|
||
/ Обзоры / Выставки < Вы здесь |
Красный конь в каждый дом Третьяковская галерея делает шаг навстречу зрителю Дата публикации: 26 Декабря 2003 получить по E-mail версия для печати
Надо сказать, что экспозиция "Искусство ХХ века" даже для человека, более-менее разбирающегося в направлениях и поисках художников-модернистов, была выстроена крайне неудобно. В залах отсутствует какая-либо маркировка, помогающая посетителю организовать для себя все это многообразие. В нынешнем состоянии экспозиция напоминает, скорее, не музей, а архив, в котором продолжается исследовательская работа. Но только исследовательская, а не зрительская. В рамках искусства ХХ века сложилось столько манер и индивидуальных техник, что примени мы культурно-антропологический подход, хватило бы на целый Эрмитаж. Племя супрематистов, племя неофигуративистов, племя кубистов... Конечно, наивно полагать, что в стилистическом анализе искусства ХХ века достигнута какая-то научная ясность. Переплетения традиций и новаторства - тема сложная, никакой окончательности здесь быть не может. Однако в западных музеях, например в крупнейшем музее Гуггенхайма, система маркировок по направлениям работает если не на пользу научному знанию, то хотя бы на пользу зрителю. Как в том же Эрмитаже существуют залы, посвященные отдельным периодам в истории мирового искусства, так и в залах искусства ХХ века в Третьяковской галерее было бы не лишним все-таки ввести систему условных обозначений. *** Петров-Водкин, конечно же, ни в одно из общих обозначений не вписывается, он единственный в своем роде, и поэтому в демонстрации его работ третьяковцы пошли "от имени". Специально к сезону художника снят фильм "Кузьма Петров-Водкин в Третьяковской галерее" (режиссер В.Венедиктов). Презентация фильма состоится только 21 января, и с того времени он поступит в продажу. Однако на пресс-конференции, посвященной открытию сезона, журналистам его уже показали. Небольшая, минут на сорок, картина, к счастью, не сводится к биографии и крупным планам произведений, а претендует на анализ творчества художника. Петров-Водкин - один из редких в русском искусстве художников-метафизиков. Его картины не имеют строго исторического и символического смысла. Недаром большое влияние оказали на Петрова-Водкина, как и на изобретателя pittura metaphysica Джорджо де Кирико, мастера кватроченто и особенно Джованни Беллини. Изобретенная Петровым-Водкиным "сферическая перспектива" - это изображение мира вообще, мира как законченной общности. Конечно, повлияла на его творчество и метафизика русская - смысловой строй иконописной традиции. Да и новейшие течения в искусстве ХХ века из особняка Щукина тоже не могли пройти мимо мастера, хоть он и разделял со своим преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Валентином Серовым несколько настороженное отношение к Матиссу и Гогену. Поэтому так важна найденная создателями фильма интонация, в которой превалирует сослагательное наклонение. Может быть, красный конь - предвестник революции, а мальчик, подросши немного, будет брать Зимний, а может быть, символ человеческих страстей, и купание его есть охлаждение бушующего внутри огня? Сам художник в одном из писем признается, что понял свой образ, когда началась Первая мировая. Но мы, конечно, остаемся свободными в своих интерпретациях, даже несмотря на прямое указание. И фильм подчеркивает возможность нескольких, а не одной, техник чтения произведений Петрова-Водкина. Помимо прочего, на выставке полно разнообразных сопутствующих товаров. Паззлы, значки и плакаты с тем же "Красным конем", коврики для мыши с "Розовым натюрмортом", майки с репродукциями по доступным ценам, - все это служит превращению картин художника в часть культуры современного быта. И одновременно работает на концепцию "понимания через потребление", давно принятую в западных музеях. Еще одно нововведение можно считать революционным. В зале, в котором проходит выставка, установлен компьютер с демонстрационной программой. Множество информации - от отзывов современников до представительного каталога работ - дает представление о контексте, в котором работал художник. К тому же в компьютере можно найти и работы из петербургского Русского музея, которых на выставке нет. Сложности во взаимоотношениях с северными коллегами преодолеваются виртуальным расширением экспозиции. Это, честное слово, здорово. Конечно, плюсы выставки не ограничиваются экспозиционными инновациями. Помимо работ, уже известных по залу в "Искусстве ХХ века", на выставке представлены ранние эскизы, свидетельствующие о тщательном самовоспитании Петрова-Водкина в итальянском духе, и живопись из запасников. *** В рамках сезона Петрова-Водкина будет и работа с детьми: создано несколько программ для детей разных возрастов. Не забыты - совсем уж цивилизованно - дети-инвалиды, для которых будут проводиться занятия по арт-терапии. Отдельное место в программе сезона занимает экскурсия на троллейбусе маршрута "Б" из серии "Культурологические прогулки Сергея Никитина и его друзей". Состоится она 8 февраля 2004 года. Организованные тезкой всем известного барда прогулки с недавних пор собирают большое количество интересующихся историей и градостроительством Москвы. Подход к экскурсиям у "Культурологических прогулок" не попсовый, и город как собрание памятных досок и "красных мест" экскурсоводов проекта не интересует. Жизнь москвича определенного исторического периода в городе, его взаимоотношения с городской средой, памятники вышедшей из эксплуатации городской застройки, - вот круг тем, затрагивающийся "Прогулками". Темой прогулки сезона Петрова-Водкина станет "Художественная жизнь Садового кольца в ХХ веке", но в интервью РЖ Сергей Никитин признался, что рабочее название звучит менее академично - "Верхом на "Букашке". Под прогулку подготовлен специальный автобус, на котором изображен, конечно же, красный конь. Стоимость экскурсии равна стоимости проезда на троллейбусе. В общем, эксперимент Третьяковки должен понравиться и широкой публике, и специалистам. Так что будем надеяться, что сотрудничество галереи со зрителем продолжится и не только Петров-Водкин станет нам немного ближе. P.S. Энтузиазм сотрудников помог-таки создать заметный информационный повод. На открытии сезона было не протолкнуться от телекамер и жаждущих информации журналистов. Впрочем, телевидение выступило в своем, органичном и ограниченном, репертуаре. Журналистка одного из центральных телеканалов задала вопрос: "Почему Третьяковка обратилась к творчеству такого малоизвестного и забытого художника, как Петров-Водкин?".
поставить закладку написать отзыв
|
URL |
|
||