Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Курсив не мой < Вы здесь
Детское время вышло
Обзор теленедели

Дата публикации:  13 Августа 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Телепузики не страшнее Чебурашки

Если не случится что-то экстраординарное, нынешняя теленеделя пройдет под знаком "Курска", годовщину гибели которого все телеканалы отметили в воскресенье. Но обычно август - время, когда каналы готовятся к началу нового телесезона. В рассказах о новых проектах, скорее всего, потеряется тема детского телевидения, которое и в самой сетке занимает время, стремящееся, если так можно выразиться, к нулю.

Когда на экранах появились телепузики и покемоны, телевизионная критика, конечно, не постеснялась смешать их с грязью. Их предшественники вроде черепашек-ниндзя и даже абсолютно невинной "Улицы Сезам" также пользовались весьма скверной репутацией. У компании Уолта Диснея и прочих могущественных мультикорпораций в России тоже сложная судьба: их анимационные фильмы, как правило, не вызывают одобрения у взрослых. Та же тенденция наблюдается в нетелевизионном мире: карманные звери тамагочи приводят в ужас некоторых слабонервных обывателей. Однако на ТВ конфликт между взрослыми и детьми выглядит наиболее красочно. Если приглядеться, ни одна телевизионная продукция не вызывает такого жестокого раздражения, как передачи для детей.

Казалось бы, все, что связано с этими невинными созданиями, должно вызывать отнюдь не раздражение, а умиление и телячий восторг. Однако разница в нашем мировоззрении оказалась велика. Представьте ситуацию: вы разговариваете с обычным человеком, считая его абсолютно вменяемым и похожим на себя. В один прекрасный момент он выкатывает глаза, смотрит поверх вашего плеча и громко кричит: "Смотри, смотри, птица!" Настолько же неожиданна для взрослых экстатическая реакция детей на телепузиков и покемонов. Шестилетняя дочка моих знакомых просыпается в семь утра (раньше спала до десяти), закутывается в одеяло и идет на кухню смотреть сквозь на Тинки-Винки.

Российское телевидение родило лишь один формат детской передачи, доказавший собственную жизнестойкость. Хотя, конечно, "Спокойной ночи, малыши!" никак нельзя назвать шедевром. В ней совершенно отсутствует динамика, за почти сорок лет в программе практически ничего не изменилось, если не считать естественного процесса смены лиц ведущих, представляющих в передаче вид человекообразных взрослых. В последние годы выпуски программы делались с минимальными интеллектуальными и творческими затратами. Передача блистала почти полным отсутствием драматургии и режиссуры, примитивнейшей телевизионной технологией (вроде появления из воздуха фокусника Рахата Лукумыча) и слабостью литературного содержания. Если когда-то воображение могла поразить эффектная работа кукловодов, а ведущие не пренебрегали хорошей литературой, то уже несколько лет программа "Спокойной ночи, малыши!" служит банальным источником легкого приработка для малоизвестных режиссеров, артистов и фокусников - отсюда и примитивность приемов.

Но почему-то при оценке такого рода программ вопросы хорошего вкуса отступают на второй план. Не считаю это правильным, но таково ныне состояние умов. Всех телезрителей успокаивало элементарное присутствие в обычное время и в привычном месте, на первом канале, Хрюши, Степашки и Каркуши. А умиротворяющее заклинание "Спокойной ночи, девочки и мальчики! Кар-кар-кар!" оказывало седативное воздействие на всю нацию. И с этим надо считаться.

Человечество не может существовать без плюшевого медвежонка с пуговицами вместо глаз. "Спокойной ночи" - наш национальный российский плюшевый медведь. При всем убожестве данного зверя мы начинаем нервничать, когда посторонние люди хватают его руками с целью переместить куда-нибудь на антресоли. Мы молчали, когда хронометраж программы сократили до семи минут, мы, пожалуй, вытерпели бы даже сокращение до одной минуты, - нам главное видеть, что Хрюша со Степашкой по-прежнему в строю, что они, как и раньше, оберегают наш спокойный сон...

Когда Госдума хотела ограничить рекламу в телевизоре, некоторые телевизионные деятели распространяли вокруг себя следующий текст: денег за телевидение в нашей стране зрители не платят, поэтому в качестве платы за него извольте смотреть рекламу.

Когда эти телепузики делают подобные заявления, надо немедленно хватать их за язык: итак, зритель все-таки несет расходы по содержанию ТВ, как минимум, моральные?.. Давайте прикинем, так ли уж дешево зрителю обходится телевидение? Ведь стараниями рекламных агентств эта плата порой становится непосильной - задумайтесь, какой удар по психике наносят ежедневный просмотр роликов "Возьми быка за рога", "Уют в доме начинается с маргарина" или "Без денег счастливым всегда можно стать".

В таком случае, почему с товаром, за который мы так недешево платим, обращаются столь неделикатно?

Варварское отношение, которое первый канал позволил себе в отношении старейшей российской передачи, актуализировало очень важную тему. На отечественном ТВ (а оно далеко не такое уж отсталое, даже, пожалуй, одно из лучших в мире) практически отсутствует качественная оригинальная продукция для детей. Российское телевидение существует только для взрослых. Дети не станут устраивать драм в связи с отсутствием в эфире недотепы Хрюши. Вот если бы им отключили английских телепузиков - они бы закатили концерт! Безусловно, конфуз с передачей "Спокойной ночи, малыши!" скорее задевает взрослых - у тех, пожалуй, может возникнуть некая рефлексия. Программа передавала нам приветы из детства, но кроме того, она была хороша тем, что помогала взрослым легко и непринужденно исполнять долг перед своими детьми - ребенок посмотрел передачу, уложен в кровать, следовательно, можно поставить галочку в сознании и спокойно идти на кухню продолжать ночные разговоры или пить пиво.

"Спокойной ночи, малыши!" - один из немногих заметных детских телевизионных форматов, придуманных в нашей стране. Есть еще одно чисто российское телевизионное изобретение, которым его авторы чрезвычайно горды, - журнал "Ералаш". Изгнание этого реликта с канала ОРТ никто бы не заметил, ее наличие в эфире совершенно случайно, но почему-то жертвой пали "Спокойной ночи". Лет десять-двадцать назад "Ералаш", возможно, был для зрителей откровением, но нельзя же с нынешними детьми разговаривать таким архаичным языком - языком "Крокодила" и шестнадцатой полосы "Литгазеты"! И в случае с "Ералашем" опять-таки трудно отделаться от ощущения, что он существует лишь для того, чтобы занять многочисленных невостребованных сценаристов и режиссеров, слоняющихся без дела последние десять лет.

А сколько было и есть детских передач, названия которых нужно долго восстанавливать в памяти! Лидер российского детского телевидения - телекомпания "Класс!" - вдоволь поэкспериментировал в этом направлении. Но от пересадки ведущего Виктора Кряковцева ("Кактус и компания") из программы в программу положение кардинально не менялось - большинство форматов существовало максимум один сезон. Не характерно ли, что флагманской продукцией детской телекомпании является передача "Пока все дома" с Тимуром Кизяковым - формат, явно рассчитанный на взрослых? Это - едва ли не единственная жизнеспособная программа, производимая телекомпанией "Класс!", хотя и к ней есть некоторые претензии: не может человек десять лет играть одну и ту же роль положительного мальчика.

Та же тенденция прослеживается у других российских производителей. "Путешествие натуралиста", казалось бы, явно рассчитано на детскую аудиторию - хотя бы по степени доверительности интонации ведущего и в силу его многолетнего опыта работы как раз с детской аудиторией. Получается блестяще, но все-таки "Путешествия натуралиста" нельзя считать детской передачей. Некоторые авторитетные источники утверждают, что дети не доверяют людям, которые сюсюкают и разговаривают с ними, как с умственно отсталыми. Так что успех этой передачи у детей еще остается под вопросом. Возникает другой вопрос: на какую аудиторию тогда рассчитывал Павел Любимцев, избрав подобный тон? И почему передача столь популярна? Неужели взрослой части населения России нравится, когда с ними разговаривают, как с воспитанниками детского сада? Эту мысль - про наше стремление вернуться в детский сад, где регулярно кормят кашей, а нянечки любезно предлагают горшок, - можно было бы развить, но оставим до следующего раза.

Российские производители пытаются сочинять универсальные программы, рассчитанные на аудиторию всех возрастов. Их западные коллеги, напротив, увеличивают пропасть непонимания, разговаривая с детьми на загадочном языке, в основном невербальном, который взрослым кажется абсолютно идиотическим и опасным для неокрепшей психики.

Практика показала, что Запад здесь выигрывает с крупным счетом, и эта победа повергает нас в панику. Шок от телепузиков и покемонов до сих пор не проходит, хотя они просуществовали уже почти целый сезон. Но, может быть, этот шок - только от неготовности взрослых к тому, что с нашими акселератами следует разговаривать современным языком?

Нам в детстве тоже гораздо интереснее было смотреть мультики про Винни-Пуха, Карлсона, Чебурашку и 38 попугаев. Авторы этих шедевров не держали нас, детей, за идиотов, способных с упоением смотреть сагу про "Сестрицу Аленушку и братца Иванушку" с заунывным закадровым дикторским текстом: "И полете-е-ели гу-у-уси-ле-е-ебеди..." Может быть, телепузики не страшнее Чебурашки, - по сути, такие же мутанты с неопределенными физическими характеристиками. У телепузиков хотя бы половые различия проглядывают.

Пока неизвестно, чем ОРТ будет заполнять опустевшую нишу вечерней детской программы. Без детской передачи главный канал страны существовать, наверное, не должен. Может быть, пора придумать передачу, которая безумно понравится детям. Взрослые немного потерпят.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Фихтенгольц, Музыка - новое важнейшее из искусств /01.08/
Обзор прессы. Писать не о чем. Единственный вид искусства, на котором более менее сходятся вкусы всех изданий, - музыка. Она сейчас и является важнейшим из искусств.
Михаил Фихтенгольц, Трусы и пение /20.04/
Обзор бумажной прессы. Душераздирающее зрелище - смотреть, как танцуют люди, сидящие в инвалидных колясках. В ЦДХ демострируют нижнее белье в стиле "ретро". Чик Кориа и Горан Брегович в Москве. Кинокритики на неделе тоже особенно не радовались.
Михаил Фихтенгольц, Александр Соколянский, Общий смысл чрезвычайного происшествия /16.04/
Почему "Геликон" получил четыре "Маски", натянув нос Мариинскому театру - да просто потому, что постановки Бертмана припахивают ярмарочным аттракционом. Они зажигательней, они нахрапистей, чем высокое искусство Мариинки. Жюри недвусмысленно объявило о своей любви к театру-развлечению, к театру-общепиту.
Михаил Фихтенгольц, Кино - импортное, музыка - наша /30.03/
Обзор бумажной прессы. Первый "Оскар" ХХI века - самый скучный и предсказуемый: сначала поговорят о проблемах киноискусства, потом перейдут к тряпкам. "Зима священная" Леонида Десятникова: дружный возглас одобрения и одна ложка дегтя. 225-летие Большого театра: юбилей или похороны?
Михаил Фихтенгольц, Весенняя мизантропия /23.03/
Обзор бумажной прессы. Зритель к отрицательным рецензиям - будь то "А-ха" или "Фауст" Юхананова - абсолютно равнодушен. Кому-кому, а ему все происходящее на сцене нравится. Критика и зритель существуют в параллельных мирах. Оказывает ли критика воздействие на "общественное мнение"? Нет.
предыдущая в начало следующая
Вадим Шамсулин
Вадим
ШАМСУЛИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Курсив не мой' на Subscribe.ru