Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Новое поколение консерваторов
Большой театр возвестил о начале переходного периода

Дата публикации:  23 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Почти пять месяцев спустя после отставки с поста музыкального руководителя и главного дирижера Большого театра Геннадия Рождественского и назначения на эту должность Александра Ведерникова дирекция театра решила обнародовать новую политику театра, а заодно и огласить планы на текущий сезон.

Сын великого баса и отец-основатель оркестра "Русская филармония. ТВ-6. Москва" Александр Ведерников в отличие от своего предшественника не стал предлагать революционных планов возрождения былой славы главного театра страны. Напротив - стратегии обновленной дирекции направлены на долгие планомерные реформы. В ситуации, когда до закрытия основного здания Большого театра остаются считанные месяцы, данная позиция кажется наиболее реалистичной из тех, что предлагались за последнее десятилетие.

Новое здание филиала не сможет принять большие спектакли (основу репертуара) ГАБТа, а сценой Государственного Кремлевского дворца Большой теперь не сможет распоряжаться, как в былые советские времена. Этот фактор, по мнению дирекции, станет решающим поводом для начала сокращений непомерно раздутого штата (на сегодняшний день в театре работают порядка 2400 человек). К тому же театр просто не в состоянии сегодня прокормить такую ораву (артисты хора, к слову, сегодня получают по 4 доллара за спектакль). Чистка исполнительских кадров давно назрела и по соображениям повышения художественного уровня театра. Хотя в театре нет агрессивной профсоюзной организации, пока непонятны реальные механизмы и мотивировки увольнений.

По словам гендиректора Анатолия Иксанова, значительные изменения произойдут и в структуре руководства Большого театра. В частности, будет упорядочена работа и взаимодействие всех управлений театра (к примеру, оперной части будут подчиняться миманс, хор и солисты). Вслед за петербургским Мариинским театром, по примеру Запада, с нынешнего года в ГАБТе введена должность главного приглашенного дирижера - им станет Николай Алексеев, работающий в оркестре Петербургской филармонии под руководством Юрия Темирканова. Кстати, это не первый питерский кадр в Большом - годом ранее сюда пришел целый ряд менеджеров из Мариинского театра. Что же до непосредственного взаимодействия двух российских театров, то пока что они ограничиваются обменными гастролями. Кстати, очередные - откроются в двух театрах уже на следующей неделе. Мариинка покажет в Москве свою экстрамодерную версию оперы "Семен Котко" на музыку Прокофьева и дорогой старинный балет "Спящая красавица" на музыку Чайковского. Большой же в Санкт-Петербург привезет оперу "Евгений Онегин" и балет "Лебединое озеро".

В остальном контакты двух театров походят на разговор двух глухих. К примеру, предложение главы Большого театра Анатолия Иксанова о совместной с Мариинкой постановке повисло в воздухе, впрочем, так же как и предложение Валерия Гергиева перенести в Большой из Мариинки лучшие свои постановки. Новый музыкальный руководитель ГАБТа, Александр Ведерников, пытаясь сгладить ситуацию, уверяет всех в том, что два театра впредь будут согласовывать свой репертуар - "чтобы названия премьер не совпадали". Как это будет происходить на самом деле - одному Богу известно. Если это действительно произойдет, то будет первым шагом реального сближения двух дирекций, о котором ходят слухи уже лет десять.

Впрочем, как следует из ближайших планов, с остальными театрами свой репертуар ГАБТ сверять не будет. Поэтому приобретает в этом году постановку оперы "Сила судьбы" Джузеппе Верди из неаполитанского театра Сан Карло и спектакль "Адриенна Лекуврер" Франческо Чилеа из миланского Ла Скала. Кроме этого, в будущем году намечено поставить шестую по счету версию "Хованщины" Мусоргского и, возможно, "Турандот" Пуччини. Что же до балетных планов Большого театра, то на недавней конференции было заявлено о возвращении "Легенды о любви" Юрия Григоровича и переносе древнего балета "Тщетная предосторожность" Фридерика Эштона. И это не все - уже на будущей неделе 77-летний французский маэстро Ролан Пети представит на главной российской сцене свою танцевальную версию пушкинской "Пиковой дамы". Это тот самый контракт, который был подписан не осторожным Ведерниковым, а его предшественником Геннадием Рождественском - проект уже сегодня обречен на скандал. Маэстро Пети успел растрезвонить всему миру, что на Пушкина ему практически наплевать и в его "Даме Пик по-французски" юный Германн намерен всерьез влюбиться в престарелую графиню, а карты для него лишь предлог. По всей видимости, при нынешнем осторожном дипломатичном руководстве это станет последним скандалом Большого театра (по крайней мере - в нынешнем сезоне).


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Аркадий Шпейн, Вечно молодой, вечно пьяный /22.10/
Ник Рок-н-Ролл во "Втором Этаже" - и в первой шеренге.
Михаил Жирмунский, Джесси Норман в Москве /11.10/
Вся непосредственность и огонь этого вулкана остались на репетиции. Со Спиваковым теперь были официальные рукопожатия, общения с залом не происходило.
Михаил Жирмунский, Владимир Спиваков смешивает карты /03.10/
Маэстро настолько мобилизовал свою изобретательность серьезного музыканта и шоумена, что ни один концерт не напоминал предыдущий, несмотря на то, что, действительно, слушали одного Спивакова.
Софья Дымова, Три лика Шостаковича /27.09/
Как фестиваль откроешь - так его и проведешь. В качестве инициирующего аккорда слушателю был предложен Шостакович в ассортименте. Человек несведущий по окончании концерта мог бы подумать, что все три сочинения принадлежат разным композиторам, - в том-то и заключалась хитрая стратегия Спивакова. (+ пара слов по поводу "не той сюиты")
Михаил Мугинштейн, Каменное коварство и неспетая любовь : Верди в Вене /27.09/
Венский фестиваль "Клангбоген" ("Звенящая дуга") проводится в третий раз и набирает вес под руководством Роланда Гайера. В юбилейный год Верди ставка делалась на "Луизу Миллер" по шиллеровской классике "Коварство и любовь". Увы, "глыба страстей" застыла на сцене в глыбе камней.
предыдущая в начало следующая
Михаил Малыхин
Михаил
МАЛЫХИН
mal@expert.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru