Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Периодика < Вы здесь
Журнальное чтиво. Выпуск 199
Дата публикации:  22 Июля 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Лета остается все меньше, на повестке дня летние стихи; в "Журнальном зале" между тем явился 2-й - весенний - выпуск "Ариона", и там Игорь Иртеньев с "Типа сонетом". "Типа сонет" - это типа заголовок, строфа такая... типа классическая. И типа про лето:

Когда декабрь как вкопанный стоит,
И на лету, как птицы, стынут слюни,
Что делает классический пиит?
Он, натурально, грезит об июне.

В том же "Арионе" - во втором отделе - Инна Лиснянская с зимними стихами, но зима там метафизическая, как в классических элегиях: урожай собран, снег или зола?.. Point для классической элегии не вполне традиционный.

Уже отару лет
Остриг январский ветер
И гонит к алтарю.
Уже псалом пропет.
Уже написан Вертер.
И я вдогон смотрю -

Там снег или зола?
И жить уже мне стыдно -
Я старше, чем тетрадь.
Завершены дела.
Но умирать обидно,
Обидно умирать.

Большой зимний цикл Инны Лиснянской - в июльском номере "Знамени"; на этот раз в подтекстах горацианская ода, впрочем рифма к Горацию - галлюцинация, что же до "звуков лиры и трубы", то каноническим аллегориям здесь предпочитают неканонические:

Пляши, путана, играй, гетера,
Гуляй, судьба!
Кому - кифара, кому - фанера,
А мне - труба.

В ней вьюга выла, и пламя пело,
И письма жглись, -
И вылетает безмолвьем пепла
Плутовка-жизнь.

Кому-то - славно, кому-то - дурно,
А мне - амбец.
Не пожалей мне, струна Сатурна,
Своих колец!

"Знамя" июньское открывается "Попыткой плача" Юрия Арабова с центоном-эпитафией, скрепленным цепочкой рифм на "время". Здесь же "Признаки тихого наводнения" Михаила Айзенберга с интригующим предисловием:

"Как пишут в предисловии к какому-нибудь скандальному роману: "Все совпадения имен и событий случайны". Здесь авторы всегда немного лукавят, но у меня есть крепкое алиби - время написания помещенных в журнале стихотворений. Они написаны летом и ранней осенью 2004 года".

Это и в самом деле почти роман, но из событий здесь, пожалуй, лишь титульное наводнение, вода - главное действующее лицо, она как "горячий лед" и "текучий камень", она как темнота, что без дна (обратный ход: черный ящик с двойным дном).

А как вы стали черным ящиком?
А слишком много было времени,
чтоб взять его с одной попытки.
И полумеры настоящего
терялись в новом измерении.

Контора дергала за нитки.

Но истекает срок положенный,
и с ним темнеет дочерна
груз невостребованный, брошенный
на глубине двойного дна.

Ближе к концу появляется наконец персонаж. Под соответствующим заголовком:

А вот и он

А вот и он в полупальто немарком -
наш новый гость, ступающий с носка.
Ну, развлеки нас памятным подарком
или прямой ладонью у виска.

Как бы не так. Не подает руки.
И кстати: от такой железной хватки
уже отвыкли. Щелкнут каблуки,
а он все с нами. Странные повадки!

Новый персонаж множится, оборачивается то другом ситным-прянишным, то серым волком со скукой в глазах, то серой молью, что дышит где захочет. Затем возникает смутный звук - машинный гул, эхо кассовых автоматов.

вы злодеи, мы злодеями не будем,
вы злодеи, мы ни в чем не виноваты,
и зачем вы к нам, обычным людям?
Вам сюда, а мы направо, за правами.
Где-то терлись долго рядом с вами
и чужие запахи впитали.
Где злодеи? Мы в глаза их не видали.
Нас там не было и быть там не могло.
Это радио тогда еще сказало -
на посадке, на причале, у вокзала.
Посмотри на электронное табло:
вы не с нами, вам налево, нам направо.
Вы направо, мы налево, где охрана?
Наше право виновато - неужели?
Наша правда вон из головы.

Похоже, этот сюжет - про страх темноты и войну всех против всех, где ждут помощи неясно с какой стороны, где в некий момент возникает голем, непонятный вблизи, различимый вдали, едва отделившийся от грязи... а потом оказывается, что все это - ночной кошмар.

Надо мной стоит человек-гора.
Он: пора.
А я ему как ребенку:
ну, подожди минутку,
что вы все в одну дудку,
всех под одну гребенку,
как иван, кивающий на петра.

Вот он наваливается на крышу
Вот он идет по невидимому лучу
Что я услышу
Что я услышу
Что я услышу
когда закричу

В заключение - мораль:

Если хотите, то вот мое мнение
(я понимаю, что не хотите):
происходящее ждет извинения.
Ждет изменения.
Тонет в обиде.

Признаки тихого наводнения.
Перерождение мер и весов.
Прожили век, а такого не видели.
Надо все начинать с азов.
То, что было вчера ковчегом,
время берет и выносит вон.
Ветер идет по морям и рекам
Все отпускаю на волю волн

Другой страшный сон - не про голема и наступающую воду, не про можжевеловый куст, но про застывающую Неву с Андреевским крестом над нею - у Елены Шварц в последнем номере "Нового мира":

Я видела во сне крестовый мост -
Андреев крест над темною Невою.
Шли по нему на Охту, в Летний сад,
На Крепость или просто за водою.
Одни шли к пустоте или забвенью,
Те к Будде, те к мечети шли,
Суворовцы шли ночью на ученья,
Мешки холщовые несли.
Им снились сны о злой подводной тине,
С китайской надписью конверт.
Им снился Бог, лавирующий в льдинах,
Летящий мимо, знающий Корвет.
Он с полюса шел, отряхая
Пыль ледяную со снастей.
Все замерзало, лубенели флаги
С нашитыми скрещеньями костей.
Шли по мосту вороны рваным строем,
И люди шли на восемь разных стран.
И только в сердцевине и скрещенье,
Вращаясь и взирая на строенья,
Зеленый замер Истукан.

Подборка Юрия Кублановского в июньском "НМ" называется "Над строчкой друга" и заканчивается "черными флоксами..." Александра Величанского. В том же номере исполненные античной архаики "Пустынные времена" Бахыта Кенжеева, начинаются они с "загадки", "ключика к хорошей прозе" ("Ключик к хорошей прозе едва ли не в том, / чтобы она была не меньше насыщена, чем хорей..."), заканчиваются детскими играми, гаданием и посвящением А.Ц. ("Прятки, салки да третий лишний...").

А открывается июньский "НМ" "Синим светом" Сергея Гандлевского: кажется, те самые "три стихотворения в год", в своем роде продолжение прошлогодних "двух стихотворений": о "личных вещах" - "бесполезных вещах" и о приравненной к ним памяти-воскрешении:

Признаки жизни, разные вещи -
примус и клещи.
Шмотки на выброс, старые снимки -
фотоужимки.

Сколько стараний, поздних прозрений,
ранних вставаний!
Дачная рухлядь - вроде искусства,
жизни сохранней.

И воскрешает, вроде искусства,
сущую малость -
всякие мысли, всякие чувства,
прочую жалость.

Вплоть до частушки о волейболе
и валидоле...
Платье на стуле - польское, что ли,
матери, что ли?

В "Звезде" - американские стихи Григория Кружкова: лето в Нью-Джерси, смерть в Нью-Джерси, отсылка к Сократу, посвящение Льву Лосеву, аллюзии (кроме титульной - венецианской) на "Зима. Что делать нам в деревне" и блоковское "Северное море":

По радио передавали джаз.
Синоптик звал на пляж.
Предупреждали
О пробках на шоссе. Шеренга книг,
Как водопад, переливалась с полок
На стол, и со стола на пол. Над ними
Луч солнца нависал - широкий, пыльный,
Как потолочный брус. Он все держал.
Погода соблазняла и шептала...
Зачем же дверь осталась заперта?

Наконец, в 6-м номере "Октября" - цветные сны Михаила Поздняева, сначала про Еву и Лилит, а под конец про купленную на прошлогодней ярмарке "нон-фикшн" тишотку, "T-shirt, / из которой кровь течет", посвящается Андрею Вознесенскому, стихи, соответственно, - про назначение тишотки:

Назначение тишотки, дорогие малыши, -
посещать ваши тусовки без ущерба для души,

- и назначение поэзии. Или определение поэзии:

Поэзия не сонная лощина
с отарами пасущихся сальерь,
но павший жертвою защиты Лужина
запаянный в сосульку соловей.

Поэзия не хилые ремейки
самих себя с биноклем на заду,
но секс на свежекрашенной скамейке
в рассветном ботаническом саду.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Инна Булкина, Журнальное чтиво. Выпуск 198 /12.07/
Пушкин глазами Ефима Курганова и конец фабрики грез. Проза начала лета.
Глеб Шульпяков, Гомер и колючка /05.07/
Стостраничный "путеводитель" по Георгосу Сеферису - в лучших старых традициях журнала. Инициатором публикации выступила Ирина Ковалева, знаток и переводчик современной греческой поэзии. Теперь вместе с ней и другими переводчиками читатель волен проделать одиссею Сефериса. "Иностранная литература" # 6.
Инна Булкина, Журнальное чтиво. Выпуск 197 /28.06/
Неблагодарные сражения за покойников. "Новое литературное обозрение" # 71, "Неприкосновенный запас" # 40-41.
Инна Булкина, Журнальное чтиво. Выпуск 196 /14.06/
Впереди у нас леса, позади болота. Критика и нон-фикшн.
Инна Булкина, Журнальное чтиво. Выпуск 195 /31.05/
Летние заметки о прошлогоднем снеге. Стихи.
предыдущая в начало следующая
Инна Булкина
Инна
БУЛКИНА
inna@inna.kiev.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru