Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Рахманинов и Ко.
Дата публикации:  21 Марта 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В мартовские дни, словно несущие на себе весенний флер рахманиновской музыки, Филармония решила устроить фестиваль, посвященный великому русскому композитору. У Рахманинова в этом сезоне юбилей - совпали две круглые даты: 130 лет со дня рождения и 60 лет со дня смерти. Фестивальная афиша выглядит внушительно: "Всенощное бдение", поэма "Колокола", "Три русские песни", все фортепианные концерты. Однако составлена она так, чтобы не урезались концертные программы абонементов. Поэтому к рахманиновским сочинениям оказались приложенными наборы из произведений Стравинского, Скрябина, Прокофьева, и обрисовалась банальная по своей формулировке тема: "Рахманинов и русская музыка". Меломаны же получили возможность глушить свою эйфорию от смакования подробностей рахманиновской лирики жесткими музыкальными ударами "Весны священной".

Фестиваль открылся безо всякой помпы в полупустом зале Чайковского, по разряду рядового филармонического концерта. Г.Проваторов в заторможенном темпе исполнил с ГСО (рук. В.Понькин) знаменитый "Вокализ" в авторской инструментовке. Мелодия меланхолично накручивалась, как вьюн, у разных групп инструментов. Духовые с большими сложностями достигали унисона. В "Симфонических танцах", прозвучавших в тот же вечер, самые яркие фрагменты - с тщательно очерченными дирижером линиями деревянных и струнных - портились расхлябанностью меди. Вторая часть утомила упорным подчеркиванием вальсового метра с неожиданными "вскриками" духовых. В целом "танцы" прозвучали философично и задумчиво, без излишнего драматизма.

Однако основным событием этого вечера и двух последующих в БЗК стало исполнение полного цикла рахманиновских концертов для фортепиано с оркестром. Фестиваль открыл "фирменный" Второй, ставший наподобие Первого Чайковского национальным шлягером. Н.Штаркман, давно уже стяжавший на ниве этого опуса исполнительский успех, появился на сцене в белом пиджаке с вальяжным видом мэтра рояля, знающего, подобно фокуснику, что сейчас захватит весь зал. Но этого не случилось. Без особого энтузиазма и внутренней энергии катились глуховатые звуки рахманиновской музыки. Казалось, мэтр музицирует для себя. Оркестр, чтобы не "забить" солиста, сдерживал свою звучность. Штаркман играл с каким-то только ему ведомым внутренним масштабом, вяловато выигрывая фактуру и не отвлекаясь на эффекты виртуозности. Волшебная по своему мелодизму вторая часть прозвучала аскетично, практически без педали, создающей "пространственные" звучности. Натуральной слезы, которую музыка второй части когда-то вышибла у Танеева, исполнение кантилены явно не вызвало. К финалу внезапно разыгрались все: оркестр, словно ветер, выдавал резкие порывы форте, Штаркман заезженно гнал пассажи по верхним опорным точкам, съедая многозвучную фактуру. Финал получился торжественным.

Следующим в программе значился Д.Мацуев с Третьим Концертом. Академическим симфоническим оркестром Ю.Симонова дирижировал украинский гастролер Р.Кофман. Мацуев, несущий имидж "нового поколения", стремительно захватил консерваторскую аудиторию напористой энергией, четкими моторными темпами, блестящей и расчетливой виртуозностью. На фоне традиционного набора уже известных средств пианиста невозможно было не заметить прогрессирующее качество звука, завораживающего невероятной легкостью в почти свистящих стремительных пассажах и своим отрешенным, хрустальным звучанием в разреженной кантиленной фактуре. Оркестр под управлением Кофмана звучал суховато и корректно, но в финале, погнавшись за развернувшимся по всей клавиатуре в победной каденции Мацуевым, выскочил за пределы своей аккомпанирующей роли. Бурный финал звучал с почти тоталитарным пафосом.

Первый Концерт Рахманинова был исполнен А.Гиндиным в сопровождении Московского Госоркестра (рук. П.Коган), которым в этот вечер дирижировал А.Скульский из Нижнего Новгорода. В качестве "увертюры" к концерту прозвучало раннее оркестровое сочинение Рахманинова - симфоническая поэма "Утес". Поразившая современников "богатством оркестровых красок", эта поэма вышла, пожалуй, слишком суровой, удивив, скорее, сумрачной маловыразительностью оркестровых групп и нечистыми деревянными. Гиндин прикрыл унылое и слишком конкретное, как в балете, звучание оркестра своей сентиментально-выразительной игрой. На фоне аккуратной, безупречно отыгранной фортепианной фактуры разворачивались все красоты певучего рахманиновского мелодизма. Люфты, оттягивающие точки наслаждений, невесомые прозрачные звучности, выплывающие словно из небытия, бубенцовые быстрые пассажи. Иногда казалось, что оркестр рыдал. Шуршащие, истаивающие звуки рояля мало совмещались с "лобовым" звучанием оркестра и в конечной точке Концерта разошлись.

Н.Петров, исполнивший Четвертый Концерт и Рапсодию на тему Паганини с тем же оркестровым сопровождением, безоговорочно покорил аудиторию своей исполнительской независимостью и почти мистической властью над клавиатурой. Казалось, что не только громыхающий в кульминациях оркестр, но и сам рояль существовали для него в другом измерении. Пассажи раскручивались, как ленты, или вспенивались, как шампанское. Откровенное rubato каденций обманно камуфлировало жестко выверенный ритм. Энергичные контрасты создавались из полнозвучных аккордовых масс и тонких акустических эффектов с зависанием на педали остатков звучности. Волнующие накаты арпеджио в "Рапсодии" сменялись графически четкими линиями суровой темы Dies irae. Петров предстал, буквально, "человеком играющим", свободно творящим собственный мир из, казалось бы, уже заезженных звуков популярной фортепианной музыки. 17 марта ему предстоит еще сыграть в зале Чайковского Третий Концерт Рахманинова. Отменное удовольствие для меломанов.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Евгений Левашов, Новый Руслан с новой Людмилой /24.03/
Обнаруженные в Берлине рукописи Глинки позволяют не только спеть его оперу иначе, но и по-новому взглянуть на все творчество русского композитора. Среди находок - 6 часов звучания оперы "Руслан и Людмила", 4 часа звучания оперы "Жизнь за царя", 3 часа симфонических произведений. Этого хватило бы почти на недельный цикл концертов.
Илья Овчинников, От новой России - к новому Вавилону /13.03/
Репертуар московских концертов по-прежнему однообразен: исполнение одних и тех же сочинений чаще раза в месяц следует запретить законодательно. Зато редкие праздники вроде концертов Геннадия Рождественского или Лианы Исакадзе вызывают вопрос: для чего нужно, чтобы одновременно с ними ту же программу исполнял кто-то еще?
Ирина Муравьева, Похождения повесы, или История безумца /27.02/
Возможность произнести старомодное нравоучение привлекла Стравинского, создавшего вместе с Оденом "Похождения повесы" - блестящий оперный текст. Получилась энергичная, отчасти мефистофельская, история мота и грешника, подкрашенная фарсовой интригой бородатой Бабы, любовью верной Энн и финальным блаженством раскаявшегося безумца.
Илья Овчинников, Возвращение Вайнберга /26.02/
Семь лет назад не стало замечательного композитора Мечислава (Моисея) Вайнберга. Сегодня мало кто помнит о нем, хотя он был другом и учеником самого Шостаковича. Вайнберг пережил бегство из оккупированной Польши, гибель родителей и несколько месяцев советской тюрьмы; об этом рассказывают его оперы, квартеты и симфонии.
Ирина Муравьева, Зона Opus Posth /20.02/
Вторую зиму подряд культурный центр "Дом" проводит авторский фестиваль Владимира Мартынова. Музыка его имеет не только звуковой, но и образный объем, который в идеальных случаях осуществляется наяву, как в театре Анатолия Васильева. Внешнее эффектно дополняет ряды его музыки, упорно избегающей линейного развития во времени.
предыдущая в начало следующая
Ирина Муравьева
Ирина
МУРАВЬЕВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru