Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Выставки < Вы здесь
Красный конь в каждый дом
Третьяковская галерея делает шаг навстречу зрителю

Дата публикации:  26 Декабря 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В организации сезона Кузьмы Петрова-Водкина Третьяковка пошла на эксперимент. Молодые сотрудники галереи во главе с куратором сезона Еленой Зайцевой решили сделать искусство ХХ века, и в частности творчество Петрова-Водкина, ближе к людям. Вернее, современным людям, которые знакомы с Интернетом, кредитными картами и мобильными телефонами. Эти люди не теряют времени на самостоятельные исследования, игнорируют то, что им непонятно, и в массе своей не считают Третьяковку на Крымском Валу местом, куда можно отправиться на выходные или отдохнуть после трудного рабочего дня. Третьяковская молодежь делает похвальную попытку переломить ситуацию.

Надо сказать, что экспозиция "Искусство ХХ века" даже для человека, более-менее разбирающегося в направлениях и поисках художников-модернистов, была выстроена крайне неудобно. В залах отсутствует какая-либо маркировка, помогающая посетителю организовать для себя все это многообразие. В нынешнем состоянии экспозиция напоминает, скорее, не музей, а архив, в котором продолжается исследовательская работа. Но только исследовательская, а не зрительская.

В рамках искусства ХХ века сложилось столько манер и индивидуальных техник, что примени мы культурно-антропологический подход, хватило бы на целый Эрмитаж. Племя супрематистов, племя неофигуративистов, племя кубистов... Конечно, наивно полагать, что в стилистическом анализе искусства ХХ века достигнута какая-то научная ясность. Переплетения традиций и новаторства - тема сложная, никакой окончательности здесь быть не может. Однако в западных музеях, например в крупнейшем музее Гуггенхайма, система маркировок по направлениям работает если не на пользу научному знанию, то хотя бы на пользу зрителю. Как в том же Эрмитаже существуют залы, посвященные отдельным периодам в истории мирового искусства, так и в залах искусства ХХ века в Третьяковской галерее было бы не лишним все-таки ввести систему условных обозначений.

***

Петров-Водкин, конечно же, ни в одно из общих обозначений не вписывается, он единственный в своем роде, и поэтому в демонстрации его работ третьяковцы пошли "от имени". Специально к сезону художника снят фильм "Кузьма Петров-Водкин в Третьяковской галерее" (режиссер В.Венедиктов). Презентация фильма состоится только 21 января, и с того времени он поступит в продажу. Однако на пресс-конференции, посвященной открытию сезона, журналистам его уже показали. Небольшая, минут на сорок, картина, к счастью, не сводится к биографии и крупным планам произведений, а претендует на анализ творчества художника. Петров-Водкин - один из редких в русском искусстве художников-метафизиков. Его картины не имеют строго исторического и символического смысла. Недаром большое влияние оказали на Петрова-Водкина, как и на изобретателя pittura metaphysica Джорджо де Кирико, мастера кватроченто и особенно Джованни Беллини. Изобретенная Петровым-Водкиным "сферическая перспектива" - это изображение мира вообще, мира как законченной общности. Конечно, повлияла на его творчество и метафизика русская - смысловой строй иконописной традиции. Да и новейшие течения в искусстве ХХ века из особняка Щукина тоже не могли пройти мимо мастера, хоть он и разделял со своим преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Валентином Серовым несколько настороженное отношение к Матиссу и Гогену. Поэтому так важна найденная создателями фильма интонация, в которой превалирует сослагательное наклонение. Может быть, красный конь - предвестник революции, а мальчик, подросши немного, будет брать Зимний, а может быть, символ человеческих страстей, и купание его есть охлаждение бушующего внутри огня? Сам художник в одном из писем признается, что понял свой образ, когда началась Первая мировая. Но мы, конечно, остаемся свободными в своих интерпретациях, даже несмотря на прямое указание. И фильм подчеркивает возможность нескольких, а не одной, техник чтения произведений Петрова-Водкина.

Помимо прочего, на выставке полно разнообразных сопутствующих товаров. Паззлы, значки и плакаты с тем же "Красным конем", коврики для мыши с "Розовым натюрмортом", майки с репродукциями по доступным ценам, - все это служит превращению картин художника в часть культуры современного быта. И одновременно работает на концепцию "понимания через потребление", давно принятую в западных музеях.

Еще одно нововведение можно считать революционным. В зале, в котором проходит выставка, установлен компьютер с демонстрационной программой. Множество информации - от отзывов современников до представительного каталога работ - дает представление о контексте, в котором работал художник. К тому же в компьютере можно найти и работы из петербургского Русского музея, которых на выставке нет. Сложности во взаимоотношениях с северными коллегами преодолеваются виртуальным расширением экспозиции. Это, честное слово, здорово.

Конечно, плюсы выставки не ограничиваются экспозиционными инновациями. Помимо работ, уже известных по залу в "Искусстве ХХ века", на выставке представлены ранние эскизы, свидетельствующие о тщательном самовоспитании Петрова-Водкина в итальянском духе, и живопись из запасников.

***

В рамках сезона Петрова-Водкина будет и работа с детьми: создано несколько программ для детей разных возрастов. Не забыты - совсем уж цивилизованно - дети-инвалиды, для которых будут проводиться занятия по арт-терапии.

Отдельное место в программе сезона занимает экскурсия на троллейбусе маршрута "Б" из серии "Культурологические прогулки Сергея Никитина и его друзей". Состоится она 8 февраля 2004 года. Организованные тезкой всем известного барда прогулки с недавних пор собирают большое количество интересующихся историей и градостроительством Москвы. Подход к экскурсиям у "Культурологических прогулок" не попсовый, и город как собрание памятных досок и "красных мест" экскурсоводов проекта не интересует. Жизнь москвича определенного исторического периода в городе, его взаимоотношения с городской средой, памятники вышедшей из эксплуатации городской застройки, - вот круг тем, затрагивающийся "Прогулками". Темой прогулки сезона Петрова-Водкина станет "Художественная жизнь Садового кольца в ХХ веке", но в интервью РЖ Сергей Никитин признался, что рабочее название звучит менее академично - "Верхом на "Букашке". Под прогулку подготовлен специальный автобус, на котором изображен, конечно же, красный конь. Стоимость экскурсии равна стоимости проезда на троллейбусе.

В общем, эксперимент Третьяковки должен понравиться и широкой публике, и специалистам. Так что будем надеяться, что сотрудничество галереи со зрителем продолжится и не только Петров-Водкин станет нам немного ближе.

P.S. Энтузиазм сотрудников помог-таки создать заметный информационный повод. На открытии сезона было не протолкнуться от телекамер и жаждущих информации журналистов. Впрочем, телевидение выступило в своем, органичном и ограниченном, репертуаре. Журналистка одного из центральных телеканалов задала вопрос: "Почему Третьяковка обратилась к творчеству такого малоизвестного и забытого художника, как Петров-Водкин?".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Валентин Дьяконов, Любимцы моды и стиль Military /11.12/
Ортодоксальные искусствоведы в массе своей к Кабакову относятся с недоверчивостью. А ведь кто он, как не "любимец моды легкокрылой", только 100 с лишним лет спустя? Как видно из одноименной выставки в Лаврушинском, модные художники зачастую оказываются и лучшими.
Ольга Овен, Масляный ликворум, или Мокрая материя /03.12/
Благоразумно оставив за кадром большинство специфических вопросов технологии, равно как и формально-этапных моментов отраслевой истории, выставка "Нефть и газ России" касается скорее бытования нефтедобычи на фоне истории страны.
Дмитрий Десятерик, Невозвращенцы /20.11/
Европейская арт-сцена постепенно превращается в помесь Диснейленда и конторы хай-тековского дизайна.
Надя Плунгян, Страшная смерть. Репетиция /18.11/
Акилле Бонито Олива с присущим ему оптимизмом провозгласил триумф внеидеологической линии в общеевропейском искусстве. Возможно, в Европе он и наступил - как следствие демократии. В России, по всей видимости, следует ждать сначала разрушения секулярного пространства и формирования альтернативы. Концептуализм уже репетирует свою смерть.
Валентин Дьяконов, Как я стал предателем, или О значении женской жестикуляции /29.10/
Папарацци всегда были "рабами лампы", прикованными к звездам и их непростым взаимоотношениям. Но под обаянием предложенного Акилле Бонито Оливой концепта "спонтанности" так легко перепутать искусство фотографии и ремесло фотографа!
предыдущая в начало следующая
Валентин Дьяконов
Валентин
ДЬЯКОНОВ
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru