесь, в этом проекте все объединяются и находятся в состоянии некоей проверяемости". (Геннадий Айги)

Мы описали этот проект нарочито сухо и информационно, дабы не вызвать лишнего нездорового ажиотажа. Он и так уже велик, поэтому тем, кто хочет попасть, стоит поторопиться и забронировать билеты в Гете-институте у Юлии Монэк по телефону 936-24-57 (последние цифры - до 60).

Англиканская Церковь Св. Андрея (бывшее помещение фирмы "Мелодия": Москва, Вознесенский пер., 8). 16 июня в 19 часов и 17 июня в 12 часов.

Выставки

Пушкинский музей в Отделе личных коллекций открыл замечательную выставку совершенно неизвестного художника. Замечательная она тем, что интересна только узкому кругу зрителей, кого интересуют великие тайны искусства. Например, тайна рождения стиля. Давид Якерсон родился в Витебске в 1886 году. И по факту рождения оказался в 1917- 1922 годах в месте, где начало обретать конкретную форму искусство ХХ века - то есть в своем родном провинциальном Витебске. Якерсон учился живописи у своего земляка Юрия Пэна - первого учителя Шагала, Осипа Цадкина, Лазаря Лисицкого. Вместе с комиссарившим Шагалом Якерсон участвовал в украшении родного города к первой революционной годовщине. Потом Якерсон сотрудничал с витебским Уновисом (утвердители нового искусства), основанным Малевичем, где работал весь цвет пионеров русского авангарда. В общем, у Якерсона есть все, что сделало всемирно знаменитыми его товарищей витеблян: композиции с черными квадратами, архитектоны, "супрематические" фигурки. Потом, уже в Москве, Якерсон делал деревянную скульптуру в манере Коненкова и другие неопасные вещи. Всемирно знаменитым, как его соратники-знакомцы - Шагал, Малевич, Лисицкий, - Якерсон не стал, хотя, судя по графике и скульптуре, выставленных в музее, был безусловно очень одарен. Почему его имя осталось в забвении - еще одна загадка.

ГМИИ им. А.С.Пушкина, с 10 июня.

В том же музее, только в парадных залах, открылась выставка, на мой взгляд, малоодаренного, но очень успешного художника Бориса Мессерера. В центре экспозиции, состоящей из множества огромных и однообразных листов графики, выполненной в собственно авторской технике (вариант шелкографии) - иконостас из множества бутылок со свечками, посвященный памяти Венедикта Ерофеева. Пошлое слово пошлость, единственное, что приходит на ум, глядя на сие произведение.

ГМИИ им.А.С. Пушкина, с 10 июня.

Объявлена еще одна заманчивая выставка. В Московском музее современного искусства Посольство Швеции представляет проект "20 параллелей". Художественные реминисценции на фильмы Ингмара Бергмана. Участники: художники А.Шевченко, К.Сутягин, А.Сохт и др., композиторы: В.Николаев, В.Екимовский, поэты Л.Рубинштейн, М.Айзенберг. Будет любопытно посмотреть, хотя не известно, что получится.

Московский музей современного искусства (Петровка, 25) , с 15 июня.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Московская афиша, 5-11 июня. /06.06/
Рекомендации критиков. "Лейк-Плэсид, озеро страха" - комедия, но охота купаться пропадет на все лето. "Евгений Онегин" Юрия Любимова - энциклопедия русской жизни за полтора часа без антракта. "Соловей" Тео Лувенди и "История солдата" Стравинского - сказки для взрослых.
Московская афиша, 29 мая - 4 июня /30.05/
Рекомендации критиков. Интриги "На вилле" и старые добрые спектакли - для склонных к консерватизму. Оркестр миланского театра "Ла Скала" под управлением Риккардо Мути - для настоящих меломанов. "Архитектура и дизайн" - для ценителей хорошего стиля.
Московская афиша, 22-28 мая /22.05/
Рекомендации критиков. Тюремный эпос "Золотая миля" в кино. Не неделя, а загляденье - в филармонических залах. Великие и малые фотографы на "Фотобиеннале-2000". Классификация "пионеров" от Тимура Новикова и отечественного изобразительного искусства от Третьяковки.
Московская афиша, 15-21 мая /15.05/
Рекомендации критиков. Молодым любителям кровавых игрищ - кино про гладиаторов. "Дочь фараона" для эстетов. Все пойдем смотреть фотографию и современное искусство.
Московская афиша, 8 - 14 мая /06.05/
Рекомендации критиков. Данила Багров вернулся и целуется с Ириной Салтыковой: "Брат-2". Спектакль "Ночь нежна" в театре Луны хорош при любом актерском составе. Заканчивается "Альтернатива", начинается Фестиваль французской музыки - не пропустите "Карнавал животных".
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Афиша' на Subscribe.ru