Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Курсив не мой < Вы здесь
Старые и молодые дураки
Обзор теленедели

Дата публикации:  20 Августа 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Десятилетие августовского путча заставило встрепенуться основные телевизионные каналы страны. Девятнадцатое августа каждый телевещатель отметил специальными проектами. Посмотрев все эти передачи подряд, можно сделать выводы о раскладе сил накануне нового телевизионного сезона. Пойдем по восходящей.

Провинциальный и - за редчайшими исключениями - катастрофически неталантливый канал ТВЦ отметил дату фильмом "Август несбывшихся надежд". Название, собственно, говорит само за себя. Однако пытливому зрителю было любопытно проследить за рефлексиями столичного канала по этому поводу. ТВЦ не упустил возможность свести застарелые счеты своего покровителя с недоброжелателями: одним из самых трагических событий последнего десятилетия названа приватизация по Гайдару и Чубайсу. А финальный стоп-кадр фильма, знаменующий возрождение России, состоял из панорамы храма Христа Спасителя. Можно сказать, что ТВЦ остался равнодушным к драме августа 1991 года, поскольку эта драма абсолютно непродуктивна в смысле выпуклого освещения масштаба личности Лужкова.

Сведение личных счетов было еще более характерно для ТВ-6. В пятничном выпуске программы "Сегодня с Владимиром Кара-Мурзой" один из комментаторов августовских событий проявил то ли забывчивость, то ли кощунство, когда сказал, что демократическая революция в России прошла бескровно. А уж воскресный фильм "Три дня в августе", авторами которого выступили Евгений Киселев и Виктория Дубицкая, оставил ощущение полного бесстыдства.

В основу фильма положена версия о непосредственном участии Михаила Горбачева в подготовке и проведении путча. Представленная в начале фильма как гипотеза, эта идея вскоре превратилась в факт, не вызывающий сомнения. С помощью сомнительных натяжек и свидетельских показаний весьма заинтересованных лиц все события августа предстали в относительно новом свете. Зловещую интригу Горбачева не смог в свое время разглядеть ГКЧП, состоявший вовсе не из глупых людей, КГБ во главе с коварнейшим Крючковым; однако эта истина всплыла на поверхность благодаря проницательности Евгения Киселева.

Его участие в этом фильме как главного героя, а не ведущего, - вообще повод задуматься о лишь развивающейся с годами мании величия нынешнего директора ТВ-6. Победа демократии в 1991 году явно вытекала из комнаты в Белом доме, где размещались ведущие "Вестей", и среди них - Киселев. Комментарии Киселева, кроме общеизвестных вещей, почти ничего не содержали. И от того, что их произносил Евгений Алексеевич, эти общеизвестности не ставились вескими истинами.

Почти весь фильм строится на таких оптических обманах. Закадровый голос Сергея Бунтмана убедительно вещает: "Полная изоляция Горбачева была невозможна. Как в Белом доме повсюду ходили агенты КГБ, так и в Форосе у демократов имелось много осведомителей".

Должно быть, к следующему юбилею эта команда порадует нас фильмом о том, что заговором руководил непосредственно Путин. А пока киселевская компания пикантным образом расправилась с Горбачевым, который еще полгода назад ходил у этой команды в друзьях и рисковал своим авторитетом, защищая бизнес Гусинского. Жестоко ошибаться в людях - это, наверное, планида Михаила Сергеевича.

Продукция ТВ-6 может вызывать раздражение и злобу, но это все-таки сильные эмоции. А вот НТВ с фильмом "Дети великого августа" вызвало только досаду. Канал явно задержался с определением собственного лица, и воскресный вечер это в очередной раз продемонстрировал. Фильм журналиста Антона Гришина и режиссера Мурада Алиева, наверное, можно рассматривать как прощание НТВ со своей репутацией острого, актуального и сильного канала. Стоит для примера привести одно из замечаний журналиста: "В Беловежской пуще тогда еще водились только зубры" (речь о безмятежной обстановке в советском обществе летом 1991 года). Может быть, это так шутят теперь на НТВ?

Стоит заметить, что Мурад Алиев как режиссер извлек из материала максимум возможного: видеоряд все-таки соответствовал высокой марке НТВ. Единственная претензия: слишком явное, переходящее в эпигонство, влияние творчества Леонида Парфенова на художественную продукцию канала.

Наверное, ключ к сюжету этого фильма задал молдавский спецназовец, заявленный с самого начала. Этот человек захотел понять, почему за десять лет мы приучились не любить и, наоборот, бояться свою страну? Но в фильме нет даже попытки ответить на этот вопрос. В общем, НТВ отделалось отпиской.

Ведущий программы "Сегодня" Кирилл Поздняков охарактеризовал события августа 1991 года следующим образом: "Группа высокопоставленных чиновников попыталась отстранить от власти президента СССР". Вот этот современный западный штамп "группа высокопоставленных чиновников", употребленный по отношению к тогда - во всяком случае до пресс-конференции "с трясущимися руками" - зловещим Янаеву, Язову и Крючкову, продемонстрировал дистанцию между двумя августами. Пассаж показался забавным. Интересно, Поздняков это специально?

Весельчаки имеются и на ОРТ. Мне представляется довольно остроумной идея снять фильм о путче как производственную драму. Сергей Медведев, автор знаменитого сюжета с Ельциным на танке, рассказывал, как у него это получилось, - с пикантными останкинскими подробностями, комментариями Леонида Кравченко, Ольвара Капучая (бывшего главного редактора программы "Время") и несчастной Веры Шебеко, на чью долю выпало зачитывание залихватского послания от ГКЧП. Право же, фильм получился не менее остросюжетным, чем кинодрама "Аэропорт" по повести Артура Хейли.

Раннее возвращение из отпуска передачи "Времена" относится к числу приятных неожиданностей. Авторская программа Владимир Познера к концу прошлого сезона набрала такие обороты, что грозила затмить собой все остальные аналогичные форматы. Уходя в отпуск, Познер пригласил в студию Никиту Михалкова. Возвращаясь из него - остановил свой выбор на Андрее Кончаловском, чтоб два раза не вставать. В обоих случаях передачи получились отменными. Но первый выпуск нового сезона добавил положительных эмоций. Во-первых, Жанна Агалакова за лето очень похорошела (лишний аргумент в пользу мнения, что красивые женщины - то, что привлекает телезрителей больше, чем всяко-разные умные слова), а во-вторых, телевидение после месяца молчания наконец-то удовлетворило потребность зрителя в разговоре. ОРТ, конечно, сделало грамотный ход, выпустив свою воскресную аналитическую программу раньше конкурентов. Десятилетие августовского путча - конечно, и достаточное, и вполне необходимое условие для такого раннего выхода.

Как всегда у Познера, в тот вечер состоялся любопытный диалог. Не совсем обычно раскрылся Алексей Кудрин, очень занимательная беседа произошла у Александра Проханова с Гавриилом Поповым и Борисом Немцовым. Роль Андрея Кончаловского в этой яркой компании была сведена до минимума, но все же и он блистал обаянием, хотя, скорее, отрицательным. И все-таки его чистосердечное признание, что 19 августа он от страха попросту драпанул из России, дорогого стоит. Такими признаниями гостей особенно сильны "Времена".

Самым ярким событием воскресного телевизионного вечера стал фильм "Жаркий август 1991 года", показанный на РТР (автор и режиссер Александр Стефанович, комментарии Николая Сванидзе). Пожалуй, впервые на канале появился политический детектив столь высокого художественного уровня, хотя РТР давно уже стало лидером в производстве документальных фильмов. Интрига в картине выстроена настолько грамотно, что от экрана было невозможно оторваться.

Политическая оценка августа 1991 года в фильме, конечно, содержалась, - иначе зачем там Сванидзе, - но все-таки фильм получился не о политике, а о нравственном выборе, не побоимся этого слова. Никогда с такой остротой на телевидении не говорили о верности присяге, невозможности стрелять по своему народу, трусости и подлости. Впрочем, выбор слов и их порядок - из нашего обзора, фильм же обошелся без подобной патетики, напротив, текст был абсолютно лапидарен.

На этот фильм можно взглянуть и в другом аспекте: у авторов получилось довольно мощно высказаться о роли личности в истории. По версии авторов, судьба страны тогда реально зависела от Грачева - главкома ВДВ, разработавшего сценарий вооруженного захвата власти и призванного его осуществить. Он был центральной фигурой путча, на котором замкнулись интересы обеих сторон. Пожалуй, долго не забудется лицо Грачева, когда тот говорил о ночи, во время которой решал, на чьей он стороне, и взвешивал ельцинские гарантии безопасности. Не забудется рассказ Коржакова о ельцинской попытке бегства в направлении американского посольства в то время как защитники Белого дома намеревались умирать за своего президента (по счастью, Ельцин вовремя остановился). А самое забавное откровение, - покаяние Язова ("Я старый дурак, простите меня, Михаил Сергеевич") и его же самоуверенный вид спустя десять лет... Здесь даже трясущиеся руки Янаева уходят на второй план. Право же, это блестящий фильм!

19 августа 2001 года стало генеральной репетицией предстоящего телевизионного сезона. Расклад сил накануне сражения ясен, средства уничтожения противника выставлены на обозрение. ТВ-6, по всей видимости, воспользуется старым, хорошо себя зарекомендовавшим черным политтехнологическим орудием, именуемом в просторечии "говнометом". ОРТ имеет численное и моральное преимущество (охват аудитории и репутация главного канала). РТР будет пробовать новые мощные разработки телевизионного ВПК (впереди у них - мощная пиаровская акция - юбилей "Вестей", который как будто специально отложили на осень). Явный аутсайдер в этой компании пока - НТВ, мечущееся в поисках собственных оригинальных средств борьбы за зрителя.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Фихтенгольц, Взгляд в себя /16.08/
Штатные обозреватели "Известий" решили порассуждать на вечно актуальную тему - взаимоотношения критики и людей искусства. Критика существует для поддержания нужной температуры творческого процесса, для деятелей культуры она должна стать необходимым импульсом к дальнейшим поискам? Как бы не так.
Михаил Фихтенгольц, Кто во что горазд /07.08/
Читая про Марка Нопфлера, кажется, что один критик семь раз переписал одну заметку. Наболевший вопрос - о чем писать, когда ничего не происходит? - в августе стоит особенно остро и не дает покоя обозревателям. Так, по легенде, в период полного затишья "Коммерсант" отрецензировал несуществующую выставку в Нью-Йорке.
Вадим Шамсулин, Детское время вышло /13.08/
Обзор теленедели. Российские производители пытаются сочинять универсальные программы для всех возрастов. Их западные коллеги, напротив, разговаривают с детьми на загадочном языке, который взрослым кажется идиотским и опасным для неокрепшей психики. Однако Запад выигрывает с крупным счетом - шок от телепузиков и покемонов до сих пор не проходит.
Михаил Фихтенгольц, Музыка - новое важнейшее из искусств /01.08/
Обзор прессы. Писать не о чем. Единственный вид искусства, на котором более менее сходятся вкусы всех изданий, - музыка. Она сейчас и является важнейшим из искусств.
Михаил Фихтенгольц, Трусы и пение /20.04/
Обзор бумажной прессы. Душераздирающее зрелище - смотреть, как танцуют люди, сидящие в инвалидных колясках. В ЦДХ демострируют нижнее белье в стиле "ретро". Чик Кориа и Горан Брегович в Москве. Кинокритики на неделе тоже особенно не радовались.
предыдущая в начало следующая
Вадим Шамсулин
Вадим
ШАМСУЛИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Курсив не мой' на Subscribe.ru