Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Образование < Вы здесь
Цена излишней запятой
Полевые записи

Дата публикации:  16 Февраля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На одном из проездов бывшего бандитского, а ныне достаточно тихого и даже интеллектуального околотка столицы - Марьиной Рощи, названного так, по одной из версий, в честь весьма уважаемой Марьи Ивановны, местной учительши, - состоялось намедни весьма представительное Совещание. Научно-педагогическая общественность советовалась друг с другом, как быть с учебниками истории.

Со стен в этом зале глядели лица ветеранов издательства "Просвещения", то есть как бы просветителей, энциклопедистов, не французов, конечно, но ведь и то сказать - я тоже не в Наполеона мечу. Мечу я в педагогику.

Много лет назад, когда был я мальчиком на побегушках у великих и ужасных Соловейчика, Руденки, Голованова, они посылали меня на всякие обязательные скучные заседания, вот и приходилось мне быть певцом всяких научно-практических конференций.

Интереснее всего бывало, когда заседания вел президент Академии педагогических наук Столетов. В свое время он был гонителем генетики, к старости ему стало стыдно, и он проявлял особую щепетильность во многих вопросах. В частности, он однажды устроил разнос авторам новых программ по литературе и истории: "Ни-че-го не стану подписывать, пока вы мне не объясните толком, зачем люди учатся в школе! Что вы мне тут насовали не пойми чего - "Белеет парус одинокий" совсем не нужно изучать, а про борьбу зулусов за свою независимость - полный расклад, с именами вождей и датами сражений. Наверное, диссертацию автор учебника защищал по зулусам? Ни-че-го не стану подписывать, а то вот умру, а потом спросят люди - что за дурак такой руководил советской педагогикой в смутное время?"

Знал бы он, каким будет нынешнее.

Ветераны написали злое письмо самому главному президенту о том, что школьникам на уроках истории морочат головы совсем в неправильную сторону, оттого у них мозги набекрень и вместо патриотизма зреет в тех головах нигилизм. Письмо было снабжено цитатами из учебника гр-на Долуцкого, который, как видно, не успел вовремя переориентироваться и не заметил, что на дворе уже не 87-й год, когда в ходу были разоблачительные статьи из "Огонька" и во все сторону летели краеугольные камни...

Ветераны-ябеды тоже, конечно, хороши - вместо того чтобы вызвать того гр-на на честную мужскую дуэль, побежали, вишь, жаловаться Гаранту и Главнокомандующему. Будто он знает, как нынче надо писать-переписывать историю.

Теперь ведь что ни напиши, все будет ахинеей, хотя и похожей на правду. В свете состоявшегося полураспада нашей бывшей Отчизны, что вы мне возразите хотя бы вот на такой безумный пассаж: "Великая Отечественная началась в России в разные дни июля, августа и сентября 1941-го, когда нашу границу с территории пяти сопредельных ныне независимых государств проникли немецкие войска. Они заняли Ростов, другие большие города врагу не сдались. Закончилась война в 1943-м, когда мы отогнали немцев на территорию соседей, вместе с которыми - так уж вышло - продолжили участвовать во Второй мировой войне на их стороне, хотя в разных странах это участие оценивается ныне по-разному и некоторые вообще полагают, что Россия выступала в роли захватчика. Сколько погибло в той войне россиян, никто доподлинно не знает, так как цифра в 27 миллионов жертв относится к жителям сразу нескольких стран, хотя их всех, конечно, тоже жалко, но китайцев при землетрясениях все равно гибнет больше". С чисто академической точки зрения тут все, кстати, верно.

Ветераны настаивают на том, что вовсе не нужно пугать школьников этой чудовищной цифрой в 27 миллионов. Что было, то было, цену победы пусть исследуют на весах человечности специалисты, а задача педагогов - воодушевлять и способствовать гордости за свою страну. Детям нужно говорить правду, но не всю. В деталях они разберутся потом, когда вырастут.

Такова одна позиция.

Есть и другая - про то, что дети умнее, чем мы о них думаем. Они и сами видели немало, а по телевизору они видели все, и попытка что-то пригладить и затушевать приведет к результату, который будет явно противоположен благому намерению, а именно - к "идеологической идиосинкразии". Термин этот раньше в отечественной психиатрии был не в ходу, а потому мы и прозевали ситуацию, когда своими надоедливыми и неумелыми рассказами о военных подвигах школа сформировала у многих ребят ко всему этому прямо-таки тошнотворное отношение. Точно так же после уроков литературы надолго исчезает охота брать в руки классиков. Школа вообще по этой части преуспевает. Причем чем честнее, самоотверженнее бубнит учитель о хорошем и разном, тем хуже... Любопытно, что многие великие знатоки детских душ (Гайдар, Макаренко, как бы мы к ним сегодня ни относились) били тревогу именно по этому поводу - предупреждали: чем больше говоришь про доброту, не давая детям возможности ее проявить, - тем скорее вырастишь негодяя.

Детская психика - сложная штуковина. Мой старший сын был изгнан с урока истории в старших классах (в карты играл) знаменитым Андреем Исаевым, в ту пору еще не правильным депутатом Госдумы, а нестандартно мыслящим учителем, анархистом, горланом, которого испуганный горком партии умолял противостоять на митингах толстой фурии В.И.Новодворской - анархизм прощали, все же Кропоткин и Бакунин не так были страшны, как эта чертова Валерия Ильинична. Так вот. Анархисты, ясное дело, Маркса не жалуют - уж как его поливал на уроках учитель Исаев, только детям известно, но эффект-то - послушайте! - оказался совершенно обратным: смотрю, у сына в руках шелестит "Капитал": надо, мол, самому разобраться, за что его так поносит умный и вредный педагог.

В этом смысле я бы даже не погнушался ввести в программу истории изучение книг Суворова или как его там, который черный юморист. Я к его писаниям относился с некоторым интересом до того момента, когда не упал со стула, прочтя у него однажды вот такую чуму: в СССР раньше было 16 республик, но потом большая часть населения Карело-Финской ССР перебежала через финскую границу - как немцы из ГДР... Поскольку я детство свое провел именно в Петрозаводске, то уж про это-то мне голову не надо морочить. И ладно бы хоть какое-то основание было у автора для подобного умозаключения, но ведь совсем никто из жителей Карелии в те годы ни в какую Финляндию не бегал. Бред - это тоже творчество, как говаривала Оля Мариничева...

Не в текстах дело - а в интерпретации. Но где их наберешь, умных толкователей. Век не забуду своего позора в Праге. Нас завели в музей, не объяснив толком, что он педагогический. В первом же зале была выставка каких-то неандертальцев, я и решил, что тут что-то про антропологию. А это, как оказалось, были всякие педагогические академики - большей частью советские, хотя, честно говоря, у иностранных рожи тоже были еще те. Не сильно везет что-то воспитательному процессу. Не очень-то идут туда лучшие.

Когда на бой шагает бесталанность, все дело неумелостью губя, - талантливость, мне стыдно за тебя!


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Елена Голубева, Непрофессиональные профессионалы /12.02/
Не одно десятилетие ветераны-педагоги сетуют на то, что "молодежь не рвется в школу". Но, может, "так природа захотела", чтобы молодость стремилась что-то совершить, открыть, изобрести, а в зрелости в нас, искушенных людях двадцать первого века, возникало первобытное желание передать юному поколению накопленный опыт?
Катерина Соколова, Непронизывающая компетенция /06.02/
В Москве прошел первый круглый стол "Образовательная политика". Выпускники российских школ обладают более глубокими знаниями, чем их заграничные сверстники, но хуже умеют эти знания применять.
Вячеслав Загорский, Такой ЕГЭ мне нравится /04.02/
Сейчас у сторонников ЕГЭ есть уникальный шанс доказать преимущества новой системы демократическим путем, предоставляя школьникам и приемным комиссиям вузов - хотя бы в Москве - свободу выбора. Поэтому жаль, что ректор МГУ В.А.Садовничий отказался засчитывать результаты ЕГЭ при поступлении в университет.
Татьяна Базжина, Счастье от ума /30.01/
Позавчера состоялось заседание совета ректоров Москвы и Подмосковья. Тема - ЕГЭ. Остроумием обладают практически все наши чиновники, многие обладают понятливостью, а здравым рассудком, похоже, лишь некоторые.
Вячеслав Загорский, Учитель реформатора о реформах образования /08.01/
Л.Д.Кудрявцев - автор статей и книг, посвященных проблемам обучения и воспитания. Его работы позволяют понять, что именно происходит в нашем образовании. Основой среднего образования являются русский язык, литература, история, математика, естественные предметы. После окончания школы многие не умеют отличать то, что они понимают, от того, чего они не понимают.
предыдущая в начало следующая
Валерий Хилтунен
Валерий
ХИЛТУНЕН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Образование' на Subscribe.ru