Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Железы внутренней секретности
Дата публикации:  19 Июля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Кинонеделя прошла под знаком недоразумений, мистификаций, обмана и самообмана. Самое невинное мелкое мошенничество позволили себе прокатчики фильма Кевина Смита "Девушка из Джерси", поместившие на афиши вполне половозрелую Лив Тайлер в сопровождении еще более половозрелого Бена Аффлека. При виде их широких открытых лиц поневоле настраиваешься на шуточки-прибауточки самого скабрезного пошиба, которыми прославились излюбленные персонажи Кевина Смита - дебилы Джей и Молчаливый Боб. Каждую секунду "Девушки из Джерси" тщетно ожидаешь, что вот-вот они выйдут из-за угла и все будет, как раньше. Однако Смит обманул надежды многих своих прежних поклонников и впервые попытался, не выдрючиваясь, рассказать о наболевшем - о любви к своей семье. Получилось довольно коряво: оказывается, если долго надо всем смеяться, то когда вдруг возникает потребность серьезно сказать о любви, язык с трудом поворачивается во рту, слова застревают в горле, и кажется, что выдаешь какой-то совершенно неприличный секрет.

Не все отнеслись с пониманием к этой первой неуклюжей попытке искренности. Станислав Зельвенский в "Афише" порадовался, что дутая фигура Кевина Смита, корчившего из себя независимого режиссера, наконец-то сдулась. А то и лопнула, если судить по тому, как точно распознал Зельвенский содержимое Кевина Смита: "бородатый хулиган оказался внутри нежным, как сливочное мороженое". Тогда уж следовало бы уточнить: растаявшее мороженое. Ибо никакого холода у Кевина Смита внутри не ощущается, хотя он по инерции и продолжает распихивать по своему исповедальному фильму остатки прежнего скатологического юморка: например, когда джерсийские школьники зачитывают сочинения, а один рассказывает: "Мой пес съел тетрадь и не выкакал - я проверял", - или когда ассистент спрашивает героя-пиарщика: "Слово "вагина" - нормальное для пресс-релиза?" Но это все так, маскировка, отработка прежней легенды, которая хотя и исчерпала себя для Кевина Смита, но расстаться с ней одним махом ему пока еще жалко.

Лив Тайлер и Бен Аффлек

Аналогичным же образом живет своими легендами и героиня Сандрин Боннэр в "Откровенном признании" Патриса Леконта, чью премьеру наша пресса отметила сразу двумя интервью - в "Известиях" и "Ведомостях". Они мало чем различаются, кроме того, что в "Известиях" интервью эксклюзивное, а в "Ведомостях" - обычное (хотя и чуть более содержательное), зато одно название "Совершенство меня раздражает" сразу все сообщает о режиссере и, строго говоря, вызывает острое нежелание как читать интервью, так и смотреть его произведения. Но если побороть минутную слабость, выясняется, что мэтр имел в виду совсем не то, что он принципиальный противник совершенства и нарочно старается снять похуже, а просто не считает свои картины идеальными. Природная скромность Патриса Леконта, однако, не мешает ему самому сравнивать свой фильм с картинами Хичкока и уподоблять хичкоковским персонажам героиню Сандрин Боннэр, о которой никогда не скажешь точно, говорит она правду или врет. Случай с ней произошел весьма распространенный: шла в комнату, попала в другую - вместо психоаналитика к налоговому консультанту (Фабрис Лукини). И рассказала ему все тайны про свою несчастную семейную жизнь до того, как тот догадался, в чем недоразумение. А когда понял, уже втянулся, и отступать было поздно. Но как честный человек признался, что не может соответствовать, чем ничуть не смутил женщину, тонко заметившую, что психоаналитика делает не диплом и продолжившую исповедальные визиты к тоже разоткровенничавшемуся в ответ налоговику, которые режиссер не счел нужным доводить до банального секса: "Есть такое выражение: "Лучший момент свидания - когда ты только поднимаешься по ступенькам". Мне хотелось сделать фильм о зарождении любви. Молчание героев и их слова значат гораздо больше, чем физический контакт. Метафора контакта в кино привлекает меня гораздо больше, чем сам контакт".

"Откровенное признание" рецензировали критики преимущественно женского пола, не нашедшие в себе мужества размазать фильм, в котором так страдает женщина, сыгранная Сандрин Боннэр, крайне некрасивой, несчастной, неинтересной и закомплексованной. Зачем она морочит голову человеку, который, возможно, еще несчастнее ее самой, понять в течение фильма так и не удается. Алена Солнцева во "Времени новостей" высказывается насчет "обыденной жизни мелкого буржуа, который позволил встащить себя во что-то по виду неизвестное, запретное, манящее своей неприличной откровенностью, а на деле оказавшееся столь заурядным". И действительно, с одной стороны, вроде бы, кроме зевоты, ничего это не вызывает. Но есть способы увидеть и другую сторону: например, К.Тарханова на film.ru предлагает представить, что оба героя "говорят правду с начала до конца. Что фильм специально выдает ее за вранье, чтобы выяснить, что и сколько мы врем самим себе". И после этого, по уверению критика, есть шанс обнаружить, что фильм, кажущийся скучным и заурядным, является интерактивным.

Но самой интерактивной, причем без дополнительных когнитивных усилий, проявила себя, безусловно, главная картина недели - "Тайные агенты" Фредерика Шендерфера, которых многие критики видели еще в начале июня на открытии международного кинофестиваля в Сочи. Пересмотрев "Агентов", некоторые с удивлением обнаружили, что не только каждый замечает в этой картине нечто важное для него одного и не видное посторонним, но что и с самим сюжетом возникают аберрации. Например, сначала само собой разумелось, что герои представляют собой супружескую пару не только по легенде, но и по жизни. Моника Белуччи и Венсан Кассель ведь муж и жена, так? Так. Все сходится. Но при повторном рассмотрении ничего не сходится, а наоборот, возникает подозрение, что не только степень родства героев, но и сюжет как таковой будет варьироваться при каждом новом просмотре. Пытаясь внести ясность, Станислав Ф.Ростоцкий начинает свою рецензию в "Афише" с предельно конкретного описания происходящего: "Словно заяц, через поля бежит человек. За ним не разбирая дороги мчится черный лимузин. В самый последний момент беглец умудряется проглотить компьютерный чип и падает, сраженный пулей. Позже чип извлекут из остывшего тела". Но покадровое конспектирование в случае с "Тайными агентами" не помогает, и они все равно оказываются хитрее: на глазах изумленной публики остывшее тело во второй половине фильма снова нагревается и, приобретя некоторое сходство с известным кинокритиком Петром Шепотинником, принимает активное участие в ускоряющемся развитии событий.

В "Ведомостях" "Тайные агенты" вообще удостоились двухтомной монографии от Романа Волобуева (04.06.2004, #95 (1135), настолько заражающего читателя своим восторгом от увиденного, что не сразу приходит в голову сличить показания, содержащиеся в двух заметках одного автора, и устроить ему очную ставку с собственно "Тайными агентами". Уверенно начиная с сообщения, что герои женаты, после повторного просмотра Волобуев уже выражает сомнения, спали ли они хоть раз в одной постели. Перед этим он успевает засеять придорожное поле "одуванчиками и мать-и-мачехой" (хотя даже в теплом французском климате эти растения не могут вырасти человеку по пояс), предлагает свою версию того, что же именно проглотил в начале бежавший по полю двойник Шепотинника - "сим-карту от мобильного телефона", невооруженным глазом за версту определяет название транквилизатора "бензодиазепам", который героиня подмешивает детям в несуществующее "теплое молоко", на экране подозрительно напоминающее с виду шоколадный десерт. Впрочем, по большому счету, для адекватного восприятия такого фильма, как "Тайные агенты", совершенно неважно, что молоко, что шоколад, что НАТО, что СЕАТО: безграничная вариативность толкований не только на метафорическом уровне, но и на самом простом, фактологическом, несомненно, верный признак незаурядного произведения киноискусства, не склонного раскрывать свои секреты первому встречному.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Евгений Коган, Жизнь налаживается /09.07/
"Ночной дозор" вышел одновременно в трехстах двадцати пяти кинотеатрах по всей стране, и его кассовые сборы будут означать или самый громкий успех, или же самый громкий провал российского кино не только в 2004 году, но и вообще.
Евгений Коган, Конкуренция локального значения /02.07/
25июня - 2 июля. Московский кинофестиваль завершен. "Ночной дозор" Тимура Бекмамбетова, "Время жатвы" Марины Разбежкиной, "Свои" Дмитрия Месхиева и "Папа" Владимира Машкова на фоне иностранных конкурсных фильмов выглядели почти шедеврами.
Евгений Коган, Патриотическое воспитание кинематографистов /25.06/
18 - 25 июня. Закрадывается бредовая и предательская мысль: а что если отборщики ММКФ специально взяли на конкурс столь слабые иностранные фильмы, чтобы российские ленты, и без того достойные и качественные, еще выгоднее выделялись на общем фоне?
Евгений Коган, Все течет /18.06/
11 - 18 июня. Несколько лет назад Михалков ругал молодое российское кино за обилие пролитого клюквенного сока. Конечно, он не пошел на попятную. Но признал существование другого кинематографа, не озабоченного глобальными проблемами мироздания, а просто кайфующего от собственной безнаказанности.
Евгений Коган, Неконкретные разборки /11.06/
Музей против казино; Сочи против Москвы; народ против Гарри Поттера.
предыдущая в начало следующая
Лидия Маслова
Лидия
МАСЛОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru