Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Развлекательная программа от Кэтлин Бэттл
Дата публикации:  5 Февраля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В последний день января в центре Москвы разминулись звезда мировой оперы Кэтлин Бэттл и министр культуры РФ Михаил Швыдкой. Выступление Бэттл в Консерватории было, несомненно, одним из наиболее "статусных" мероприятий нынешнего музыкального сезона: про подобные концерты заранее известно, что туда "надо идти", поскольку там "будут все". Большой Зал в такие дни - не только храм далекого от народа искусства, но и вполне тусовочное место, где не зазорно появиться ни бывшему пресс-секретарю Президента, ни адвокату опального медиа-магната, ни даже главному киноолигарху России. Странно было не встретить на концерте Бэттл Михаила Швыдкого, неоднократно открывавшего музыкальные программы текущего сезона. Вероятно, во время концерта министр морально готовился к вручению Национальной Телевизионной Премии "ТЭФИ"-2002, происходившему в этот же вечер. В номинации "Лучший ведущий развлекательной телепрограммы" с Михаилом Ефимовичем конкурировали Максим Галкин, с одной стороны, и Хрюн Моржов + Степан Капуста - с другой. Планами по устранению соперников Хрюн со Степаном, не таясь, делились со слушателями в утреннем радиоэфире (в передаче участвовал и человек с голосом, похожим на Швыдкого) - неудивительно, что заветная статуэтка досталась одиозной паре. Таким образом, министр культуры мог не переживать и спокойно пойти на концерт заезжей примадонны; однако много ли он потерял? Пожалуй, и да, и нет.

Хотя на входе отсутствовал металлоискатель, публику и журналистов стали пугать с самого начала: "Съемка и запись концерта запрещены, в случае невыполнения условия агентство "Краутерконцерт" оставляет за собой право прервать концерт". Забегая вперед, скажем, что в свои 55 Кэтлин Бэттл оказалась много скромнее и проще, нежели можно было бы заключить из подобного требования: если когда-то по причине вздорного характера певица была вынуждена расстаться с "Метрополитен-опера", то в этот вечер она была в отличном настроении, не испорченном даже звонками мобильных телефонов. Роль "аперитива" должна была играть сюита Бизе "Арлезианка"; увы, темпераментную и драматичную музыку Марк Горенштейн исполнил достаточно однообразно и скучно - "светлановцы" ему решительно не по зубам. Тем не менее, отдельные моменты звучали весьма зажигательно; судя по аплодисментам, Бизе всё же удалось "разогреть" слушателей для адекватного восприятия основного "блюда".

Согласно канонам, хорошо известным со времен "Необыкновенного концерта", Кэтлин Бэттл не появлялась еще несколько минут; зато, выйдя на сцену, в первые же секунды покорила зал естественностью и обаянием. После концерта приходилось слышать, будто певица-де чересчур манерна и жеманна - трудно согласиться; Бэттл в первую очередь превосходная актриса с хорошим чувством меры. С первыми же нотами соло валторны во вступлении к романсу Джульетты из оперы Беллини "Монтекки и Капулетти" солистка, казалось, перенеслась в иное измерение. Никакой экзальтации, никакого заламывания рук; только достаточно сдержанная "игра лицом", оказавшаяся выразительнее "игры голосом". В Большом Зале нечасто звучит пение такого уровня, однако неминуемое сравнение услышанного с давно известными и любимыми записями Моцарта, Штрауса, Малера с участием Бэттл было отнюдь не в пользу "сегодняшней" Кэтлин. Первое отделение концерта завершилось каватиной Линды из оперы Доницетти "Линда ди Шамуни": смотреть, по крайней мере, было интереснее, чем слушать.

Открывшая вторую часть вечера "Маленькая ночная серенада" удручила уже всерьез. Вспоминался декабрьский концерт Геннадия Рождественского, аккуратно и скучновато исполнившего пятую серенаду Моцарта. В том случае, однако, можно было предположить, будто музыканты берегут силы для десятой симфонии Малера; и серенада была выбрана из "незаезженных". На сей же раз лишенная жизнерадостности и обаяния "Ночная" задала тон всему отделению, в продолжение которого прозвучал моцартовский же мотет для сопрано с оркестром "Exsultate, jubilate". Если фрагменты из Беллини и Доницетти держались в первую очередь на Бэттл и она сделала всё, на что была способна, то в случае с мотетом, фактически сольной кантатой, певице катастрофически не хватало адекватной поддержки оркестра. Не случайно из пяти (!) бисов четыре были исполнены без сопровождения: за арией из комической оперы Пуччини "Джанни Скикки" последовали спиричуэлс, причем в обеих ипостасях Кэтлин чувствовала себя одинаково органично: "Тише... тише... кто-то зовет меня по имени", - просила она, то поворачиваясь к оркестру, то будто видя кого-то вверху, и ей хотелось поверить. Однако те из слушателей, кому посчастливилось побывать на московских концертах Чечилии Бартоли и/или Джесси Норман, смогли в этот вечер "почувствовать разницу" в полной мере.

В целом, концерт наводит на грустные размышления: как известно, "горенштейновский" оркестр - один из семи, получивших недавно федеральную поддержку; вопрос в том, смогут ли денежные вливания спасти столь серьезное положение. Не менее туманна и ситуация с РНО, оставшимся без постоянного дирижера. Будем надеяться, что концерт бывших "плетневцев" с Кентом Нагано, объявленный на 9 февраля, покажет, насколько эффективна схема "дирижерской коллегии", которой отныне управляется некогда лучший оркестр России. Да и "светлановцев" со стороны Швыдкого всегда могут ждать сюрпризы.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Слонимский, Композитор с биографией /04.02/
Если мне нравится литературное произведение, я, сам того не желая, начинаю сочинять музыку. Я долгое время избегал глобальных сюжетов, но под конец жизни перестал заниматься самоцензурой. Если мне хочется написать музыку на пастернаковский перевод "Короля Лира", то я пишу оперу. Пусть она себе в столе лежит много лет.
Кирилл Дальковский, Всё, кроме названия /29.01/
В пасхальном фестивале хорошо всё, кроме названия: без благословения Патриарха музыка ничего бы не потеряла. "Золотой гвоздь программы" - симфонические концерты, вотчина Валерия Гергиева: отметим "Свадебку" Стравинского, "Скифскую сюиту" Прокофьева и 4-ю симфонию Шостаковича. Стоимость фестиваля - $2 млн., однако билеты будут доступны всем.
Нина Герасимова-Персидская, То, чего мы не слышим /17.01/
Cтаринная музыка в советское время не была гонимой, ею просто не занимались. Мы знаем и любим музыку Х╡Х века, можем ее всегда напеть, наиграть, но и она уже застывает. Современная и старинная музыка по отношению к типу звукоизвлечения, по отсутствию идеологической подоплеки намного ближе друг другу, чем постклассика и музыка барокко.
Андрей Хрипин, Властелины "Кольца" /15.01/
Три года потребовалось Мариинке, чтобы воскресить эпос Вагнера о нибелунгах, богах и валькириях. Поистине прометеевская заслуга в возвращении Вагнера на русскую почву принадлежит Валерию Гергиеву. Вас может не трогать, как Гергиев дирижирует "Аидой", но когда звучит Вагнер, вряд ли кто рискнет утверждать, что это средний уровень.
Максим Рейдер, Скрипач Юлиан Рахлин /26.12/
"Какой бы кризис ни переживал Израиль - я приезжаю сюда. Мои отношения с Израильским филармоническим особенные, с ним я играю лучше, интенсивнее. Я самый богатый и счастливый человек на свете, и покуда у меня есть силы и возможность делиться с людьми музыкальными радостями - ни о чем лучшем я и мечтать не смею."
предыдущая в начало следующая
Кирилл Дальковский
Кирилл
ДАЛЬКОВСКИЙ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru