Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
Братья Пресняковы. Что-то не супер
Дата публикации:  8 Апреля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Братья Пресняковы или братья Дурненковы? Кто лучше? Которые матери-истории ценнее?

Ой, не знаю. Боюсь, что и те, и другие, как говорится, хуже: взять, например, недавний показ - в рамках юбилейной программы "Золотой маски" - пьесы Дурненковых "Культурный слой".

Если бы не читать ее, не раз уже опубликованную (совсем недавно - в посвященном "новой драме" втором номере журнала "Искусство кино"), можно было бы решить, будто бы речь - о сущей графомании, что публике представлен бред растревоженного тольяттинскими авторами воображения. Загогулина же состоит в том, что пьесу "изуродовали" сами создатели, поскольку представление было срежиссировано и исполнено (отчасти) при участии соавторов Дурненковых. Как же можно так бесхозяйственно относиться к собственному труду?! Не понимаю.

Скучая на часовом представлении, начинаешь сомневаться в остроумии литературной игры: может, все это только привиделось? Может, ничего обаятельного и не было в тексте, а лишь вложено нашим читательским воображением, стосковавшимся по какому угодно новому и талантливому? Да, вроде было. Вроде бы - не показалось. Вся семья читала вслух и смеялась, слушая диалоги "Культурного слоя".

Короче говоря, засомневался я что-то в том, что братья Дурненковы поприглядистее будут коллег своих из Екатеринбурга, братьев Пресняковых. Но тут подоспела очередная премьера по пьесе Пресняковых в Центре драматургии и режиссуры под руководством Казанцева, Рощина и Ольги Субботиной. Субботина и поставила пьесу Пресняковых "Половое покрытие". Пьеса эта - в первом еще своем варианте - долго бродила из театра в театр, всех или во всяком случае многих радовала, но взяться не решился никто. Во втором приближении сочинение Пресняковых заинтересовало Ольгу Субботину. А чем, собственно говоря? Сюжет - с покойником, которого братья-квартиросъемщики случайно обнаруживают под линолеумом, с которым носятся из комнаты на лестницу, со свадьбы - в аэропорт сильно напоминает "фарш" из французских кинокомедий 70-80-х годов (одна, помнится, называлась "Никаких проблем" и расписывала во всей красе проблемы, с которыми неминуемо сталкивается тот, кому во что бы то ни стало надо избавиться от "ненужного" трупа). Душеспасительные монологи кажутся взятыми напрокат у "непризнанных" учителей, например, у Михаила Рощина, - оживший покойник говорит так, как мог бы говорить Прохожий в "Валентине и Валентине". А какие-то эротические "нервы" напоминают о соответствующих сложных переживаниях, тяжким грузом ложащихся на плечи и прочие органы и части тела героев Алексея Казанцева (все - в точку: и Центр получается под руководством Казанцева и Рощина, и пьесы - точно взошедшими на их, рощинских и казанцевских "дрожжах"). Цитаты, скажите? Игра с культурными мифами? Что-то не особо интересной и увлекательной получается игра.

Что с такою игрой делать постановщику? Разукрашивать что есть сил. Этим и заняты актеры, которые что есть мочи добавляют характерности, до краев наполняя спектакль какими-то трюками, фокусами и бэмсами. Ну, вероятно, чтобы не заскучал ненароком зритель. Не спектакль, а прямо фестиваль "Нашествие".

Мне почему-то жалко стало любимых братьев-соавторов. Любимых, конечно, не всеми, но многими - и критикой, и коллегами по цеху, и заведующими литературными частями. Кажется, будто недостает им времени додумать и дописать, берут то, что ближе лежит, как слышится, так и пишется. Ну, жаль, если так.

Вот, читаю, например, очередной анонс Театра под руководством Олега Табакова. Там в параллель репетируют Чехова, "Дядю Ваню", и - кто бы сомневался?! - братьев Пресняковых. С 1 апреля Юрий Бутусов приступил к работе над спектаклем по пьесе Пресняковых "Воскресенье. Супер". Написано по мотивам романа Льва Толстого. Премьера планируется уже на начало июля. В роли Нехлюдова - Виталий Егоров, только-только "расправившийся" с "Идеальным мужем". Жаль будет, если и с Толстым у Пресняковых такая же вышла спешка. Ведь можно уже успокоиться: успех есть, уважение, все - вплоть до заказов от самого Табакова. Можно начать трудиться, работать. Неужели среда давит? Заставляет "ковать, пока горячо", как это происходит в смежных жанрах и видах искусства?

Но ведь тогда и дальше будут выходить не пьесы, а... полуфабрикаты. Фарш - не фарш, что-то вроде кулинарных заготовок, с которыми живо справится известный телеведущий популярной программы. Так недавно в одной передаче представили одного известного актера Художественного театра, народного артиста России. Такая жизнь стремительная, за всеми не уследишь.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дина Годер, Турбины - первые и последние /08.04/
"Белая гвардия" - это очень конкретный спектакль, очень понятный нам и соответствующий нашему сегодняшнему самочувствию - попытке отгородиться от далекой беды, изо всех сил жить, сохраняя покой, и радоваться, что бы ни происходило за окнами.
Дина Годер, Руку узнать можно /05.04/
Новый спектакль Петера Штайна приехал в Москву. Ко второму акту тот, кто сидел далеко, смог свободно переместиться в первые ряды. Дождавшиеся финала долго аплодировали, кричали "браво", а кто-то даже плакал, жалея Костю и белокурую Нину. Почему-то казалось, что они впервые видят "Чайку" на сцене.
Дина Годер, Рыжий и Белый против летающего Петровича /29.03/
Из-под купола падали бумажные цветы, и на арену пытались вывезти огромный, украшенный Золотой маской торт, который никак не пролезал в проход, и к тому моменту, как он выехал, зрителей осталось едва ли половина.
Дина Годер, Дано мне тело - что мне делать с ним? /26.03/
Описать "Тела" Саши Вальц словами совершенно невозможно. Этот спектакль не пытается никого завоевать, но от энергии его трагических метафор смерти и человеческой беспомощности захватывает дух. Его интеллектуальное напряжение куда выше, чем у большинства "вербальных" представлений.
Дина Годер, Группа риска /22.03/
"Ночи Кабирии" в театре имени Пушкина. Душещипательный сюжет есть, пение есть, танцы есть, есть яркие костюмы и сверкающие лампочки - такой набор никогда не оставался без публики.
предыдущая в начало следующая
Григорий Заславский
Григорий
ЗАСЛАВСКИЙ
zaslavski@mail.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru