Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Театр < Вы здесь
Навстречу IV съезду Союза театральных деятелей России
Актеры и режиссеры делятся своими ожиданиями

Дата публикации:  15 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

22-23 октября в Москве пройдет очередной, IV съезд Союза театральных деятелей России. В здание мэрии на Новом Арбате придут знаменитые на весь бывший Советский Союз звезды театра и кино, народные артисты СССР, России, автономных республик... Что они ждут от съезда? С этим вопросом накануне съезда мы обратились к некоторым из них, любимым и знаменитым. Пожалуй, наиболее неожиданным стало для нас то, что для некоторых, не ставших делегатами, новостью стала наша информация о том, что такой съезд пройдет в эти дни в Москве. Другая новость: судя по ответам некоторых наших собеседников, далеко не во всех театрах Москвы прошли собрания по выборам делегатов на московскую конференцию. Все случилось обыденнее: пришел в театр представитель СТД, назвал имена людей, которые потом и представляли театры на московской конференции, где, в свою очередь, уже выбирали делегатов съезда. А Москва, как известно, решает многое в съездовском раскладе голосов.

Светлана Врагова, художественный руководитель театра "Модернъ", заслуженный деятель искусств России:

Можно сказать, что ничего не жду. Искренне - я не жажду крови. Но мне кажется, что съезд будет крайне непростой, и я не могу сейчас предсказать, что выйдет в итоге. Пессимистическая часть моего организма говорит, что все останется по-старому. Оптимистическая - ждет перемен. Революции, мне кажется, не произойдет, потому что группа, которая настроена оппозиционно, разрознена. Многие, например, считают, что произошло страшное отчуждение СТД от простых членов СТД. Но выразится ли это недовольство в тех или иных переменах? Думаю, что нет. Фигуры, которые выдвигаются на смену нынешнему председателю СТД Александру Калягину, - абсолютного доверия не вызывают никто. Настроение - по известной классической фразе: что тот солдат, что этот... Среду недовольных характеризует паралич воли. Для перемен к лучшему - это не самая надежная почва. Союз, складывается впечатление, обречен на медленное умирание. Дай Бог, чтобы я оказалась не права... Все зависит в итоге от честности и порядочности людей, которые войдут в счетную комиссию.

Юрий Соломин, художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР:

Ничего. Я был на Московской конференции, и когда я задал вопрос о поликлинике СТД, то не только не получил на него ответа, но и был грубо оскорблен представителем ее сегодняшнего руководства. Почему наши артисты не могут пользоваться ее услугами или должны это делать за деньги? Сам я, кстати, ей не пользуюсь. Я удивлен, почему мои руководители не вступились за меня и позволили оскорбить.

Галина Анисимова, народная артистка России:

Ничего хорошего не жду. Все очень огорчает. СТД на нас не обращает никакого внимания, мы их никого не видим. У нас такая трагическая судьба в этом году. Когда умер Охлопков, в театре тоже был создан худсовет. Фурцева быстро назначила Гончарова. Ходили к ней ходоки, просили снять. Фурцева все равно его оставила. Но это была фигура, это был человек, который держал театр. Кстати, всех, кто ходил, через некоторое время уволили. А сейчас? Кого бы ни назначили, он приведет с собой своих актеров и будет на них ставить. Не изменится ли дух театра? Это ведь театр с историей, нам уже 80 лет, это же Театр революции, Театр Маяковского. А если придет такой режиссер, как Мирзоев, при всем уважении, дух в театре будет другой. Мы не какие-нибудь ретрограды, нет. Мы готовы к экспериментам, к новшествам, но чтобы дух нашего театра, Театра революции, сохранился. Мы мечтаем о Петре Фоменко, его еще Охлопков привел в театр. Он вошел в наш Худсовет, хочет поставить спектакль. Но все сложно, театр в трудном положении. Нашему директору 80 лет. Ну если бы хоть какая-то моральная помощь от СТД, чтобы пришли, поговорили, поддержали. Ситуация с поликлиникой ужасная. Что с ней сделали? Это же наше, построено на наши членские взносы. Артист там должен быть впереди всего. Но заставлять актеров платить? СТД должен бороться за права актера. Я не вижу, чтобы чего-то добились. А как премии, так одни и те же лица, какие-то бесконечные тусовки, церемонии, междусобойчики. Если вы говорите, что театр умирает, то вашу организацию тоже надо как-то перекраивать. Начните какую-нибудь дискуссию. Ведь театр - это бюджетная организация. Артист театра, в отличие от кино, ТВ, находится в нищенском положении. Ну нельзя, чтобы Вицин в 83 года умирал в больнице без денег. Раньше какая-то ответственность у людей была. Нет тепла, нет взаимосвязи, жизнью театра никто не интересуется. Раньше были просмотры, обсуждения. Это давало пищу для творчества. Сейчас ничего этого нет. Бесконечные юбилеи, поздравления, все стали звездами. Не понимаю, как можно забыть артиста театра. Выбрали делегатов, все очень достойные люди, но выбирали их почему-то не внутри театра, а вне его. Почему из молодых никого не выбрали, из сорокалетних, тех, кто набирает силу? Нужна новая кровь.

Сергей Яшин, народный артист России, главный режиссер Театра имени Н.В.Гоголя:

Жду новых идей. Жду обсуждения проблем Союза, обсуждения доброжелательного и всестороннего. Хочется, чтобы мудрость и общий взгляд был обнаружен. Жду здравомыслия и - что победит любовь к театру и его деятелям.

Ольга Яковлева, народная артистка России:

Давно ничего от него не жду. Или эта организация себя изжила, или должна существовать на другой платформе. Они ведь все проигрывают. Клиника - это вообще какая-то криминальная история, санаторий, магазин... Нужно все распустить или необходим хороший менеджмент, который бы улучшал жизнь и помогал российским актерам. В Москве приходится крутиться, чтобы как-то продержаться, а в провинции - безобразие, положение актеров нищенское. Культура всегда везде дотируется. Странно представить, чтобы симфонический оркестр какого-нибудь города сам себя содержал. Система сейчас странная. При нашей бедности мы субсидируем других режиссеров. Да, у нас своих огромное количество. Иностранные режиссеры ставят у нас спектакли. А Фоменко ютится с замечательным театром на какой-то безобразной площадке в кинотеатре. У Толи Васильева театра как бы нет, а площадки две. Как-то странно. Дело ли это СТД? Я знаю, что Союз помогают в организации фестиваля "Золотая маска". Наверное, такой фестиваль должен быть. Ничего не жду. Это чиновничья организация. Для кого и для чего они, не знаю. Для тех, кто там работает. Дом актера - он больше об актерах думает. Вот и все.

Виктор Славкин, драматург:

Жду объединения этой театральной общественности, в смысле дружества. Чисто театральных ожиданий нет, есть чисто человеческие, цехового общения жду. Театральные дела утрясутся сами, это я оставляю за скобками. Театр по сравнению с кино и телевидением оставляет единственную надежду на общество теплое, с некоторыми сантиментами.

Марк Розовский, художественный руководитель театра "У Никитских ворот":

Сначала - чего не жду. Не жду слишком хорошего. Есть большое беспокойство. Страна изменилась за эти годы, реформы театра не произошло. Наш театр застрял в виде, принятом при Советской власти. Необходимо принять закон о театре в пакете с законом о меценатстве. Тогда реформирование принесет какие-то плоды. Жду от Съезда СТД изменений, которые могут быть предложены. Нынешнее положение внушает тревогу, но есть понимание, что что-то измениться должно. Я не очень хорошо разбираюсь, потому что все эти годы был погружен в работу. Единственная тревога, удастся ли сохранить творческую атмосферу, взаимопомощь, чувство локтя, которые обеспечивал ВТО, потом СТД в какой-то мере. Все новации должны обсуждаться не за закрытыми дверями, все нужно делать чистыми руками, любая нечистоплотность может опозорить общее дело. Необходимо дать слово регионам. Жизнь театра в провинции - совсем иная, чем в Москве. Надо найти реальные пути ее улучшения. Многие идеи, которые раньше провозглашались как спасительные, застряли на полпути. Все реформы должны быть продуманными, удовлетворять творцов в первую очередь, а не работать в пользу лиц, которые с помощью СТД могут нагреть руки. В этом главное противоречие. Удастся ли его разрешить? Если нет, это ударит по всем нам. Традиции были прекрасные. А в этом году все члены СТД ездили в санатории без скидок. Я понимаю, что нужно зарабатывать. Но это ударило по многим. Разрушить легко. В СТД есть умные головы, есть кристально честные люди. Важно, чтобы СТД не превратился в кормушку, когда одни будут сидеть у общего пирога, а другие к нему даже не притронутся, и он будет съеден без их участия. Союз дает право демократического участия.

Сергей Юрский, народный артист России:

Я от любых съездов ничего особенного не жду. Я жду от жизни.

Адольф Шапиро, режиссер:

Единственное пожелание: чтобы СТД окончательно не развалился. Смысл - в том, чтобы Союз давал поддержку, духовную, душевную, в чем и была ценность Союза многие прежние годы. Если это исчезнет, мы останемся ни с чем. Старое общество погибает, а новый актерский профсоюз - в том виде, в каком он существует на Западе, - не создается, мы окажемся в пропасти. Одно уходит, а нового ничего не появляется.

Николай Шейко, заслуженный деятель искусств России, режиссер:

Жду, что, может быть, все останется как есть, что ничего такого не произойдет.

Елена Козелькова, заслуженная артистка России:

Жду, чтобы сообразили наконец, что директор театра, художественный руководитель не является барином, феодалом. Что некий момент общественно-человеческий тоже существует. Понимаю, что есть актерский балласт - тех, кто сошел с круга, исписался. Но на то и съезд, чтобы решить, чтобы определить положение актера в театре. Главное - поддерживать молодежь, развивать, работать, растить. Не выискивать звезд и звездочек. Вести массовую работу, прежде всего. А не превращать спектакль в антрепризу. На то и есть репертуарный спектакль, стационарный, когда каждая роль - роль, а не обслуживающая звезду единица.

Дмитрий Брусникин, режиссер, заслуженный артист России:

От какого съезда? Я даже ничего не знаю. Видите, те, кто нами сейчас руководит, не считает нужным оповещать нас об этом.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Григорий Заславский, За нормальные и здоровые отношения между театром и критикой! /12.10/
Дело, конечно, хорошее и нет человека, который бы отказался от таких приятственных денег. Пять тысяч! Мыслимое ли дело! Но гложут сомнения.
Не бытовое пространство слова /11.10/
Александр Пономарев, который ставит тексты русских футуристов и обэриутов с тех пор, как пришел в режиссуру в конце 80-х, выпустил в РАМТе спектакль "Великаны и козявки".
Гришковец теперь погружается в "Дредноуты" /09.10/
"Сейчас я ощущаю себя совсем не сентименталистом. И твердо могу сказать, что новая моя работа - "Планета" - будет скорее романтической".
Марина Борисова, "Провинциальные танцы" рассказали о немецкой жизни /09.10/
"На дороге" оказался очередным успешным проектом Гете-института, благодаря которому европейский танец модерн активно высаживается на российскую почву.
Ирина Виноградова, Придуманная история /08.10/
После текста "Конец фильма" зрители начинают аплодировать, в это время появляются кадры - с именами поэтов, которые были расстреляны, погибли, уехали в эмиграцию. Становится грустно, но спектакль все же не только об этом.
предыдущая в начало следующая
Оксана Дубовенко
Оксана
ДУБОВЕНКО

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru